Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа
Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважения к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством). Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.
Введение 2
Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5
1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5
1.2 Механизм правового воспитания 12
Глава 2. Институт правового воспитания: 15
2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15
2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18
2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23
Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28
Заключение 30
Список используемой литературы
Введение
Глава 1. Понятие правового воспитания,
его функции и механизм:
1.1 Понятие правового
воспитания, его функции
1.2 Механизм правового
воспитания
Глава 2. Институт правового воспитания: 15
2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15
2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18
2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23
Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
На протяжении длительного
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.
Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когниктивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.
Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважения к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством). Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.
В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Каждый человек не только сталкивается с правом, но и непосредственно в какой-то мере участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет участвовать на судебном процессе в судьбе какого-либо человека путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его. Эдакий «суд улицы» - как обозвал суд присяжных М.Н. Катков1 и есть пример участия каждого (буквально – любого человека, взятого с улицы) в правотворении. А участие в референдумах? – это и есть выражение воли народа в связи с правотворческой деятельностью властей.
Правовая воспитанность, ведет в итоге к процветанию государства – подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом. «Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость…. Экономическое недомогание и процветание зависит от характера миллионов субъектов хозяйственной деятельности, от типа «хозяев», от их энергии, предприимчивости, умения смело и уверенно задумывать и исполнять хозяйственные планы, полагаться на себя, а не на «авось» и проч. А для воспитания этих черт характера существенным условием является законность, пропитание всех областей социальной жизни, в том числе и экономической, правом.2
Важной задачей правовоспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании.
Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации
Проблему правового воспитания изучали такие авторы, как А.С. Пиголкин, А.Д. Бойков, М.М. Галимов, П.П. Баранов, Г.А. Голубева, В.И. Каминская, И.Б. Михайловская, И.Ф. Рябко,М.И. Амиралиев и многие другие.
Раскрытие задач и функций, механизм правового воспитания, их выявление образует непосредственно задачи курсовой работы. То есть, необходимо рассмотреть правовое воспитание в системе профессиональной подготовки современных юристов и показатели эффективности правового воспитания, а также проблемы практической реализации правового воспитания в РФ.
Целью
работы является выяснение
Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм
§1.1 Понятие правового воспитания, его функции
В отечественной правовой литературе можно встретить разнообразные определения понятия «правовое воспитание». Обратимся к определениям правового воспитания, данных отдельными авторами. Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.3 Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.4 Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».5
«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».6
Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.
Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности.7 В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.
По мнению М.М. Галимова и О.Ф. Мураметса, употребление термина «правовое воспитание» в широком и узком понимании ведет к тому, что за исходное берется понятие воспитания в широком смысле, и поэтому не удается показать специфику воспитательной деятельности. Получается, что любая деятельность того или иного органа является воспитательной, что не соответствует действительности.8
Необходимо различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование» ее.
Под первым понимается целенаправленный, организованный, управляемый педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью специальных правовоспитательных форм и средств.
Второе понятие- более широкое и объемное. Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности социальных факторов.
Исходя из вышеперечисленного, под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень и очень велика и как было указано выше, оно является одним из способов борьбы с такими опасными явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомленность граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы.9