Правовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважения к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством). Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5
1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5
1.2 Механизм правового воспитания 12
Глава 2. Институт правового воспитания: 15
2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15
2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18
2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23
Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28
Заключение 30
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(25 страниц).doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность воспитательного  действия права пропорциональна, с одной стороны, его содержательной части, с другой – уровню правосознания, общей и правовой культуры населения.

Главная цель правового  воспитания –привитие правовой культуры. Она достигается путем формирования:

1)правовых знаний, умений  и навыков;

2)правовых убеждений,  сознательности;

3)высокой социально-правовой  активности граждан, использования  ими прав и обязанностей в  борьбе с правонарушителями. Правовое  воспитание призвано не только  давать определенную сумму знаний  о праве, но и формировать  активную жизненную позицию в правовой сфере.

          Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодежью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост  преступности, снижение социальной защищенности требует активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».26

          Мы еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.

          У большой части аудитории наблюдается негативное отношение к профессии «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (милиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические услуги (адвокатура), или представители государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.

          С долей большой уверенности можно сказать, что учащиеся современных школ и вузов не получают должного правового воспитания, так что в ближайшие 30-50 лет в России не может идти речи о правовом государстве и гражданском обществе. Сейчас уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, коллективах России, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Таким образом, из вышеизложенного материала работы, следует сделать следующие выводы.

     Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания. 

      Следует заметить, если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов.

        До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных – их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса.

         После 30 лет все заметно сложнее – укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей ПРАВА. Их незнание (незамечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать несовершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно правовоспитанный человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то…).

       Важно свести к минимуму такие ошибки. Важно приучать население быть воспитанным

       Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма- одна из проводимой в стране правовой реформы.

     Одна из главных целей правового воспитания, как отмечалось в данной работе,- выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет  о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

        В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

       Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа XIX столетия Р. Иеринга:

"...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны «неправа», до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы».27     

           Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от «неправа», справедливость от несправедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. Акимова Т.И. Правовая  пропаганда как способ формирования  позитивных элементов правового  сознания, определяющих показатель лояльности правосознания.

2. Ананьев В.Г. Избранные  психологические труды: В 2-х  т. Т. 1.М., 1980

3. Бабаев В.К. Теория государства и права. Москва. Юрист. 2005г.

4. Бабаев В.К. Общая  теория права. Курс лекций.- Нижний  Новгород. 1993 г.

5. Баранов П.П., Русских В.В. «Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания». Ростов-на-Дону. 1999г.

6. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности: Под редакцией  Д. И. Фельдштейна / Вступительная  статья Д. И. Фельдштейна. 2-е  изд. М.: Издательство "Институт практиче-ской психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

7. Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодежи//Советское государство и право. Павлов А.С.. Правовое воспитание. Москва.

8. Волков К. А. Улучшение правового воспитания в школе – залог успешной борьбы с преступностью несовершеннолетних\\ История развития профессионального образования в крае: опыт, проблемы, перспективы. Хабаровск, 1998.

9.Волков К.А. «Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних». Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2001. №1.

10. Галимов М.М., Мураметс О.Ф.. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань.1976г.

11. Газета «Актюбинский  вестник»- 07.05.2004г.

12. Газета «Московский  комсомолец» от  05.05.2007

13.ДолговаА.И.Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.

14. Джаншиев Г.А. Эпоха  великих реформ – Москва. 1910 г.

15. Зенин В.П. Формы, методы, и система правового воспитания // Правовое воспитание и социальная активность личности. - Киев, 1979.

16. Игошев К.Е., Миньковский  Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989.

17. Иеринг Р. Борьба за право. Москва, 1991

18. Касьянов В., Нечипуренко  В. Социология права. Ростов-на-Дону. 2001 г.

19. Козюбра М.И. По-управленчески.  Киев.1970.

20. Конституция Российской Федерации

21.Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. Ростов-на-Дону - 1999 г.

22. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Москва. Юрист. 2005г.

23. Марченко М.Н. Теория  государства и права. Курс лекций. Москва. Зерцало. ТЕИС. 1996г.

24. Мицкевич А.В., Обухов  В.М. Методика правового воспитания. Москва. 1982 г.

25. Мордовец А.С. и Синюков В.Н.. Теория государства и права. Москва. 2005г.

26. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков.

27. Обращение Министра внутренних дел РФ к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России// Российская газета. 2005. 23 авг.

28. Оксамытный В.В. Правовое воспитание – важный фактор формирования социально активной личности. – Киев. 1979.

29. Петражицкий, Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. С.-Петербург, 2005.

30. Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания учащихся специальных ПТУ. М., 1988.

31. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г., № 9,

32.Постановление ЦК КПСС от 15.09.1970г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся»

33. Рассказов Л.Г.Теория  государства и права. Москва. РИОР 2008г.

34.Стреляева В.В.«Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов». Закон и право № 10 2006г

35. Щегорцев В.А. Социология  правосознания. Москва.1981г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ – М., 1910 г.- стр.494.

2 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. С.-Петербург, 2005.  стр. 152.

3 Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания.

4 Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций - Нижний Новгород – 1993 г.  с. 488.

5 Кваша А.А.Правовые установки граждан. - Волгоград – 2002. – с.18.

6 Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. –с сайта http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htm

7 Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе:Ростов-на-Дону - 1999 г. - с.91.

8 Галимов М.М., Мураметс О.Ф.. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении . Казань.1976г. , стр.17

9 Постановление ЦК КПСС от 15.09.1970г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся»

10 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практиче-ской психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

11 Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодежи//Советское государство и право. № 9,1971 г.стр.143.

А.С. Павлов. Правовое воспитание.Москва.стр.3-4

12 Зенин В.П. Формы, методы, и система правового воспитания // Правовое воспитание и социальная активность личности. - Киев, 1979.- С. 209-212, 224, 235-236, 241-245.

Информация о работе Правовое воспитание