Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы для меня было раскрытие самого понятия, а также статуса депутата Государственной Думы. В ходе работы я изучила его полномочия и такие правовые явления, как депутатский иммунитет и депутатский индемнитет. Все это помогло мне выявить четкую границу личных прав и обязанностей депутата перед государством и его гражданами.
Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие.
Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов.
§ ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Государственная Дума Российской Федерации
§ 2. Правовой статус депутата Государственной Думы, его понятие.
§ 2.2 Мандат депутата Государственной Думы
§ 3. Деятельность депутата Государственной Думы
§ 3.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
§ 3.2 Полномочия депутата Государственной Думы
§ 3.3 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
§ 3.4. Работа депутата Государственной Думы с избирателями
§ 4. Гарантии депутата Государственной Думы
§ 4.1 Депутатский иммунитет (Неприкосновенность депутата Государственной Думы)
§ 4.2 Депутатский индемнитет
§ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУПЫ
Если же говорить о правовом статусе депутата Государственной Думы, то он определённо отличается от правового статуса обычного гражданина. Его права и система свобод и поощрений определенно больше чем у нас, но при этом, не стоит забывать о том, что и обязанностей на него накладывается больше чес на нас с вами.
Так давайте дадим определение правовому статусу депутата Государственной Думы - под статусом парламентария понимаются закрепленные законодательством его права и обязанности, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления деятельности парламентариев.5
Говоря о статусе депутата нужно также упомянуть о формах его деятельности. К общим установлениям, характеризующим статус депутата Государственной Думы, относятся, прежде всего, нормы, определяющие их права и обязанности в сфере законотворческой деятельности. Депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и т.п.
Кроме всего этого депутат Госдумы обязан принимать участие в заседаниях Государственной Думы; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе комитетов и комиссий; в работе согласительных и специальных комиссий; участвовать в парламентских слушаниях и многое другое.
Но прежде всего основной и постоянной формой деятельности депутата является работа с избирателями. Она выражается в обязанности депутатов Государственной Думы поддерживать тесные взаимоотношения с избирателями, то есть, принимать меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов, а именно: рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. 6
Рассмотрев в общих чертах такое понятие как правовой статус депутата Государственной Думы, хотелось бы поговорить о его отличительном знаке и таком правовом явлении как депутатский мандат.
2.2 Мандат депутата
По определению Сухарева, «мандат — документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами».
И вышесказанного определения мы можем сделать вывод, что у определения «мандат» есть два основных значения:
• документ, удостоверяющий законность полномочий депутата;
• совокупность его прав, обязанностей, привилегий и других элементов его правового статуса.
Мандат, как документ депутат Государственной Думы получает на таких условиях:
«В течение
трех недель со дня голосования ЦИК
России, в соответствии с частью
4 статьи 86 Федерального закона «О выборах
депутатов...», официально опубликовывает
результаты выборов депутатов
Соответственно, мы можем говорить о том, что мандат, как совокупность прав, свобод и обязанностей депутата, появляется у него сразу же со дня его избрания, а не со дня вступления в должность. Так как, чтобы занять пост депутата в Государственной Думе РФ, ему уже необходимо принять несколько условий, которые ограничивают его права, относительно прав обычного гражданина.
Срок действия мандата депутата Государственной Думы соответствует сроку действия его полномочий, которые согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы.8
Далее хотелось бы разобрать актуальный на сегодняшний день вопрос о мандате, как взаимоотношении депутата и избирателей. По форме такой мандат разделяют на свободный и императивный.
В законах РФ
нет четкого определения
Подтверждением наличия свободного мандата у депутата Государственной Думы является Постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Где был сделан вывод о свободном характере депутатского мандата на федеральном уровне, позволив депутатам Государственной Думы при осуществлении своих полномочий следовать Конституции Российской Федерации и своей совести».9
Само определение «своей совести» дает нам понять, что депутат, в принятии решений, опирается исключительно на свое личное мнение.
В современном мире, свободный мандат является одним из важнейших признаков парламентаризма. Депутат обладает правом действовать исходя из своих персональных убеждений и взглядов. При этом он старается поддержать волю народа, так как, прежде всего, по своему правовому статусу, является его законным представителем. Но все же, в случае несовпадения общих и местных интересов народа, он обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам.
Далее в своей курсовой работе, я бы хотела рассмотреть более подробно выборы депутата Государственной Думы, вступление в должность и его основные права и обязанности.
Глава 3. Деятельность депутата Государственной Думы
Как мы уже разбирали ранее, депутат Государственной Думы приобретает свои полномочия и начинает свою депутатскую деятельность с момента его вступления в должность. Далее мне бы хотелось более подробно рассмотреть этот процесс.
3.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы РФ избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Право на участие в выборах, согласно ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеют10:
Быть же избранными в депутаты, в свою очередь, могут:
Так же стоит отметить, что одно и то же лицо не может быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы одновременно.
Кандидат в
Государственную Думу Российской Федерации
должен либо состоять в политической
партии, либо ходатайствовать о включении
своей кандидатуры в федеральны
Часть 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации11 и часть 2, ст. 6 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»12 определяют, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и запрещают депутатам Государственной Думы:
Депутат Государственной Думы ни в коем случае не должен пободать в зависимость от государственных органов или каких-либо частных структур. Ведь именно депутат занимается такой важной деятельностью, как законотворчество. «Получение депутатом дохода, к примеру, от управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным»13.
Все это объясняется тем, что депутат Государственной Думы должен быть свободным от влияния других государственных органов или учреждений, а в особенности - исполнительной власти. Дело в том, что только депутат, свободный от другой деятельности, сможет сосредоточиться на выполнение своих прямых обязанностей - полномочиях депутата.
3.2 Полномочия Депутата Государственной Думы
Полномочия депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – это определенные права и обязанности, выступающие в качестве компетенции соответствующего представительного органа, закрепленные в действующем законодательстве, которое определяет и правосубъектность данных органов.
Данными полномочиями депутат Государственной Думы наделяется со дня избрания его депутатом Государственной Думы, и прекращаются со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.
1) Право депутата
Государственной Думы на
В соответствии
с Регламентом Государственной
Думы право законодательной
а) предложений о разработке и принятии новых федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ, либо о признании этих законов утратившими силу;
в) поправок к законопроектам.
Ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» и ст. 134 Конституции Российской Федерации в их правовом единстве устанавливает право вносить положения о поправке и пересмотре положений Конституции Российской Федерации группой, численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В случае поддержки 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской федерации.
Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы РФ