Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа
Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважения к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством). Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.
Введение 2
Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5
1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5
1.2 Механизм правового воспитания 12
Глава 2. Институт правового воспитания: 15
2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15
2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18
2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23
Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28
Заключение 30
Список используемой литературы
В настоящее время выделяют следующие формы (иногда называют направлениями) правового воспитания:
1. формирование правосознания и правовой культуры в семье;
2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
3. профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;
4. самовоспитание;
5. выпуск и распространение
через розничную торговлю
6. осуществление правовой
пропаганды государственными
7. создание общедоступных
компьютерных баз данных (“Консультант-плюс”,
”Гарант”, ”Кодекс”), а также распространение
правовой информации через
Методы правового воспитания - это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности.13
Основными методами правового воспитания (в некоторой литературе называют способами): убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение, наказание.
М.И. Козюбра пишет, что метод убеждения предполагает влияние на сознание и волю человека способами морального характера. Вследствие такого влияния, лицо, на которое направлено убеждение, воспринимает волю убеждающего как свою личную, у него формируются взгляды, отвечающие взглядам убеждающего, они приобретают форму моральных мотивов деятельности.14
Метод принуждения - столь же неотъемлемый элемент процесса правового воспитания.
Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов правовоспитательного процесса, формирования законопослушного поведения.
Убеждение и принуждение являлись основными методами правового воспитания в советский период, а точнее - их “умелое сочетание”.
В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь взаимосвязанных звеньев: Общественное правосознание, систему норм права, формы и средства правового воспитания, правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в общественном правосознании.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм. Рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политио-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.
Третий элемент- это средства правового воспитания. Они делятся на:
-материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.)
-устные (лекции, семинары, беседы и т.п.)
Глава 2.Институт правового воспитания
§ 2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов
Специфической целью правового воспитания в рамках профессиональной группы, связанной с юридической практикой, является формирование юридического мировоззрения. Было бы неверным утверждать, что только у юристов есть свое видение правовой жизни, каждая профессия влияет на восприятие мира, права и сознание человека. Проблемы узости понимания профессионального правосознания не являются для российской юриспруденции абсолютно новыми. В исследовании, проведенном В.А. Щегорцовым, приводится более широкая трактовка этого явления как «дополнительных правовых знаний, обусловленных спецификой конкретной профессии, а также более широкое и глубокое знание законов, тех отраслей права, с которыми чаще приходится сталкиваться по долгу работы».15
Подобное профессиональное мировоззрение способствует формированию определенного отношения к праву, законодательству, правовым явлениям вообще. Правосознание профессиональной группы является отражением правовой практики, в которую включена социальная общность. Вследствие этого возникает вопрос: в чем же отличие профессионального правосознания работников правовой сферы от правосознания иных лиц, профессионально задействованных в общественной жизни?
Как правило, деятельность последних не имеет чисто юридической направленности, но тесно связана со сферой действия права. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируется в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.
Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно могут выполнять только юристы, а именно: установление фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в конкретном случае; издание правоприменительного акта.
Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.
В зависимости от предмета подготовки отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие различным видам правоотношений (например, уголовно-правовым, административным).
В процессе правовой подготовки в правосознании юриста формируются базовые стереотипы в отношении тех норм права и элементов правовой действительности, которые будут иметь в дальнейшем важное значение именно для данной деятельности.
Особенности правового разума и правовых чувств юристов выражаются в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования. Снятию или нейтрализации противоречий, возникающих в процессе применения права.
Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. В самом общем виде результаты конкретно-социологических исследований профессионально-правового сознания юристов свидетельствуют о том, что, с одной стороны, специфика их правосознания проявляется в устойчиво положительных характеристиках, особенно по сравнению с полярной группой, а с другой – деформации их представителей иных групп. Имеют место раздвоенность и внутренняя противоречивость сознания, выражающиеся, в частности, в возможности противопоставления законности и целесообразности, в допустимости нарушений законности «в интересах дела», в умалении роли и значения прав, свобод и законных интересов личности.
Правоприменительные органы должны конкретизировать общие предписания правовых норм относительно конкретной жизненной ситуации. Правосознание работников этих органов влияет на качественность выносимых актов применения права. Любые деформации правосознания могут негативно отразиться на истинности и правомерности принимаемых юридических решений. Поэтому правосознание- это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц по сути влияет на возникающие юридические последствия.
Как и другие виды деятельности, юридическая деятельность и подготовленность ее кадров постоянно находится под наблюдением общественности. Открытость и гласность этой деятельности требует особого контроля и особого подхода к кадровому аппарату, специфических оценок работы ее сотрудников. На данный момент, по мнению руководителей государства и ведомств, общая оценка подготовленности к юридической деятельности невысока.
Одной из причин неудовлетворительного состояния в сфере, связанной с юридической деятельностью, являются определенные субъективные факторы. Данная проблема была затронута Министром внутренних дел РФ Р. Наргалиевым.16
Но путем одного лишь правового воспитания вряд ли можно эффективно воздействовать на все существующие субъективные факторы неудовлетворительного состояния в сфере, связанной с юридической деятельностью. Правовое воспитание должно способствовать повышению правовой культуры юриста и развитию профессионального правового сознания, а также профессиональных правовых или нравственно-правовых качеств.
Обеспечение оптимальных условий для приобретения индивидом нравственно-правовых знаний, умений, качеств способствует формированию нравственно-правовой культуры как цели правовоспитательного процесса. Одним из таких условий является деятельное участие самого человека в этом процессе, активное стремление к их усвоению и закреплению. Поэтому не всегда правомерно утверждать, что создание условий автоматически приведет к закреплению приобретаемых качеств на длительный срок. Органично присущими воспитуемому они могут стать только в том случае, если их значимость будет для человека осознанной и безусловной. В связи с этим предполагается непрерывное, планомерное развитие потребостно-мотивационной сферы. Только с помощью такого единства можно преобразовать знания в личные убеждения, сформировать навыки подлинно нравственного и правового поведения.
Профессионалу мало быть юридически грамотным, необходима связь профессиональных знаний и функциональных обязанностей с внутренней нравственностью.
Например, в практической деятельности специальных правоохранительных органов складываются такие ситуации, в которых требуется осуществить ответственный выбор одних правоохраняемых ценностей в ущерб другим. Значит, каждый правоприменитель должен найти оптимальное соотношение между правовым и нравственным оценочным подходом, что возможно при сочетании правового и нравственного воспитания сотрудников. С учетом того, что ценность- это одна из норм деятельности, которую должен самостоятельно определять субъект в некоторых ситуациях своей профессиональной активности. И здесь недопустим ни этический, ни профессиональный формализм.
Необходимо затронуть вопрос о правовым воспитании в системе высшего и среднего специального образования, обеспечивающей подготовку профессиональных юристов., от которых в будущем в значительной мере будет зависеть реальное обеспечение прав и свобод человека, а также сказать о роли правового образования в учебных заведениях неюридического профиля. Потребность систематической юридико-воспитательной работы в данных учреждениях обуславливается тем, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.
Очень важно ознакомление с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой культуры выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества. А это прежде всего стабильное законодательство, традиции уважения к закону и ответственность перед ним, высокая правовая культура всех структур государственного и социального механизма. Россия, к сожалению, похвалиться таким положением вещей пока не может.
Юристы-профессионалы основную цель своей деятельности должны видеть в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, иными словами, в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемирово, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
§ 2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ
Кто же, собственно, воспитывает население? – само же население, общество.
Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды.