Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы для меня было раскрытие самого понятия, а также статуса депутата Государственной Думы. В ходе работы я изучила его полномочия и такие правовые явления, как депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Все это помогло мне выявить четкую границу личных прав и обязанностей депутата перед государством и его гражданами.
Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие.
Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов.
§ ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Государственная Дума Российской Федерации
§ 2. Правовой статус депутата Государственной Думы, его понятие.
§ 2.2 Мандат депутата Государственной Думы
§ 3. Деятельность депутата Государственной Думы
§ 3.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
§ 3.2 Полномочия депутата Государственной Думы
§ 3.3 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
§ 3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями
§ 4. Гарантии депутата Государственной Думы
§ 4.1 Депутатский иммунитет (Неприкосновенность депутата Государственной Думы)
§ 4.2 Депутатский индемнитет
§ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУПЫ
Если депутат нарушит это требование, то он автоматически теряет депутатский мандат и соответственно место в Государственной Думе РФ. А если депутат сам захочет прекратить свою деятельность, то он должен написать личное заявление, в котором он указывает, что хочет покинуть состав фракции партии, в корой он состоит.
В соответствии с вышесказанным, мы можем утверждать, что тем самым законодатель, хочет закрепить зависимость депутатов и «привязать» их к определенной партии. У депутата появляется определенная ответственность перед своей партией. Такое четкое, прописанное в законе, правило предотвращает возможные расколы фракций и может облегчить работу Государственной Думы.
Но некоторые видят и много отрицательного в такой системе и этой зависимости депутата от партии. Ведь формально, если вдруг позиция и направление развития партии расходится с позицией самого депутата, он сможет покинуть партию и выйти из фракции, но только при условии, если он лишиться при этом своего мандата. Или же он может формально остаться членом фракции и не подавать заявления о выходе, но не участвовать в её работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений. То есть депутат фактически будет игнорировать работу партии и тем самым замедлять работу и развитие этой партии. Но может ли подобная деятельность депутата способствовать улучшению работы Парламента?!
Но законодатель попытался урегулировать и этот вопрос. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О политических партиях»: «…Депутаты Государственной Думы связаны решениями соответствующей политической партии при исполнении своих депутатских полномочий, то есть действия конкретного депутата Государственной Думы, фракции, в которую он входит, и соответствующей политической партии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены…»
Если говорить более подробно о самой деятельности фракции, то решения фракции принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию. Так же возможно проведение и тайного голосования.
Если политическая партия прекращает свою деятельность, в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, то и деятельность фракции данной политической партии в Государственной Думе и членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями
Как мы уже говорили ранее, одной из самых важных задач депутата является представительство интересов его избирателей в Государственной Думе РФ. В число ежедневных обязательств депутата Государственной Думы входят:
В соответствии с Федеральным Законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательному округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в регионе, определенным соответствующим депутатским объединением. 17
Депутат Государственной Думы рассматривает обращения, жалобы и заявления избирателей, в соответствии с Федерального законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации18» в обязательном порядке и принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: создаются парламентские и депутатские запросы, вносятся предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Для работы с избирателями депутату Госдумы каждый месяц предоставляются соответствующие дни – одна неделя каждого месяца во время сессии и две недели каждого месяца в период проведения выборов депутатов Государственной Думы в соответствии с ч. 8 ст. 40 Регламента Государственной Думы.19
Личный прием граждан депутат обязан проводить не реже, чем один раз в полгода. Любая информация о приеме (времени и месте и др.) обязана доводится до сведения граждан. Так же ст. 75 Регламента Государственной Думы говорит о том, что депутат может осуществлять прием избирателей даже в приемной Государственной Думы.
Ответы и на устные и письменные обращения даются только в письменной форме, по существу вопроса, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Депутат Госдумы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
В соответствии с Федерального законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"20 все официальные мероприятия с участием заседаний Государственной Думы проходят под аудио- и видео запись и затем распространяются в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий.
Но все же вместе с тем в Федеральном Законе «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» ничего не упоминается о санкциях за нарушение обязанностей депутата по отношению к избирателям. К тому же депутат не принимает никаких наставлений от избирателей, да и вообще не обязан проводить отчетов перед ними - все это в конечном счете создает благодатную почву для злоупотребления предоставленной депутатам независимости.
Если подводить итог, рассмотренной нами в общих чертах деятельности депутата, то с одной стороны, депутат Государственной Думы является народном представителем. Депутат, прежде всего, представляет интересы избирателей в органе власти и осуществляет иные функции: правотворческие, контрольные, организационные и т.п. И, конечно же, такой народный представитель должен действовать в интересах всего народа и, прежде всего, своих избирателей.
С другой стороны на деятельность депутата Государственной Думы большое влияние оказывают политические партии политические партии, по спискам которых депутаты были избраны, что умаляет представительную функцию депутата и отдаляет его от народа. Получается, что депутат Государственной Думы начинает осуществлять свои полномочия не столько в интересах всех граждан, сколько в интересах политических партий и той части избирателей, которая проголосовала за списки партий, прошедших в Государственную Думу. И уже в таком случае, большее влияние на взаимоотношения между депутатом и избирателями оказывает политическая партия, чем непосредственная воля народа.
Глава 4. Гарантии депутата Государственной Думы
Условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем законодательном (представительном) органе государственной власти являются своеобразными гарантиями депутатской деятельности в современной России. Такими условиями являются:
Рассмотрим их более подробно.
4.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы)
Иммунитет – особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.
Иммунитет является одним из основных элементов статуса депутата Государственной Думы. А так же является важнейшей правовой гарантией деятельности депутата. Иммунитет «призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости»21.
Неприкосновенность
депутата Государственной Думы распространяется
на весь срок его полномочий и заканчивается
с завершением срока его пребыв
1) привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
2) подвергнут
к личному досмотру, за исключением
случаев, когда это
3) задержан, арестован,
подвергнут обыску (кроме случаев
задержания на месте
Возбуждение уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы производит Генеральный прокурор РФ на основе согласия палаты депутатов Государственной Думы. Это же касается и жилища депутата Государственной Думы, его служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортного средства, которые не могут быть подвергнуты обыску без разрешения соответствующей палаты. В случае если депутат Государственной Думы был задержан на месте преступления, то, согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации такого разрешения не требуется.22
О направлении дела в отношении депутата Государственной Думы в суд для судебного слушания также решает палата депутатов. В случае если палата принимает решение об отказе направления дела, то дело прекращается и депутата объявляют невиновным.
Очень важно отметить и то, что депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание своего мнения, позиции. Но так же важно знать и то, что такое положение не распространяется на публичные оскорбления или клевету и иные правонарушения.
Депутаты Государственной Думы могут отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.
Но все, выше перечисленные, привилегии в отношении депутата Государственной Думы действительны только, если правонарушение было связано с его депутатской деятельностью.
Если правонарушение,
уголовное или
Таким образом, иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц при исполнении ими своих обязанностей, привлечение депутата Государственной Думы к ответственности возможно только с согласия верхней палаты парламента.
4.2 Депутатский индемнитет
Депутатский индемнитет является «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»24.
По количеству социальных гарантий депутат Государственной Думы приравнивается к федеральному министру. И социальные гарантии депутатов государственной Думы закреплены в ч. 2, 3 ст.2 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».25 К ним относятся:
1) ежемесячное
денежное вознаграждение, денежные
поощрения и иные выплаты,
Ежемесячным денежным вознаграждением является заработная плата, которую получают все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности. Так же депутат может получать дополнительные выплаты. Под «иными выплатами» в законе понимаются:
а) материально обеспечение деятельности Депутата Государственной Думы, то есть выплата расходов, непосредственно связанных с исполнением депутатской деятельности;
б) возмещение депутату Государственной Думы и членам его семьи расходов, связанных с переездом на место осуществления своих депутатских полномочий, на место его постоянного проживания ввиду прекращения его депутатских полномочий;
в) возмещение расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в связи с осуществлением депутатом государственной Думы своей работы;
г) денежное пособие депутату в случае роспуска Государственной Думы равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения.
2) ежегодный
оплачиваемый отпуск, в соответствии
со ст. 28 Федерального Закона «О
статусе депутата Государственн
3) оплата пользования
депутатом Государственной
4) зачисление
времени осуществления
Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы РФ