Правовой статус депутата Государственной Думы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы для меня было раскрытие самого понятия, а также статуса депутата Государственной Думы. В ходе работы я изучила его полномочия и такие правовые явления, как депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Все это помогло мне выявить четкую границу личных прав и обязанностей депутата перед государством и его гражданами.
Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие.
Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов.

Содержание работы

§ ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Государственная Дума Российской Федерации

§ 2. Правовой статус депутата Государственной Думы, его понятие.
§ 2.2 Мандат депутата Государственной Думы

§ 3. Деятельность депутата Государственной Думы
§ 3.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
§ 3.2 Полномочия депутата Государственной Думы
§ 3.3 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
§ 3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями

§ 4. Гарантии депутата Государственной Думы
§ 4.1 Депутатский иммунитет (Неприкосновенность депутата Государственной Думы)
§ 4.2 Депутатский индемнитет

§ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУПЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая ПетроваАП.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФГУ ВПО Московский государственный  лингвистический университет

факультет экономики и права (юридическое  отделение)

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  конституционному праву

 

Тема: «Правовой статус депутата Государственной Думы РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Студент: Петрова А.П.

     Группа: 7-4-5

 

 

    Научный руководитель темы: Ковяров М.Ю.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 

 

 Содержание

 

§  ВВЕДЕНИЕ 

 

§  1. Государственная Дума Российской Федерации

 

§  2. Правовой статус депутата Государственной Думы, его понятие.

§  2.2 Мандат депутата Государственной Думы 

 

§  3. Деятельность депутата Государственной Думы

§  3.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы

§  3.2 Полномочия депутата Государственной Думы

§  3.3 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции

§  3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями

 

§  4. Гарантии депутата Государственной Думы

§  4.1 Депутатский иммунитет (Неприкосновенность депутата Государственной Думы)

§  4.2 Депутатский индемнитет 

 

§  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

§  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУПЫ

 

Введение

 

Прежде всего, хотелось бы сказать, почему я выбрала  именно эту тему для написания  своей курсовой работы по конституционному праву. В первую очередь, депутат  Государственной Думы, является человеком, постоянно находящимся на виду у нас, граждан, к тому же, депутаты обладают определенными, что выделяет депутатов Государственной Думы среди других государственных служащих и граждан Российской Федерации. Поэтому сама деятельность депутата Государственной Думы и его правовой статус вызывают множество споров в обществе. Ведь не все знают, где начинаются, а где заканчиваются и чем ограничиваются его права. Так же не все в достаточной мере разбираются и в его обязанностях. А ведь на депутата возлагаются большие обязанности! Это, прежде всего защита и представление интересов граждан в одной из палат Парламенте Российской Федерации – Государственной думе.

Целью данной курсовой работы для меня было раскрытие самого понятия, а также статуса депутата Государственной Думы. В ходе работы я изучила его полномочия и такие правовые явления, как депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Все это помогло мне выявить четкую границу личных прав и обязанностей депутата перед государством и его гражданами.

Работая над  данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых  затрагивалась тема правового статуса  депутата Государственной Думы:

  • В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие.
  • Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов.

Большое количество работ, посвященных теме правового  статуса депутата Государственной  Думы, говорит об актуальности и  интересе к данной теме, что в  принципе имеет достаточно объективную  причину, так как депутат Государственной Думы – выборное лицо, которое защищает и представляет интересы народа, поэтому в своих же интересах мы должны знать и понимать, кто такие депутаты Государственной Думы, какими правами и обязанностями, гарантиями они обладают и как осуществляют защиту и обеспечение наших прав, свобод и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственная Дума Российской Федерации.

 

 

Прежде чем  говорить о депутате Государственной  Думы, хотелось бы «разобраться» с  самой Государственной Думой, членом которой он является. Дать определение Госдумы РФ, определить ее положение в системе государственных органов РФ, а так же определить положение депутата в ней.

Глава 5 Конституции  РФ дает четкое определение Государственной  Думы РФ и говорит о том, что  Государственная Дума является одной из двух палат Федерального Собрания РФ, которое в свою очередь, согласно ст. 94 Конституции РФ, «является парламентом Российской Федерации – а так же является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Ч. 3 ст. 95 Конституции РФ закрепляет количественный состав Государственной Думы, согласно ей, в состав Госдумы входят ровно 450 депутатов.

Ч. 1 ст. 96 гласит, что Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Но это не изначальный  текст Конституции, так как в 2008 году вступила в силу поправка к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.1

До 2008 года Госдума  избиралась сроком на 4 года. Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Соответственно, только Дума последнего созыва избиралась на основании вступившей в силу поправки. 

Первый состав Государственной Думы, сформированный в 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов  Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента РФ от 1 октября 1993 года. И в соответствии с "Заключительными  и переходными положениями" Конституции РФ Государственная Дума первого созыва, сформированная в 1993 году, была избрана сроком на два года. В настоящее время действует Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который вступил в силу в 2005 году взамен старого ФЗ от 24 июня 1999 года.

Ч. 2 ст. 96, в свою очередь, говорит о том, что порядок  формирования Совета Федерации и  порядок выборов депутатов Государственной  Думы устанавливаются федеральными законами Российской Федерации.2

Ст. 100 Конституции  РФ определяет работу Государственной  Думы РФ и постанавливают что:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. 
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Но кроме  того ч. 3 ст. 101 Конституции гласит, что  каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Согласно ст. 103 Конституции, к ведению Государственной  Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса  о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. (пункт «в» вступил в силу в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

В ст. 109 Конституции  РФ говориться, что Президент РФ может распустить Госдуму в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции  РФ. О толковании части 1 статьи 109 Конституции  РФ было постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 N 15-П. Постановление появилось в силу того, что депутаты Государственной Думы потребовали пояснения ряда статей Конституции, а именно  84 статьи (пункт "Б"), 99 статьи (частей 1, 2 и 4) и 109 статьи (части 1).

Ч. 4 постановления определила, что: «По смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4), 117 (части 3 и 4), конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палаты иные полномочия. Такие конституционно - правовые последствия соответствуют цели роспуска Государственной Думы и обусловлены тем, что приведший к нему конфликт подлежит разрешению путем избрания нового состава Государственной Думы на основе свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа (статья 3 Конституции Российской Федерации), а, следовательно, акты, принятые прежней Государственной Думой после решения о ее роспуске и назначении новых выборов, не имели бы легитимного характера».

 Также стоит  упомянуть о том, в Государственной  Думе, как и в любой другой  структуре, существует внутреннее  распределение должностей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

На основе всего  вышесказанного можно сделать вывод, что депутат Государственной Думы является важной фигурой в современном государстве и системе законодательной власти. Но Государственная Дума является не только законодательным органом власти, но и представительным. А депутат является своеобразным делегатом воли народа. Но основании этой самой воли и желаний народа принимаются основные законы нашего государства, которые определяют его дальнейшее развитие и будущее его граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовой статус депутата Государственной Думы и его понятие

В первую очередь  хотелось бы рассмотреть именно правовой статус депутата Государственной Думы, который так отличает его от нас. Само понятие «правовой статус»  достаточно широко применяется в  науке права и законодательстве в настоящее время, но все же хотелось бы пояснить, что это такое более подробно.

Слово ««статус»  переводится с латинского «status»  как положение или состояние, характеристика данного слова как  «правовое» определяет регламентацию  указанного положения соответствующими нормативными актами. Таким образом, правовой статус – правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права 3.

Деятельность  депутата Государственной Думы и  его правовой статус регулируются различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Это такие НПА как: основной закон - Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1994 года. А также Постановление о Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1998 года и Федеральный Закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» 2005 года. Конечно же, есть и другие НПА, которые затрагивают вопрос урегулирования деятельности депутата Государственной Думы в РФ, но именно эти акты являются отправными правовыми установлениями для анализа статуса депутата Государственной Думы, его правового положения.

Следует обратить внимание и на то, что большинство  из вышеперечисленных актов были приняты в начале\середине 90-ых годов, когда в России происходило становление  власти как таковой и требовались  новые законы для его правового урегулирования. Но с тех пор многое изменилось, и законы тоже требовали изменений. Можно сказать о том, что большинство поправок в Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вносились как раз в последние годы и многие из последних поправок вступят в силу лишь в январе 2013 года. Это лишний раз подчеркивает актуальность вопроса о статусе депутата Государственной Думы и обращает наше внимание на необходимость изменения современного законодательства, касательно этой сферы правы.

Ст. 1 ч. 2 уже  ране упомянутого ФЗ «О статусе члена  Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» говорит  о том, что «Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.4»

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы РФ