Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 20:54, контрольная работа
Цель работы – изучить особенности правового регулирования.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие правового регулирования;
2. охарактеризовать предмет нормативного (общего) правового регулирования;
3. изучить метод общего правового регулирования.
На стадии правотворчества приоритет принадлежит правосознанию, которое выполняет несколько задач: 1) критически оценивает действующую систему норм права; 2) выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права; 3) обосновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действующих норм права, проектирует новые, более совершенные нормы. После того, как нормы приняты, они приобретают всеобщее значение. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими нормами и неукоснительно руководствоваться ими в своей деятельности. Приобретение нового знания о праве сопровождается формированием у субъекта права положительных либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Он может одобрять вновь принятые нормативные правовые акты, находить их справедливыми, гуманными, полезными целесообразными, либо относиться к ним нейтрально, либо оценивать их негативно, находить несправедливыми, недемократичными, противоречащими правам и свободам, закрепленным конституцией государства.
Созданием и усвоением эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию – стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Избирая правомерный вариант поведения субъекты правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни, завершая тем самым процесс правового регулирования. При неправомерном поведении совершается правонарушение (преступление, административный, дисциплинарный, гражданско-правовой проступок), что влечет следующую стадию правового регулирования – привлечение к юридической ответственности.
Цель работы – изучить особенности правового регулирования.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие правового регулирования;
2. охарактеризовать предмет нормативного (общего) правового регулирования;
3. изучить метод общего правового регулирования.
Правовое регулирование понимается как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативных правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Вместе с тем в гражданском обществе активную правотворческую деятельность осуществляют также общественные институты и граждане. Правовое регулирование осуществляется с определенными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели сводятся к созданию в обществе стабильного правопорядка, а также органов, институтов, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений прав, свобод и законных интересов граждан. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Конкретные цели правового регулирования могут указываться либо в самом нормативном правовом акте, либо в сопровождающих его проект документах.
Таким образом, правовое регулирование – это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного правопорядка в обществе.
Предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их. В общих чертах им является поведение, деятельность человека (нормы права регулируют поведение людей). Однако не любая деятельность человека подпадает под правовое регулирование. Значительная часть действий человека остается вне сферы права: мыслительная, психическая и иная деятельность, когда человек реализует свои интересы, не вторгаясь в сферу интересов других лиц. Когда же человек соприкасается в своих действиях с другими людьми, такое поведение может быть подвергнуто правовому регулированию, поскольку происходит столкновение (конфликт) интересов двух и более субъектов. Основным средством согласования таких противоречивых интересов граждан, обеспечения их взаимосвязи на основе равенства, справедливости и свободы является право. Соответственно, предметом правового регулирования выступает не любое поведение людей, а только то, которое порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. Именно совокупность общественных отношений и является предметом правового регулирования.
Предмет правового регулирования носит объективный характер и определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой нормативных правовых актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу регулирования иными социальными регуляторами (моралью, обычаями и т.д.). Когда государство принимает новые акты, которых ранее не было, определенная часть общественных отношений, наоборот, включается в предмет правового регулирования.
Метод правового регулирования – совокупность способов, приемов и механизмов воздействия права на поведение субъектов правоотношений. В современной правотворческой практике выделяется несколько основных способов воздействия: запрет, дозволение, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкция.
Запрет понимается как возложение на граждан и иных лиц обязанности воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимым, если лицо не совершает действий, запрещенных нормой права. Широкое использование в законодательстве запрещающих норм может свидетельствовать не столько об авторитарности или тоталитарности государства, сколько о его демократическом характере. Иными словами, где необходимо сформулировать правило свободного поведения личности лучше применить запрет, разрешив тем самым все, что находится вне этого запрета (разрешено все, что не запрещено законом). Данный способ регулирования следует использовать в частных отраслях права.
Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано только действиями управомоченного лица. Дозволение как способ правового регулирования находит применение в нормах, призванных побудить личность к определенной деятельности, к реализации своих способностей, навыков, умений по созданию материальных и духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно без какого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Неиспользование дозволения юридически не сказывается на статусе субъекта.
Правомочие представляет собой такой способ правового регулирования, когда норма права наделяет гражданина или иное лицо возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Правомочие, как и дозволение, является мерой возможного поведения. Обладая каким-либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию, и никакой государственный орган не может обязать его реализовывать соответствующее право. Особенность правомочия государсвтенного органа состоит в том, что оно, нередко, одновременно является и позитивным обязыванием, поскольку данный субъект действует в публично-правовой сфере.
Широкое применение двух данных методов может свидетельствовать как о демократическом политическом режиме в обществе (если они применяются в публично правовой сфере: государственным органом запрещено все, кроме того, что разрешено), так и об ограничении свобод (если они используется в частно-правовой сфере: гражданам запрещено все, кроме того, что разрешено)1.
Позитивное обязывание – закрепленное нормами права предписание субъектам совершить какие-либо действия в пользу другого, уполномоченного лица. Применение данного способа правового регулирования обусловливается использованием в праве правомочий, которые без соответствующих действий другой обязанной стороны не могут воплощаться в реальной жизни. Позитивное обязывание – это мера должного поведения. Неисполнение обязанности является правонарушением и влечет юридическую ответственность2.
Для того, чтобы побудить субъекта активно пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности, государство в нормах права нередко устанавливает моральные и материальные стимулы. Как способ правового регулирования стимул выражается в закреплении в нормах материальных и духовных благ, которые субъект может получить, действуя определенным образом.
Действенным способом являются санкции. С их помощью государство стремиться побудить субъектов надлежащим образом исполнять свои обязанности путем установления мер наказания. Каждый правонарушитель заранее знает или должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой.
В процессе правотворчества государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях и связях, которые позволяют выделить два основных метода: административный метод (метод власти и подчинения) и гражданско-правовой метод (метод равенства сторон).
Сообразно предмету и методу правового регулирования право подразделяется на отрасли права.
В сферу правового регулирования входят различные общественные отношения, которые можно сгруппировать по основным блокам: экономические, политические, социально-культурные. Вместе с тем, деятельность государства регулированию общественных отношений должна иметь свои границы, за пределами которых принимаемые нормы представляют собой грубый произвол, вторжение государства в неподвластные ему сферы жизнедеятельности человека3.
Пределы правового регулирования – это границы государственно-властного вмешательства в систему общественных отношений. Современное гражданское общество имеет достаточно обширную область, где действует свободная личность, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентаций, личных интересов. Подобным образом человек действует при реализации политических свобод, в сфере творчества, семейных отношений, вероисповедания и др. На долю государства приходится регулирование вопросов, связанных с обеспечением реальной свободы личности, устранением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и органов государства. Одновременно устанавливаются границы свободы личности, выход за которые создает угрозу причинения вреда другим лицам.
История человеческого общества показала, что уровень развития права не может быть выше экономического и культурного уровней развития общества. Это означает, что право может закреплять различные способы распределения и потребления материальных благ. Однако все такие способы оказываются реальными в той мере, в какой реально учитывают экономическое положение и степень развития культуры в обществе.
Под воздействием объективных и субъективных факторов пределы правового регулирования в различных государствах могут варьироваться. Однако мировой практикой выработаны определенные ограничения в правовом регулировании, нарушение которых не может себе позволить демократический режим. Так, в демократическом государстве не могут устанавливаться нормы, запрещающие политические права и свободы граждан, отказывающие в помощи социально незащищенным слоям населения, ущемляющие право на образование, на медицинскую помощь, и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией права человека и другими международными документами. Подобные действия государства признаются неправомерными и дают основание гражданам принимать меры вплоть до восстания и свержения существующего правительства и установлению такой власти, которая была бы способна обеспечить в обществе демократию и стабильный правопорядок, основанный на уважении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.
Юрист должен знать, что в широком смысле слова разностороннее воздействие на общественные отношения оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические формы (в законы, другие нормативные правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Позитивное право характеризуется свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения — эти свойства права позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.
Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.