Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение правового социального государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Выявление историко-правовых предпосылок формирования идеи правового государства;
Определение понятия социального государства как правовой категории;
Установление соотношения категорий правовое государство и социальное государство
Анализ конституционных оснований идеи правового государства;
Уточнение основных проблем в реализации правового социального государства.
Введение
Глава 1. Категория «правовое государство» и «социальное государство» в юридической доктрине
1.1. Историко-правовые предпосылки формирования идеи правового государства
1.2. Социальное государство как юридическая категория
1.3. Соотношение понятие правовое государство и социальное государство в правотворческой практике
Глава 2. Реализация принципов правового и социального государства в конституции РФ
2.1. Конституционные основания идеи правового государства в РФ
2.2. Практические проблемы
Заключение
Список использованной литературы
Следующий постулат - социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.
Социальная справедливость - важнейший
теоретический аспект концепции. Около
трети рассматриваемых в
При осуществлении этих позиций главным остается финансовый вопрос, поскольку без капиталовложений даже самая продуманная программа реформ начнет "буксовать". Ввиду этого невозможно существование социального государства без социально ориентированной экономики. Не умаляя значения вышеперечисленных принципов, автор полагает, что реализация концепции должна базироваться на формировании стабильной рыночной экономики, при которой граждане будут опираться на помощь государства не столько в смысле социальной поддержки в классическом ее понимании, сколько в создании условий для самостоятельного обеспечения гражданином своих потребностей. При воплощении в жизнь эта идея заставит направить государственные властные механизмы по другому руслу и позволит решить огромную массу задач в социальной сфере, но здесь есть проблема. Для граждан России остается доминирующей "установка "разочарованного патернализма": люди не могут и не решаются чего-то требовать от государства, но ждут от него "отеческой заботы" и, разумеется, жалуются на недостаточность таковой"16. Другими словами, ориентации власти на социальное государство недостаточно, только при наличии движущей силы снизу изменения в социальной политике государства будут достижимы.
Ошибочным является мнение, согласно которому государство, гарантируя гражданам социальные права и создавая условия для их свободного развития, делает это себе в ущерб. Опираясь на опыт зарубежных стран, отметим, что выбранный курс на социальную ориентацию экономики, осуществление принципов социального партнерства и справедливости спасли капиталистическое общество от разрушения (в эпоху мирового экономического кризиса) и определили дальнейший прогресс в развитии этих государств (как это было в послевоенной Германии).
Правоведы оценивают сегодняшнее
состояние социального
При всем многообразии представлений о соотношении правового и социального государства можно выделить два принципиально разных варианта, непосредственно отражающих противоположные сущностные подходы к феноменам правового и социального государства: либо социальное государство - продолжение правового государства, либо социальное государство - отход от правового. Эти два подхода логически связаны с дискуссией о правовой природе прав второго поколения - социальных прав. Если признавать правовой характер социальных прав, то логичен взгляд на социальное государство как на развитое правовое. Если же исходить из неправового характера социальных прав, тогда логичен вывод о принципиальном отличии социального государства от правового.
Выбор варианта соотношения ставится в зависимость от обоснования социального государства. Социальное государство может быть обосновано с позиций целесообразности (прагматизма), морали или права.
Сторонники подхода, в соответствии с которым социальное государство - продолжение, развитие и дополнение правового, говорят о единой и непротиворечивой конструкции - социальном правовом государстве (именно такая словесная конструкция - "социальное правовое государство" - используется в абз. 1 ст. 28 Основного закона ФРГ). Правовая интерпретация социальной перераспределительной деятельности выглядит следующим образом: "Социальное государство - это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование человека"17. Ключевыми категориями обоснования правового характера социального государства и социальных прав являются: право индивида на обеспечение достойного уровня его жизни, наличие равных стартовых возможностей, соблюдение социальной справедливости, социальной солидарности в общественных отношениях. Важным элементом доктрины социального правового государства выступает тезис о прирожденном и неотчуждаемом, т.е. естественно-правовом, характере социальных прав18.
В рамках этого подхода существуют
две точки зрения на принцип формального
равенства как принцип
Следует также заметить, что нередко правовое обоснование социального государства сопровождается ссылкой на целесообразность (полезность) перераспределительной деятельности государства как гарантии социального мира. Одновременно с этим высказываются предостережения относительно возможного перераспределительного произвола и еще большей бюрократизации государства, напоминается об опасности развития патерналистских ожиданий населения, делается ссылка на необходимость учета возможностей бюджета по удовлетворению социальных прав.
Сторонники подхода, в соответствии с которым социальное государство - отход от правового, а социальные права не относятся к правам, так как не имеют правовой природы (не отвечают критерию формального равенства), тем не менее признают как реальность социальное правовое государство.
В этом случае утверждается, что социальное
правовое государство осуществляет
регулирование социальных отношений
преимущественно на основе принципа
формального равенства. Вместе с
тем в таком государстве
Принцип формального равенства означает признание людей (лиц как таковых) равными в свободе, невзирая на фактические различия между ними, в частности, имущественные или социобиологические. Далее понятно, что социальное регулирование по принципу абстрагирования от фактических различий в силу разных способностей, возможностей, намерений лиц естественно приводит к неравенству уже приобретенных субъективных прав21. Социальное же государство стремится откорректировать правовое государство, дополнив к принципу формального равенства сущностно иной принцип - фактическое (материальное) равенство, единственно возможным способом - перераспределением материальных благ, выравнивая тем самым естественное неравенство субъективных права и отменяя бедность.
Однако стремление к фактическому равенству (преодоление фактического неравенства) силовым перераспределительным способом ведет (не может не вести) к сокращению формального равенства, следовательно, уменьшению свободы в социальных отношениях, отходу от правового государства. Принципиальным является то, что в результате перераспределения неимущие получают минимум социальных благ за счет имущих - права одних осуществляются за счет прав других - тем самым нарушается принцип формального равенства.
В итоге
наряду с обеспечением правовой свободы
- комплексной функцией правового
государства, существует эгалитаристско-
Аналогичный
дуализм правового и
Не касаясь вопроса о
В ч.1 ст.1 Конституции установлено, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Среди соответствующих научных исследований доминирует понимание правового государства как государства, обеспечивающего примат права. В условиях демократического гражданского общества и правового государства право, по мнению ученых, разделяющих эту позицию, не может рассматриваться как воплощение государственной воли. Это право является продуктом общества, но при том, что и правовое государство образуется, управляется, контролируется обществом, представляет собой необходимый политический институт общества, а формирование и реализация права в обществе требуют непременного и конституционно установленного участия государства, что, безусловно, не означает его "огосударствления"23.
В рамках правового строя каждый человек имеет не только оправданную юридическую, но и моральную обязанность повиноваться праву, если оно предписывает "во внешнем поведении то самое, что голос совести одобряет как нравственное и справедливое"24. Одно внешнее, формальное осуществление прав и свобод без развитого правового внутреннего "настроя" не даст необходимого результата ни личности, ни обществу.
Процесс образования правового государства состоит в распространении принципа суверенности на право, приоритете права по отношению к власти.
В настоящее
время все чаще можно обнаружить
отожествление правового
Данный научный подход является весьма перспективным. Однако он не может быть "идеализирован", ибо, как, в частности, замечает М.Н. Марченко, формирование мирового государства и права - это миф26.
В Конституции прослеживается идея отожествления правового государства с государством справедливости. Многие ученые утверждают, что справедливость составляет основу правового государства. Именно справедливость, по их мнению, не просто декларирует формальную законность, обеспечивающую регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение27. Многие международные документы акцентируют внимание на том, что "жизнеспособная демократия зависит от существования как составной части национальной жизни демократических ценностей и практики, а также широкого круга демократических институтов".
Многие ученые понимают правовое государство как юридического (конституционного) идеала. В настоящее время такой идеал зачастую связывают с "конституционным" государством. Так, по мнению некоторых исследователей, Конституцию Российской Федерации, заключающую в себе модель демократической правовой государственности, в этом плане тоже можно рассматривать как своего рода нормативно-правовой идеал должной системы организации государственной и общественной жизни. В этом качестве российская Конституция выступает как нормативная модель, проекция системы осознанных и официально зафиксированных политико-юридических (хотя и не только их одних) потребностей, интересов и целей общества. Как всякая проекция, она неизбежно, закономерно выходит за пределы настоящего и концентрируется в будущем; судьба идеала - всегда находиться в координатах будущего28.
В связи с тем что обеспечение правопорядка является важнейшей функцией государства, отличающейся от иных его функций своим содержанием, сферами воздействия, кругом субъектов, посредством которых она реализуется, их компетенцией и используемыми ими формами и методами ее реализации, укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами29.
Построение демократического правового государства невозможно без последовательного укрепления законности, установления в обществе устойчивого правопорядка. Успех в этой работе обусловливается множеством факторов: экономическими, политическими, социальными, культурными и др. Вместе с тем особое место среди них принадлежит эффективности механизма правового регулирования. В свою очередь, его состояние во многом зависит от уровня развития юридической социально-профессиональной группы, обеспечивающей нормальное функционирование этого механизма, отношения юристов к выполнению своих служебных обязанностей.