Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа
Защита прав и свобод является обязанностью государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации(регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).
Введение __________________________________________________________стр. 2
Глава 1. Правозащитные органы государства, закрепленные Конституцией РФ.
1.1. Судебная защита_______________________________________________стр. 4
1.2. Нотариальная деятельность________________________________________стр. 6
1.3.. Прокуратура на страже соблюдения прав человека____________________стр. 9
Глава 2.Правозащитные организации
2.1. Деятельность правозащитных неправительственных организаций_______ стр. 18
2.2. Функции и направления деятельности правозащитных организаций в России ___________________________________________________________________стр. 19
2.3. Финансирование правозащитных организаций_______________________ стр. 30
Заключение _______________________________________________________ стр. 34
Список используемой литературы_____________________________________ стр. 35
• не допущено ли в акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;
• не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;
• не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные
Конституцией и законами РФ, а также конституциями, уставами и законами
республик, других субъектов федерации;
• не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;
• не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других
правонарушений;
• соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации);
• содержат ли акты, в особенности изданные представительными и
исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения;
• не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
• соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;
• содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и др., указана ли дата вступления его в силу;
• каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.
Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений, прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности. При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:
• законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
• соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к
лишению свободы в исправительных учреждениях;
• законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
• соответствие режима содержания осужденных видам исправительных
учреждений;
• соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально- бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
• соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
• законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
• обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
• законность и обоснованность применения администрацией в отношении
осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных
учреждения, злостного неповиновения и в других случаях применения физической силы, специальных средств и оружия;
• соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
Сейчас много говорится о введении общественного контроля над местами
принудительного содержания, организации общественных инспекторов, групп визитеров, состоящих, в том числе и из представителей правозащитных организаций. В данной сфере интересы правозащитников и органов прокуратуры совпадают. В случае выявления указанных либо других нарушений законности прокуратура крайне заинтересована в получении подобной информации с целью осуществления прокурорского реагирования. В связи с этим следует приветствовать профессионализацию в последнее время правозащитных организаций, сотрудники которых, имея юридическое образование и соответствующий опыт работы проводят высоко квалифицированные общественные расследования случаев грубых нарушений прав человека, таких как, например, пытки и жестокое обращение
Исключительно актуальными являются нарушения прав человека при
задержании в органах внутренних дел, центрах социальной реабилитации
Министерства здравоохранения, медицинских вытрезвителях и т.д. И здесь
прокуратура систематически проводит проверки.
Глава 2.Правозащитные организации.
2.1. Деятельность правозащитных
неправительственных
Первоначально термин «неправительственные организации» (НПО)
применялся только по отношению к организациям и объединениям, действующим на международном уровне. С увеличением числа групп граждан, действующих по всему миру в столь различных областях, как права человека, проблемы развития, сохранения мира, окружающей среды, равенства и др., термин НПО приобрел более широкое значение. Термин стал обозначать национальные, региональные и международные организации, работающие по различным проблемам. Национальные и международные правозащитные НПО играют решающую роль в деле защиты и продвижения прав и свобод человека, а также помогают предупреждать их нарушения. Независимые и беспристрастные, НПО стоят на страже гражданских прав и свобод, осуществляя мониторинг государственных органов с целью определить, насколько их деятельность соответствует международным и региональным стандартам в этой области. НПО рассматривают случаи нарушения гражданских прав, привлекают к ним общественное мнение и предпринимают в защиту жертв нарушений различные действия. НПО – жизненно важная часть гражданского общества, ибо они помогают гражданам понять свои права и требовать их осуществления. Принципиальное значение имеет максимальная форма независимости правозащитных НПО от органов государственной власти. Причина кроется в функции правозащитника – общественном контроле над властью. Более того, НПО обязаны не зависеть от политических партий, как правящих, так и находящихся в оппозиции. Это налагает специфические ограничения на членов таких организаций и на источники их финансирования.
Концепция прав человека основывается на трех положениях:
• каждая власть ограничена;
• каждый человек обладает автономным миром, вмешиваться в который не может ни одна власть и ни под каким предлогом;
• каждый человек, защищая свои права, может предъявлять претензии к
государству.
Деятельность правозащитных неправительственных организаций включает:
• мониторинг и сбор документации о нарушениях прав человека в своей стране или в других странах;
• подготовку отчетов по нарушениям прав человека и ознакомление с ними
широкой общественности, средств массовой информации, органов государственной власти и международных организаций;
• акции сторонников и активистов НПО – демонстрации, марши молчания, пикеты, митинги и т.д.;
• оценка последствий принятия нормативных актов, затрагивающих права
человека;
• обучение правам человека на разных уровнях системы образования, а также обучение, рассчитанное на целевые группы (полиция, юристы, учителя, журналисты и др.);
• мониторинг выборов;
• создание сетей НПО;
• создание и обслуживание
библиотек и центров
человека.
2.2. Функции и направления деятельности правозащитных организаций в России
Вся деятельность федеральных, региональных и местных правозащитных
организаций в России сводится к ряду направлений.
С развитием государства и общества, достижением большей прозрачности
государственных структур и процессов принятия решений, повышением
правосознания граждан с правовыми проблемами сталкивается все больший круг людей. Если в советские времена правовая помощь требовалась по уголовным делам только лицам, обвиняемым в совершении преступлений, по гражданским – при разводе и разделе имущества, нотариальном оформлении, да и, пожалуй, все, то в настоящее время, люди все больше сталкиваются с правовыми вопросами в области жилищной политики, наследования, регистрации прав на имущество, трудовые споры и т.д.
Большинство граждан позволить себе услуги адвокатов не могут. И здесь закон стоит не на стороне человека. Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, существенным условием которого является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь (ч. 4 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»).
Законом предусмотрены случаи оказания адвокатом юридической помощи
бесплатно. Однако список условий бесплатной помощи ограничен. Даже в
этих случаях эти дела поручаются, как правило, молодым и неопытным адвокатам, далеко не обеспечивающим «квалифицированную юридическую помощь», которую гарантирует Конституция. Правозащитные организации по определению оказывают квалифицированную юридическую помощь гражданам. Более того по своей профессиональной этике правозащитники не имеют права взимать за эти услуги с граждан плату.
Формы оказания такой помощи бывают следующими:
• Общественная правозащитная приемная.
Обычно это непосредственный офис НПО либо отдельное помещение,
оборудованное телефоном, компьютером, где на систематической основе дежурят юристы. В местной прессе иногда размещается информация о таких приемных. В приемных ведется журнал регистрации граждан. В нем фиксируются данные обратившегося, контактная информация, краткая фабула дела, ответственное лицо, предпринятые мероприятия и полученный результат. Как правило, в приемную обращаются люди пожилого возраста со следующими вопросами: трудовые споры, пенсии и пособия, семейно-правовые вопросы, жилищные проблемы. Уголовно-правовая тематика в основном ограничивается просьбами о составлении надзорных жалоб. Особенность обращений в правозащитную приемную в том, что люди приходят в НПО как в последнюю инстанцию с огромными папками различных обращений и обычно отрицательных ответов из государственных органов. При этом обращающиеся граждане зачастую настолько много «нахватались» юридической информации, что весьма грамотно владеют даже юридической лексикой. Это обстоятельство корреспондирует чрезвычайную сложность и кажущуюся бесперспективность некоторых дел.
Гораздо чаще, чем в другие учреждения, в НПО обращаются и граждане с
психическими расстройствами.
• Юридическая Клиника.
Юридические Клиники
– это подразделение
последних курсов на практике формируют навыки работы с гражданами путем оказания бесплатной юридической помощи. Студенты составляют юридические документы (исковые заявления, жалобы, обращения, заявления и т.д.), учатся беседовать с людьми и в короткие сроки устанавливать юридически значимые обстоятельства, фиксировать факты, готовить аргументированный ответ и в доступной форме объяснять его обратившемуся. Одной из особенностей юридических клиник является строгое делопроизводство. Являясь одновременно формой обучения студентов, в рамках делопроизводства фиксируются анкетные данные обратившихся, контактная информация, краткая фабула дела, ответственный за дело сотрудник, предпринятые мероприятия, копии документов, обращений, ответов на них и т.д. Юридические Клиники сильно распространены в американских и европейских университетах, где при школах права нередко существуют по две-три клиники. В России в настоящее время с той или иной степенью активности работают более сотни юридических клиник. Более подробно о юридических клиниках.
• Переписка.
Практически все НПО активно общаются с гражданами по почте. Наиболее
распространено такое общение с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, находящимися в следственных изоляторах, и осужденными, отбывающими наказание в колониях и тюрьмах. Переписка тщательно фиксируется, хранится и периодически анализируется.
• Консультации в средствах массовой информации
В России существует достаточно много периодических изданий (журналов,
газет) правозащитной тематики. К ним можно отнести журналы «Правозащитник» (Москва), «Российский бюллетень по правам человека» (Москва), «Карта» (Рязань), газеты «Личное дело» (Пермь), «Правозащитный вестник» (Казань), «Право и достоинство» (Воронеж), «Именем закона» (Тюмень) и др. (см. приложение). На страницах этих изданий всегда размещается юридическая информация, рекомендации для граждан, как себя грамотно вести в той или иной жизненной ситуации, описание ярких случаев. Как правило, редакции изданий ведут переписку с читателями, публикуют ответы на вопросы. Редакции всегда ведут подшивку собственных изданий.
Все больше появляется специализированных НПО, которые работают только с определенной группой граждан либо категорией дел. Среди них стоит отметить:
• НПО и Клиники, работающие со спецконтингентом учреждений уголовно-
исполнительной системы. К таким организациям относятся Лаборатория
клинических методов
обучения Северо-кавказского
• Кризисные центры для женщин, где оказывается правовая, психологическая
и медицинская помощь женщинам, пострадавшим от насилия в семье. Такие центры существуют в Иркутске, Казани (Кризисный центр для женщин «Фатима»).
• Независимые антикоррупционные гражданские адвокатуры. Они выполняют
следующие функции: оказывают юридическую помощь пострадавшим по делам о коррупции посредством предоставления консультаций, представления интересов граждан перед органами власти, отслеживания реагирования органов власти на заявления и переданную информацию о нарушениях, сопровождение дел в суде; проводят правовое просвещение граждан по проблеме коррупции, а также правам граждан во взаимодействии с органами власти и путей отстаивания прав; а также осуществляют анализ информации жалоб граждан и разрабатывают рекомендации по предупреждению коррупции. Такие организации существуют в Донецке, Львове, Харькове (Украина), Самаре, Томске (Россия), Тиране (Албания).