Правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение правового социального государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Выявление историко-правовых предпосылок формирования идеи правового государства;
Определение понятия социального государства как правовой категории;
Установление соотношения категорий правовое государство и социальное государство
Анализ конституционных оснований идеи правового государства;
Уточнение основных проблем в реализации правового социального государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Категория «правовое государство» и «социальное государство» в юридической доктрине
1.1. Историко-правовые предпосылки формирования идеи правового государства
1.2. Социальное государство как юридическая категория
1.3. Соотношение понятие правовое государство и социальное государство в правотворческой практике
Глава 2. Реализация принципов правового и социального государства в конституции РФ
2.1. Конституционные основания идеи правового государства в РФ
2.2. Практические проблемы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

П (о) Кур.р. Юриспруденция.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, проекты федеральных  законов по различным вопросам социальной политики (т.е. регулирующие общественные отношения в сфере социального обеспечения, занятости, доходов граждан, здравоохранения, образования, жилищной политики), а также материалы, обосновывающие необходимость их принятия и прогнозы последствий их вступления в силу, должны быть официально опубликованы еще до начала первого чтения с тем, чтобы предметом обсуждения в обществе была не общая идея законопроекта, а его конкретные нормы.

В-четвертых, политическим партиям, общественным объединениям, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления должна быть предоставлена возможность и необходимое время для разработки своих отзывов на указанные проекты законов.

В-пятых, проекты законов по социальным вопросам в обязательном порядке должны проходить процедуру научной экспертизы с привлечением ведущих специалистов, а их выводы должны быть опубликованы для сведения широкой общественности.

Для конституционно-правового осмысления понятия "социальное государство" на первом плане должны быть не лозунги о солидарности и равенстве, а вопросы процедуры принятия социально значимых решений. Задача в том, чтобы обеспечить максимально возможную открытость и научную обоснованность этих процедур, поскольку распространенный у нас кулуарный стиль принятия решений категорически не пригоден при формировании социальной политики.

Правовое государство предполагает, что в целях защиты конституционных  ценностей, в том числе прав и  свобод других лиц, на основе их баланса  допускается в случае необходимости соразмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55). Таким образом, Конституция Российской Федерации, предусматривая законное определение конкретных границ, пределов осуществления прав и свобод, не посягает на само существо права. В противном случае это будет уже умаление, уничтожение прав и свобод, что несовместимо с достоинством человека как правового существа. Ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции, заложенных в ней принципов справедливости, равенства и соразмерности. Без выполнения этих условий верховенство права невозможно

Однако, по мнению О.В. Ралько, этих "условий" недостаточно; основной закон отдельного государства может быть подвержен изменениям либо нечетко и противоречиво определять основания для ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, возможность их ограничения "в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя" (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации) - вряд ли можно назвать реальной гарантией для правового государства36.

В связи с этим, в юридической  литературе всегда имели место утверждения  о необходимости модификации  Конституции России.

Однако учеными справедливо  обосновывается необходимость максимального  использования заложенного в  действующей Конституции потенциала и как следствие этого - обеспечения  стабильности всей правовой системы  государства. Тем не менее "конституционные гарантии" в условиях отдельно взятого государства не образуют надлежащий пример правовой защищенности индивида, что можно аргументировать многочисленными примерами нарушения прав и свобод человека и гражданина. Выход из сложившейся ситуации может состоять в активизации процесса интеграции России в международное и, в частности, в Европейское сообщество. Европейский союз должен иметь свою конституцию, нарушить или исказить (например, неверно истолковать) нормы которой будет по понятным причинам значительно труднее. Таким образом, конституция для Европейского союза - жизненная необходимость37. Это императив развития и выживания, государства-члены не могут себе позволить такую "роскошь", как еще больше тянуть с ее утверждением. Конституция Европейского союза - это правовая определенность, это четкая и ясная модель будущего институционально-правового устройства, совершенно конкретная программа действий на среднесрочную перспективу. Она дает возможность всем - властным структурам государств-членов, бизнесу, политическому сообществу, гражданскому обществу, третьим странам - понять, как события в Европейском союзе будут развиваться, в рамках какого правового режима Союз будет функционировать.

В этом политические ценности, цели и  средства будут реально сообразовываться с правом. В правовом сообществе политические проблемы, противоречия и конфликты должны, безусловно, разрешаться конституционно-правовым путем. Однако в условиях обострения политической обстановки и кризиса в стране, а тем более при наличии глобальных военно-террористических угроз политическая власть в любой стране, в том числе в Российской Федерации, может принимать более "жесткие меры" и модифицироваться по форме (изменение фактического режима и даже изменение формы правления). При этом важно, чтобы она (власть) оставалась "правовой" по своей сути. Однако обеспечить такую задачу в условиях отдельного государства вряд ли возможно. Так, еще на первом съезде российских юристов М.П. Соловьев, указывая на соотношение обычного права, нравственности и законодательства, провозгласил: "Закон есть обобщение тех нравственных или экономических отношений, которые создаются народной жизнью. Чем совершеннее закон - тем он пригоднее для жизни"38.

В современной России проблемы соотношения  права и закона являются более чем актуальными. Законодатель и соответственно юридическая наука до сих пор не могут "определиться" с подходом к данной проблематике, допуская "смешение" этих понятий, что, разумеется, приводит к негативным последствиям в практической правоприменительной деятельности. Следовательно, проблема соотношения права и закона сделалась вполне решаемой, лишь несколько сменив форму: она разрешается посредством проверки соответствия того или иного закона Конституции Российской Федерации. Однако, как полагает Г.Жилин, это слишком "узкий" подход к анализируемой проблеме, который не в состоянии учесть всех нюансов научного анализа соотношения права и закона39.

Кроме того, нельзя не обратить внимания и на такую в целом негативную тенденцию. Многие авторы утверждают, что правовое государство в условиях существующей реальности всего лишь прогрессивная идея, выступающая в роли ориентира при государственном строительстве. Такой же вывод нередко делается и в отношении существующей в стране правовой системы с констатацией необходимости постепенного создания системы гуманистического права и связанных с ним институтов государственной власти. При этом проблема о типе правопонимания становится как бы неактуальной, поскольку право явно отождествляется с законодательством, а система права - с системой законодательства, что есть все тот же прежний легизм.

Вместе с тем практические результаты построения правового государства  и развития современного законодательства непосредственного отношения к  проблеме соотношения права и  закона не имеют. Более того, отсутствие здесь ощутимых результатов как раз и делают чрезвычайно актуальным вопрос о необходимости не на словах, а на деле перехода на закрепленный в Конституции Российской Федерации тип правопонимания, поскольку это дает возможность использовать реальные механизмы не только для устранения неправовых законов из системы законодательства и повышения эффективности правосудия, но и для совершенствования деятельности самих законодательных органов.

Итак, существенным и обязательным признаком правового государства (и способ воплощения на практике концепции правовой государственности) является авторитетное и независимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе справедливое правосудие. Этот институт должен существовать при обязательном создании условий для обжалования судебного акта любой страны в наднациональных судебных инстанциях. При этом, по мнению ряда исследователей, правовой закон - это адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного права. Правовой закон автор статьи понимает как совокупность нормативных положений, наиболее адекватно отвечающих представлениям о справедливости и свободе, не в отдельно взятом государстве, а в объединении взаимодействующих между собой суверенных государств. Одним из наиболее важных критериев возведения права в закон является принцип социально-правовой справедливости, включающий в себя принципы духовного равенства всех людей и их равноправия в рамках стабильного правопорядка. "Справедливое, - писал Г. Лейбниц, - есть то, что является нравственно возможным"40. Следовательно, принципу равноправия чуждо простое, арифметическое уравнение равных по своему абсолютному достоинству, но совершенно различных по своим качествам и призванию людей, занимающих свое особое место в естественной социальной иерархии, однако предполагается создание одинаково благоприятных условий, при которых каждый человек имел бы возможность свободно самоопределяться в соответствии с социально приобретенными способностями, а также предназначению в личной и общественной жизни.

 

 

 

Заключение

Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого  государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Одним из главных признаков правового государства является отсутствия в обществе властных структур, стоящих вне и над органами государственной власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.

Кроме того, организация, порядок формирования и полномочия всех государственных  органов должны быть урегулированы  Конституцией и законодательством.

Второй характерной чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.

Данный признак правового государства имеет очень важное значение. Он формировался в теории и на практике на протяжении длительного времени.

Законодательная и исполнительная власти с помощью системы сдержек  и противовесов сдерживают друг друга, не позволяют нарушать законодательство и выходить за рамки своих полномочий.

Судебная власть осуществляет контроль за соответствием актов и действий законодательной и исполнительной властей Конституции страны, а  в случае несоответствия – признает их неконституционными и они утрачивают силу.

Разделение властей является организационной  основой правового государства  и важным условием его существования.

Следующим важным признаком правового  государства является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституции как основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законов Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других.

В правовом государстве основные органы государственной власти формируются непосредственно населением на основе норм демократического избирательного права. Данное положение в первую очередь относится к органам законодательной власти, которые создают правовую основу жизни и деятельности всех государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан.

Данное обстоятельство также имеет  важное значение для господства права  в обществе, поскольку право, соответствующее  интересам населения, способствует добровольному его исполнению, снижению уровня правонарушений, укреплению законности и правопорядка.

Совершенное и справедливое законодательство является правовой основой правового  государства.

Еще одним из условий существования  правового государства является гражданское общество, которое представляет собой совокупность самоуправляемых общественных, религиозных, частнопредпринимательских и иных образований, действующих независимо от государства, но на основе норм права, морали, нравственных и собственных правил. Гражданское общество, тем самым, сужает сферу непосредственной властной управленческой деятельности государства и расширяет правовое поле, повышает роль права в обществе.

Государство не может быть признано правовым, если его внутреннее законодательство в области прав, свобод и обязанностей граждан не соответствует наиболее прогрессивным и демократическим общепризнанным нормам и принципам международного права.

Реально правовое государство может  существовать тогда, когда все граждане не только реализуют свои права, но и выполняют возложенные на них  обязанности. Права и обязанности граждан, а также порядок реализации прав, выполнения обязанностей и ответственность должны быть четко урегулированы законодательством. Такое урегулирование необходимо для того, чтобы свобода человека не превратилась в произвол и анархию, а носила правовой и рациональный, социально полезный характер.

В правовом государстве законодательство должно соответствовать праву народа, а система органов государственной  власти – иметь правовую организацию.

Известно, что нормы права, в  конечном счете, создает народ.

Характер системы государственной  власти, в целом ее организация  также должна формироваться в  соответствии с менталитетом народа, его традициями, обычаями, социальными  ценностями, национальными и иными  особенностями.

В этом случае законодательство, характер и структура государственной власти будут соответствовать праву народа и восприниматься им как свое, а не чуждое ему явление.

Последним по счету, но не по значимости является принцип взаимной ответственности  государства и личности. Сущность данного принципа правового государства заключается в том, что отношения между личностью и государством, его органами и должностными лицами основываются на праве.

Информация о работе Правовое и социальное государство