Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение правового социального государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Выявление историко-правовых предпосылок формирования идеи правового государства;
Определение понятия социального государства как правовой категории;
Установление соотношения категорий правовое государство и социальное государство
Анализ конституционных оснований идеи правового государства;
Уточнение основных проблем в реализации правового социального государства.
Введение
Глава 1. Категория «правовое государство» и «социальное государство» в юридической доктрине
1.1. Историко-правовые предпосылки формирования идеи правового государства
1.2. Социальное государство как юридическая категория
1.3. Соотношение понятие правовое государство и социальное государство в правотворческой практике
Глава 2. Реализация принципов правового и социального государства в конституции РФ
2.1. Конституционные основания идеи правового государства в РФ
2.2. Практические проблемы
Заключение
Список использованной литературы
Культурной основой выступает достаточно высокий уровень образования населения и государственных служащих, знание ими законодательства, строгое выполнение требований закона государственными и иными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, умение граждан использовать право для защиты своих интересов в суде и другими законными способами.
Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, уважение ее прав.
Правовой основой выступает
совершенное законодательство, соответствующее
интересам большинства
Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности"5. Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога: "Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики"6. М.В. Баглай полагает, что "социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности"7. Как видим, исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.
Идеология социального государства официально сформулирована в ст.7 Конституции Российской Федерации 1993 г. В соответствии с ней Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но конституционное закрепление этого принципа не явилось гарантией его реализации на практике, что пришлось подтвердить Правительству Российской Федерации.
В самом деле, данный принцип относится к конституционно-правовому статусу государства, что предполагает конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. По мнению В.Г. Баева, подобное определение порождает неверные представления о сущности социального государства, ведь совершенно ясно, что содержание приведенного понятия не исчерпывается исполнением государством вышеперечисленных конституционных обязанностей8.
О юридических индикаторах
Исследователи сходятся во мнении, что
идея социальной государственности
сформировалась в конце XIX - начале XX
в. как результат социально-
Термин "социальное государство" был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказала философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересам народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса имущих; класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является "поднятие" низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами; как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности как средства преодоления классовых различий и комплекса мер социального характера. Сущность социального государства Штейн определил так: оно "обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство"9.
Говоря о зарождении данной концепции, нельзя не упомянуть труды других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера (идея "государства культуры и всеобщего благоденствия"), Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Очевидно, есть какая-то взаимосвязь между двумя событиями: оформлением доктрины социального государства в работах именно немецких исследователей и ее провозглашением впервые в Конституции Федеративной Республики Германии в 1949 г. Характерная особенность трактовки социальной государственности у немецких ученых заключается в их взгляде на нее сквозь призму увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики.
Значительный вклад в развитие теории и практики социального государства внес "Новый курс" Франклина Делано Рузвельта. Явившись средством преодоления кризисных явлений в экономике, он в то же время стал базой для изменения охранительной роли государства и установления этой концепции в США благодаря обширной, продуманной и эффективной программе реформ, включающей в себя огромный блок мер социального характера: борьбу с безработицей, законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, установление максимальной продолжительности рабочей недели, введение системы государственного социального страхования по старости и безработице и др. С этой позицией полностью согласен П.К. Гончаров: "Новый курс" представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства"10.
Конкретной цели по установлению данной
доктрины в США, как нам представляется,
не было поставлено, так как меры
противодействия кризису
Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики. За образец в данном случае не может быть взят политический режим как таковой, поскольку тоталитаризм идет вразрез с институтами демократии и гражданского общества, но, несмотря на это, комплекс мер социального характера выглядит в социалистических государствах весьма впечатляюще.
Катализатором процесса развития идеи социального государства за рубежом явился так называемый план Бевериджа 1942 г. Автор предусматривал "всеохватывающую политику социального прогресса", включающую гарантирование единого национального минимального дохода, социальное обеспечение через расширение системы социального страхования и направленность на создание полной занятости. Таким образом, идея социальной государственности занимала умы ведущих ученых разных наций уже с конца XIX в., и разработанные теории адаптировались в конкретном политическом пространстве по-разному, с учетом национальных особенностей отдельных государств.
Когда доктрина социального государства приобрела концептуальное выражение (после Второй мировой войны), настал новый этап в ее развитии - конституционное закрепление. Этому типу государства присущи особые, специфические функции, которые заслуживают быть отображенными в тексте конституции. Как уже упоминалось, первой провозгласила себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: "Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства..." Несколько позже, в 1978 г., в ч. 1 ст. 1 Конституции Испании было отмечено: "Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм"12. Так или иначе данное положение законодательно отображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран.
Россия не отстала в этом смысле от европейских стран, определив себя в ст.7 Конституции РФ 1993 г. как социальное государство. Но если оценивать реализацию данной концепции в нашей стране, например по модели П.К. Гончарова (т.е. на трех уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп), то можно прийти к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается. Государственное управление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры на юридическую доктрину, нормативная база - неполная, определены лишь некоторые конституционные обязанности Российского государства в области социальной политики по отношению к его гражданам. О практической реализации вообще говорить не приходится, так как отсутствуют концептуальный и нормативный элементы.
В настоящее время большая часть развитых стран фактически являются социальными. Логично предположить, что материя социальности накладывается на их политические режимы по-разному, приобретая в разных государствах различные формы (как, например, практика "норвежского социализма"). Соответственно трудно найти универсальные компоненты данной концепции, определяющие ее сущность и содержание во всех социальных государствах. Удачной представляется их классификация, предложенная В.Е. Чиркиным.
Первое место в ряду положений,
относящихся к концепции
Второе положение, связанное с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение его дает ст.23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач14.