Правовой статус депутата Государственной Думы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы для меня было раскрытие самого понятия, а также статуса депутата Государственной Думы. В ходе работы я изучила его полномочия и такие правовые явления, как депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Все это помогло мне выявить четкую границу личных прав и обязанностей депутата перед государством и его гражданами.
Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие.
Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов.

Содержание работы

§ ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Государственная Дума Российской Федерации

§ 2. Правовой статус депутата Государственной Думы, его понятие.
§ 2.2 Мандат депутата Государственной Думы

§ 3. Деятельность депутата Государственной Думы
§ 3.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
§ 3.2 Полномочия депутата Государственной Думы
§ 3.3 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
§ 3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями

§ 4. Гарантии депутата Государственной Думы
§ 4.1 Депутатский иммунитет (Неприкосновенность депутата Государственной Думы)
§ 4.2 Депутатский индемнитет

§ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУПЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая ПетроваАП.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Если депутат  нарушит это требование, то он автоматически  теряет депутатский мандат и соответственно место в Государственной Думе РФ. А если депутат сам захочет прекратить свою деятельность, то он должен написать личное заявление, в котором он указывает, что хочет покинуть состав фракции партии, в корой он состоит.

В соответствии с вышесказанным, мы можем утверждать, что тем самым законодатель, хочет закрепить зависимость депутатов и «привязать» их к определенной партии. У депутата появляется определенная ответственность перед своей партией. Такое четкое, прописанное в законе, правило предотвращает возможные расколы фракций и может облегчить работу Государственной Думы.

Но некоторые  видят и много отрицательного в такой системе и этой зависимости  депутата от партии.  Ведь формально, если вдруг позиция и направление  развития партии расходится с позицией самого депутата, он сможет покинуть партию и выйти из фракции, но только при условии, если он лишиться при этом своего мандата. Или же он может формально остаться членом фракции и не подавать заявления о выходе, но не участвовать в её работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений. То есть депутат фактически будет игнорировать работу партии и тем самым замедлять работу и развитие этой партии. Но может ли подобная деятельность депутата способствовать улучшению работы Парламента?!

Но законодатель попытался  урегулировать и этот вопрос. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О политических партиях»: «…Депутаты Государственной Думы связаны решениями соответствующей политической партии при исполнении своих депутатских полномочий, то есть действия конкретного депутата Государственной Думы, фракции, в которую он входит, и соответствующей политической партии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены…»

Если говорить более подробно о самой деятельности фракции, то решения фракции принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию. Так же возможно проведение и тайного голосования.

Если политическая партия прекращает свою деятельность, в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, то и деятельность фракции данной политической партии в Государственной Думе и членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

 

3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями

Как мы уже говорили ранее, одной из самых важных задач депутата является представительство интересов его избирателей в Государственной Думе РФ. В число ежедневных обязательств депутата Государственной Думы входят:

    • исполнение воли народа,
    • принятие мер, направленных на обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан,
    • поддержание с ними постоянной связи посредством рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей,
    • проведение личного приема, встреч с гражданами.

В соответствии с Федеральным Законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательному округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в регионе, определенным соответствующим депутатским объединением. 17

Депутат Государственной  Думы рассматривает обращения, жалобы и заявления избирателей, в соответствии с Федерального законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации18» в обязательном порядке и принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: создаются парламентские и депутатские запросы, вносятся предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Для работы с избирателями депутату Госдумы каждый месяц предоставляются соответствующие дни – одна неделя каждого месяца во время сессии и две недели каждого месяца в период проведения выборов депутатов Государственной Думы в соответствии с ч. 8 ст. 40 Регламента Государственной Думы.19

Личный прием  граждан депутат обязан проводить не реже, чем один раз в полгода. Любая информация о приеме (времени и месте и др.) обязана доводится до сведения граждан. Так же ст. 75 Регламента Государственной Думы говорит о том, что депутат может осуществлять прием избирателей даже в приемной Государственной Думы.

Ответы и  на устные и письменные обращения даются только в письменной форме, по существу вопроса, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Депутат Госдумы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

В соответствии с Федерального законом "О порядке  освещения деятельности органов  государственной власти в государственных  средствах массовой информации"20 все официальные мероприятия с участием заседаний Государственной Думы проходят под аудио- и видео запись и затем распространяются в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий.

Но все же вместе с тем в Федеральном Законе «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» ничего не упоминается о санкциях за нарушение обязанностей депутата по отношению к избирателям. К тому же депутат не принимает никаких наставлений от избирателей, да и вообще не обязан проводить отчетов перед ними - все это в конечном счете создает благодатную почву для злоупотребления предоставленной депутатам независимости.

Если подводить  итог, рассмотренной нами в общих чертах деятельности депутата, то с одной стороны, депутат Государственной Думы является народном представителем. Депутат, прежде всего, представляет интересы избирателей в органе власти и осуществляет иные функции: правотворческие, контрольные, организационные и т.п. И, конечно же, такой народный представитель должен действовать в интересах всего народа и, прежде всего, своих избирателей.

С другой стороны  на деятельность депутата Государственной Думы большое влияние оказывают политические партии политические партии, по спискам которых депутаты были избраны, что умаляет представительную функцию депутата и отдаляет его от народа. Получается, что депутат Государственной Думы начинает осуществлять свои полномочия не столько в интересах всех граждан, сколько в интересах политических партий и той части избирателей, которая проголосовала за списки партий, прошедших в Государственную Думу. И уже в таком случае, большее влияние на взаимоотношения между депутатом и избирателями оказывает политическая партия, чем непосредственная воля народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Гарантии депутата Государственной Думы

 

Условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем законодательном (представительном) органе государственной власти являются своеобразными гарантиями депутатской деятельности в современной России. Такими условиями являются:

    • Депутатский иммунитет
    • Депутатский индемнитет

Рассмотрим  их более подробно.

 

4.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы)

Иммунитет –  особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.

Иммунитет является одним из основных элементов статуса депутата Государственной Думы. А так же является важнейшей правовой гарантией деятельности депутата. Иммунитет «призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости»21.

Неприкосновенность  депутата Государственной Думы распространяется на весь срок его полномочий и заканчивается  с завершением срока его пребывания в Государственной Думе. Во время всего периода службы депутат не может быть:

1) привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

2) подвергнут  к личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  федеральным законом для обеспечения  безопасности других людей;

3) задержан, арестован,  подвергнут обыску (кроме случаев  задержания на месте преступления) или допросу.

Возбуждение уголовного дела в отношении депутата Государственной  Думы производит Генеральный прокурор РФ на основе согласия палаты депутатов  Государственной Думы. Это же касается и жилища депутата Государственной Думы, его служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортного средства, которые не могут быть подвергнуты обыску без разрешения соответствующей палаты. В случае если депутат Государственной Думы был задержан на месте преступления, то, согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации такого разрешения не требуется.22

О направлении  дела в отношении депутата Государственной  Думы в суд для судебного слушания также решает палата депутатов. В случае если палата принимает решение об отказе направления дела, то дело прекращается и депутата объявляют невиновным.

Очень важно  отметить и то, что депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание своего мнения, позиции. Но так же важно знать и то, что такое положение не распространяется на публичные оскорбления или клевету и иные правонарушения.

Депутаты Государственной  Думы могут отказаться от дачи свидетельских  показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Но все, выше перечисленные, привилегии в отношении депутата Государственной Думы действительны только, если правонарушение было связано с его депутатской деятельностью.

Если правонарушение, уголовное или административное, совершено не в связи с осуществлением его депутатской деятельности, то он не освобождается от ответственности  за совершенное, согласно постановлению  Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года: «Нет необходимости запрашивать согласия палаты на привлечение его к ответственности и проведение следственных дел, но по совершению дознания, предварительного следствия или производства по административному нарушению для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты депутатов».23

Таким образом, иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц при  исполнении ими своих обязанностей, привлечение депутата Государственной  Думы к ответственности возможно только с согласия верхней палаты парламента.

 

4.2 Депутатский индемнитет

Депутатский индемнитет является «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его  труд и способствующих утверждению депутата как личности»24.

По количеству социальных гарантий депутат Государственной Думы приравнивается к федеральному министру. И социальные гарантии депутатов государственной Думы закреплены в ч. 2, 3 ст.2 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».25 К ним относятся:

1) ежемесячное  денежное вознаграждение, денежные  поощрения и иные выплаты, предусмотренные  настоящим Федеральным законом.

Ежемесячным денежным вознаграждением является заработная плата, которую получают все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности. Так же депутат может получать дополнительные выплаты. Под «иными выплатами» в законе понимаются:

а) материально  обеспечение деятельности Депутата Государственной Думы, то есть выплата расходов, непосредственно связанных с исполнением депутатской деятельности;

б) возмещение депутату Государственной Думы и членам его  семьи расходов, связанных с переездом  на место осуществления своих депутатских полномочий, на место его постоянного проживания ввиду прекращения его депутатских полномочий;

в) возмещение расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в связи с осуществлением депутатом государственной Думы своей работы;

г) денежное пособие  депутату в случае роспуска Государственной  Думы равного трехкратному размеру  его ежемесячного денежного вознаграждения.

2) ежегодный  оплачиваемый отпуск, в соответствии  со ст. 28 Федерального Закона «О  статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»26, в количестве 42 календарных дней с выплатой пособия на лечение в размере их двойного ежемесячного денежного вознаграждения;

3) оплата пользования  депутатом Государственной Думы воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

4) зачисление  времени осуществления полномочий  депутата Государственной Думы  в стаж государственной гражданской  службы, что в соответствии со ст. 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации27" оказывает влияние на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, на назначение пенсии федеральных государственных служащих за выслугу лет и на определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу;

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы РФ