Правовой статус депутата Государственной Думы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы для меня было раскрытие самого понятия, а также статуса депутата Государственной Думы. В ходе работы я изучила его полномочия и такие правовые явления, как депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Все это помогло мне выявить четкую границу личных прав и обязанностей депутата перед государством и его гражданами.
Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие.
Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов.

Содержание работы

§ ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Государственная Дума Российской Федерации

§ 2. Правовой статус депутата Государственной Думы, его понятие.
§ 2.2 Мандат депутата Государственной Думы

§ 3. Деятельность депутата Государственной Думы
§ 3.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
§ 3.2 Полномочия депутата Государственной Думы
§ 3.3 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
§ 3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями

§ 4. Гарантии депутата Государственной Думы
§ 4.1 Депутатский иммунитет (Неприкосновенность депутата Государственной Думы)
§ 4.2 Депутатский индемнитет

§ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУПЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая ПетроваАП.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

2) Право на  участие в заседании соответствующей  палаты, комитета, комиссии палаты, согласительной или специальной  комиссий.

Согласно ч. 3, ст. 12 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» участие депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии обязательно и является его обязанностью.

Принимая участия в соответствующих заседаниях, депутат Государственной Думы может участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки – реализовать предоставленные ему права.

Если же, депутата государственной Думы не входит в состав согласительной или специальной комиссии, он также вправе участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.

При голосовании  на заседаниях депутат Государственной  Думы имеет один голос и подает его «за», «против», либо воздерживается от принятия решения. Свое право на голосование он осуществляет лично, при использовании карточки для голосования.

Каждое заседание в  Государственной думе начинается с  обязательной регистрации каждого  депутата Государственной Думы, которое проводит Председатель заседания.

В случае невозможности присутствия  депутата Государственной Думы на соответствующем  заседании, он должен заблаговременно  проинформировать и составить депутатский  бланк на имя руководителя фракции, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы с указанием причины и временем отсутствия и распоряжением, как распорядиться его голосом при голосовании по вынесенному вопросу.

3) Право на  парламентский и депутатский  запрос.

Парламентский запрос –  право депутата, группы депутатов  обратиться к определенному законом  кругу органов и их должностным  лицам с просьбой предоставить информацию или дать разъяснения относительно тех или иных действий. Важно отметить, что зачастую, в форму парламентских и депутатских запросов облекаются обращения депутата (депутатов) с просьбой решить ту или иную проблему, связанную с положением дел в избирательном округе и отражающую интересы граждан. Можно сказать, что именно через запрос реализуется представительская функция депутата.14

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена  Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» Государственная  Дума вправе направить парламентский  запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с Регламентом  Государственной Думы проекты парламентского запроса, заявления и обращения  принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов. В случае, если к проекту постановления  Государственной Думы, внесенному на рассмотрение палаты, имеются письменные поправки, они, большинством голосов от общего числа депутатов, могут быть приняты за основу. Внесенные письменные поправки к проекту постановления Государственной Думы должны быть обсуждены и проголосованы.

В своей совокупности проект и внесенные к нему поправки ставятся на голосование Государственной  Думы для принятия в целом.

Ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает и форму ответа на парламентского запроса. Он дается в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса и должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

От Парламентского запроса  следует отличать депутатский запрос, который депутат может направить  тем же должностным лицам, что  и в случае парламентского запроса. При этом запрос депутата Государственной Думы направляется им самостоятельно и не нуждается ни в оглашении на заседании соответствующей палаты, ни в одобрении по данному запросу.

При депутатском запросе, в соответствии с законом, ответ  от запрашиваемого должностного лица должен прийти в письменное форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок, подписанный тем должностным лицом, которому был направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

4) Право члена  депутата Государственной Думы на обращение с вопросами к должностными лицами.

В соответствии со ст. 38 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российский Федерации процедура  рассмотрения вопроса с участием должностных лиц, перечень которых  указывается в части 3.1 настоящей статьи, вносится Комитетом Государственной Думы.

Под процедурой рассмотрение вынесенного вопроса предусматриваются  заслушивание приглашенного должностного лица и его ответы на вопросы депутатов  Государственной Думы.

Постановление о времени, дате заседания, а так же о содержании рассматриваемого вопроса устанавливается Государственной Думой и направляется приглашенному должностному лицу не позднее, чем за 5 дней до заседания Государственной Думы.

В случае невозможности присутствия  на заседании палаты Федерального Собрания соответствующее должностное лицо заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

В соответствии с ст.41 Регламентом  Государственной Думы в порядке  работы Государственной Думы предусматривается  «правительственный час» – время  для ответов должностных лиц  на вопросы депутатов Государственной  Думы. Как правило, он проводится два раза в месяц по средам с 12 часов 30 минут до 14 часов Государственная Дума вправе пригласить на «правительственный час» федеральных министров, иных должностных лиц в соответствии с блоками рассматриваемых вопросов.

Депутаты Государственной  Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам по рассматриваемому блоку вопросов. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос – три минуты. Прения в рамках «правительственного часа» не проводятся.

Приглашение должностного лица на «правительственный час» производит Председатель Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до его проведения. В случае невозможности присутствия должностного лица на «правительственному часу», то он, не позднее чем за 5 дней до его проведения должен уведомить об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия или указанием должностного лица, которое вместо него сможет принять участие в «правительственном часе».

5) Право депутата  Государственной Думы на обращение  в первоочередном порядке должностными лицами.

В соответствии с ст. 15 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» данное право должно применяться  лишь по вопросам деятельности руководителей и других должностных лиц федеральных округов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

6) Право депутата  Государственной Думы на получение  и распространение информации.

Депутаты Государственной  Думы обеспечиваются, другими информационными  и справочными материалами, официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, иными государственными и общественными объединениями.

Депутат Государственной думы «имеет право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации; должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с парламентской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне»15.

 

    • Основные обязанности депутата Государственной Думы

1) Соблюдать  этнические нормы, правила утвержденные  Государственной Думой.

В соответствии со ст. 45 Регламента Государственной  Думы выступающий в Государственной  Думе не вправе употреблять в своей  речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.

В случае нарушения  требований настоящей статьи председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания, или ввиду нарушения указанных требований депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Так же депутата Государственной Думы должен соблюдать  правила ведения заседания, то есть депутат Государственной Думы:

·  выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний;

·  продолжительность его доклада, содоклада и заключительного слова не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и заключительного слова;

·  выступление в прениях не может превышать десяти минут, повторное – не более 5 минут, в противном случае председательствующий вправе прервать выступление.

В соответствии с ч. 3 ст. 56 Регламента Государственной  Думы при нарушении депутатом  Государственной Думы установленных  правил, председательствующий предупреждает  об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.

2) Представлять  декларацию о доходах и об  имуществе.

Данная обязанность  депутата Государственной Думы устанавливается  законом с целью противодействия  и предупреждения коррупции, борьбе с нею. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный и муниципальный служащий должен представлять сведения не только о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, принадлежащих ему на праве собственности, но и сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данные сведения являются сведениями конфиденциального характера, и не допускается использование подобных сведений с целью сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Сведения о  доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных  и муниципальных служащих могут  предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае непредставления  государственным или муниципальным  служащим сведений о своих доходах  и доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, это является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от занимаемой им должности, либо привлечение его к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальной печати издания Федерального Собрания, в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».

    1. Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции

В соответствии со ст. 7.1. Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» и ст. 16 Регламента Государственной Думы:

«Фракция» - объединение  депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Фракция образуется с целью совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Каждая фракция в Государственной Думы подлежит обязательной регистрации Временной комиссией Государственной Думы.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений" в Федеральный Закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» фракция является единственным депутатским объединением. Депутатские группы, являясь самостоятельными единицами внутрипарламентской деятельности, упраздняются. Такие группы становятся ненужным в системе элементом, из-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу. Ведь при такой системе все депутаты выдвигаются только в числе списков  политических партий. Во время выборов кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидат автоматически попадает в списки состава соответствующей: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»16 говорится о том, что депутат, входящий во фракцию, обязан быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы РФ