Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа
Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважения к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством). Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.
Введение 2
Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5
1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5
1.2 Механизм правового воспитания 12
Глава 2. Институт правового воспитания: 15
2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15
2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18
2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23
Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28
Заключение 30
Список используемой литературы
Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним. Надлежащее развитие сознания и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту…). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантии против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания – «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство».17
Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят неправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость – там где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа: Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь, Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет, Суды да пересуды доведут до остуды, Тяжбу завел - стал, как бубен, гол и мн. др. А раз так говорит народ – значит, так оно и есть! Это в большей мере относится к глубинке РФ. Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно – да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности.
Но народ действительно мудр – и он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве: Правда всегда перетянет, Правда суда не боится, Судья праведный - ограда каменная, Закон не кол - не обтешешь. Если бы в умах закреплялись только такие положения – ситуация была бы куда лицеприятнее.
Интересны, все-таки взгляды, выраженные в народных пословицах – некоторые из них разработаны и обоснованы теоретически в правовой идеологии. Проф. В.Д. Попков указывает на такие примеры: «Закон назад не пишется» соответствует правовому положению «Закон обратной силы не имеет», пословице «Незнанием закона никто не отговаривайся!» соответствует правовой принцип «Нельзя ссылаться на незнание закона»18.
После того, как ребенок вышел из семьи и попал в ситуацию, когда необходима социализация – его воспитанием занимаются уже обученные профессионалы.
Для того, чтобы прививать дух права, создавать правосознание должно быть уважение прав ученика в школе. Многие школы создают свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества.19 Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе.
Реально, конечно же, управление целиком и полностью лежит на взрослых, но ученики получают возможность участвовать в «политической» жизни школы, они обсуждают различные вопросы, их мнение через учителей передается на педсовет. Даже на уровне избрания двух выборных в коллегию – это уже участие в свободных тайных выборах, когда твой голос зачастую решающий – это твое политическое право. Можно быть уверенным, что этот школьник, вступив во взрослую жизнь не пропустит государственных выборов. Кроме того, начиная уже с 5-го класса до или после выборов, во время «агитации», школьники устно или письменно обосновывают, почему они отдают свой голос именно этому кандидату – голосуют ли они «сердцем, эмоциями», или «разумом», веря, что этот кандидат сможет принести пользу школе.
На практике же управление школой коллегией с участием учеников – очень сложная задача. При этом важно сохранить партнерство взрослых и детей, создать ситуацию разделения прав и обязанностей, четко распределить полномочия, определить что может стать результатом общего решения, а что – результатом решения только учителей, учеников или родителей?
В той же школе на видном месте вывешен «Билль о правах школы», где обозначены права школьников, учителей и администрации, родителей учащихся. Неукоснительное соблюдение этих прав является кредо школы.
В стенах школы или
любого другого образовательного учреждения
большим правовоспитательным
Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно – воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр. Конечно, дети и дошкольники не всегда четко уясняют свою роль как субъекта правоотношений – но зато с радостью ходят с родителями на выборы и собственноручно опускают избирательный бюллетень в урну.
Вообще, что касается школы, нами был замечен следующий момент: в школе принять прививать интерес учащихся к определенным предметам: естественного цикла, или точным наукам, или гуманитарным. Но редко (если это не специализированное учебное заведение) интерес прививается к праву как науке, учебной дисциплине, социальному явлению. Поэтому сравнительно низок уровень знаний абитуриентов юридических факультетов (без дополнительной подготовки). На наш взгляд школа должна прививать правовую грамотность в таком же объеме, как общую грамотность, общую воспитанность, общую культуру. Пока не существует федеральной программы правового воспитания (по словам уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина, сейчас только идет ее разработка и обсуждение в министерствах науки и образования).20 Следующие шаги могли бы этому способствовать:
- создание и внедрение внутришкольных и региональных программ правового воспитания – как, например, программа «Учусь договариваться» г. Пермь - стремиться с системному правовому воспитанию;
- создание условий всестороннего и конкретного обеспечения интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе;
- ориентировать правовые
знания на практическую
Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди населения правовой информации. На вооружение берутся СМИ, политические и правовые активисты (устраивают митинги, встречи, раздают брошюры юридического содержания для изучения, предоставляют различную, часто даже разоблачительную информацию в сети Интернет). Даже такие мероприятия, как организация экскурсий в Государственную Думу РФ и в региональные законодательные собрания, посещение открытых судебных процессов способствуют правовому воспитанию взрослого населения..
СМИ и их роль в распространении правовой информации давно обсуждается на разных уровнях. Эксперты в области журналистики и юриспруденции, а также психологии и политологии вынуждены констатировать частый низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов.
Журналисты различных информационных изданий и телевизионных каналов наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов – мало того, что они не соблюдают внутренние отраслевые нормы права и этики, так они еще и прививают свое отношение публике – особенно это характерно для региональных СМИ. Репортажи о правовой и политической ситуации толкуются субъективно, часто безграмотно даже с точки зрения юридической терминологии, грамматики. Определенные слои населения (пенсионеры, домохозяйки) склонны доверять отдельным репортерам, считая их мнение компетентным, часто полагаясь на внешние и эмотивные симпатии. Люди же грамотные, юридически образованные сразу замечают такого рода ошибки. Некачественные, непроверенные материалы, распространяемые СМИ, подрывают доверие не только к конкретной публикации и данному изданию, но и вызывают негативное отношение к средствам массовой информации и журналистскому сообществу в целом.
Существует еще одна проблема. Располагая сенсационной, «горячей» информацией, обладатель ее подчас руководствуется своими мотивами и целями, используя средства массовой информации для манипулирования общественным мнением. А безответственность и самонадеянность, легкомыслие журналистов и редакций СМИ способствуют этому. Поэтому информация, правовая в том числе, распространяется под видом слухов, затем широко обсуждается в массах, и как результат – укрепляется в сознании.
Итак, основными проблемами правовоспитательного процесса в Российской Федерации можно назвать:
- отсутствие доступа
к правовой информации на
- укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;
- нежелание самих граждан к правовому самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);
- переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;
- отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.
В связи с последним пунктом интересен опыт соседнего с нами государства – Казахстана. В целях юридического воспитания граждан Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым 21 июня 1995 года принято постановление «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». Перед государственными органами была четко определена программа правового всеобуча, и его задачи:
- формирование высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности;
- получение учащейся
молодежью специальных
- ранняя профилактика правонарушений.
Правовой всеобуч является
средством воспитания граждан в
духе уважения к закону, призванным
помочь всем получить необходимый минимум
правовых знаний для выполнения профессиональных
и общегражданских
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане Республики Казахстан должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять свои права и обязанности и учиться защищать свои права.
Гражданин, обладающий правовой культурой, выражает это в обществе через толерантность, собственное достоинство, активную гражданскую позицию. Он в курсе тех проблем, которыми живут его страна, мир, и в меру своих возможностей содействует их решению.21
Основными принципами праворазъяснительной работы в Республике Казахстан являются системное и непрерывное осуществление правовой подготовки. И лишь в том случае граждане смогут построить подлинно правовое государство, если есть уверенность, что они обладают юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры.
Следует отметить, что проблеме правового воспитания граждан со стороны государства и органов местного самоуправления, на настоящий момент, уделяется недостаточно внимания. И причина не только в недооценке степени ее серьезности, но и затягивание разработки, принятия соответствующих нормативных актов и создания действенных механизмов по реализации правового воспитания. Причем, комплексные, и не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан – всех возрастов и профессий, а не только детей (будущие поколения), в противном случае, не может идти речь о результативности правового воспитания.
§ 2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних
Анализ проблем преступности несовершеннолетних и ее профилактики свидетельствует о необходимости формирования общественно полезного сознания у несовершеннолетних. По справедливому замечанию доктора психологических наук Б.Г. Ананьева, последнее «складывается под влиянием социальной среды и воспитания». При этом надо учитывать, что несовершеннолетие, как возраст, «не только форма выражения объективных границ периодизации исследуемой категории людей, но и признак- мера оценки накопленных со временем общественно значимых свойств личности». 22