Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа
Защита прав и свобод является обязанностью государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации(регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).
Введение __________________________________________________________стр. 2
Глава 1. Правозащитные органы государства, закрепленные Конституцией РФ.
1.1. Судебная защита_______________________________________________стр. 4
1.2. Нотариальная деятельность________________________________________стр. 6
1.3.. Прокуратура на страже соблюдения прав человека____________________стр. 9
Глава 2.Правозащитные организации
2.1. Деятельность правозащитных неправительственных организаций_______ стр. 18
2.2. Функции и направления деятельности правозащитных организаций в России ___________________________________________________________________стр. 19
2.3. Финансирование правозащитных организаций_______________________ стр. 30
Заключение _______________________________________________________ стр. 34
Список используемой литературы_____________________________________ стр. 35
В течение первых двух месяцев работы Самарская Адвокатура оказала
помощь около 200 гражданам. Юристы Адвокатуры разработали и опубликовали буклеты, в которых анализируются и даются советы по наиболее типичным проблемам, с которыми сталкиваются граждане. Адвокатура также опубликовала брошюру для предпринимателей с информацией о законодательстве, а также практическими рекомендациями, как поступать предпринимателям при проведении различного рода проверок. Адвокатура также провела несколько семинаров и круглых столов по правовым вопросам и проблеме коррупции. Томская Адвокатура в течение первых трех месяцев получила около 500 заявлений граждан, около 200 из которых были получены от граждан, живущих за пределами г. Томска. Юристы Томской Адвокатуры провели семь выездных консультаций в различных регионах и городах Томской области. Юристы Томской Адвокатуры регулярно публикуют статьи в местной прессе и участвуют в телепередачах, предоставляя юридические советы. Адвокатура опубликовала брошюру в помощь гражданам и предпринимателям, обращающимся в суд.
• НПО, проводящие общественные расследования случаев пыток и жестокого
обращения.
Совместно с правоохранительными органами эти организации
выявляют и расследуют случаи насилия с целью привлечения к уголовной
ответственности должностных лиц, виновных в применении недозволенных методов ведения оперативно-розыскной деятельности и следствия, обращения с детьми, психическими больными, спецконтингентом учреждений УИС и других закрытых учреждений. К работающим по таким направлениям в России НПО можно отнести Нижегородский комитет против пыток, Пермский региональный правозащитный центр, Правозащитный Центр г. Казани.
• НПО, занимающиеся исключительно
консультированием и
жалоб граждан в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург). После
вступления в Совет Европы в 1996 г. и ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1998 г. Европейский Суд стал частью судебной системы России, и граждане в случае нарушения их прав по Конвенции получили право после исчерпания всех национальных ресурсов обращаться с жалобой в Европейский суд. В силу чрезвычайно сложной процедуры обращения, составления самой жалобы, отсутствия общедоступной информации и юристов, специализирующихся в этой области, работа таких правозащитных организаций пользуются большой популярностью у граждан. Самой профессиональной НПО здесь является Центр содействия международной защите (г. Москва, председатель
– К. Москаленко). Карина Москаленко была представителем заявителя по первой жалобе российского гражданина против России в Европейском суде по правам человека.
Составление альтернативных докладов и отчетов о состоянии прав человека.
Эта функция была принесена с международного уровня. Государства являются членами многих международных договоров, в том числе и в области прав человека. Эти договоры обязывают государства-члены предоставлять систематические доклады о выполнении требований международных договоров. Россия также является стороной нескольких подобных договоров: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (Хельсинкские соглашения), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и т.д. Следует также отметить, что в России действует федеральный и более двадцати региональных уполномоченных по правам человека (омбудсманов). Это должностные лица в должности министра, которые наблюдают за состоянием прав человека и составляют ежегодные доклады о правах человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека в России регулируется отдельным федеральным конституционным законом. Региональные уполномоченные действуют на основании законов субъектов Российской Федерации. В России альтернативные доклады о правах человека на федеральном уровне готовят Московская Хельсинкская Группа, Фонд «За гражданское общество» и Центр развития демократии и прав человека. В субъектах Российской Федерации составлением различных специализированных докладов занимаются многочисленные региональные правозащитные организации.
Тематика докладов может быть самой разнообразной: пытки, право на
справедливое судебное разбирательство, национализм и ксенофобия,7 положение с правами осужденных и следственно-арестованных,8 коррупция в милиции, социально-экономические права,10 право на образование и т.д.
В ходе составления докладов
правозащитные организации
обращения граждан в правозащитные приемные, встречаются с носителями
информации, проводят с ними беседы, интервью, фокус-группы, наблюдают за деятельностью должностных лиц, запрашивают официальную информацию, изучают периодическую печать, проводят анкетирование и иными законными способами собирают информацию.
Мониторинговые исследования – одна из основных функций правозащитных организаций, тесно переплетающаяся с составлением альтернативных докладов. Цель мониторинга (от англ. monitoring – наблюдение) – улучшение положения с правами человека. Он нацелен не на развитие «научного» подхода к описанию, например, условий тюремного заключения ради удовлетворения любопытства исследователя, а на изменение ситуации в сторону улучшения. Мониторинг иногда используется международными организациями, например, мониторинг выборов ОБСЕ.
Задачи мониторинга:
- освещение какой-либо проблемы в области прав человека;
- подготовка рекомендаций для государственных органов по недопущению
нарушений прав человека;
- обеспечение прозрачности государственных органов;
- установление контакта с государственным органом для реализации на основе результатов мониторинга совместных проектов.
Объектами мониторинга являются:
- соблюдение какого-либо конкретного права, например, пытки, гласность
судопроизводства, свобода слова или объединения;
- проверка соблюдения прав специфической компактной группы (осужденные, военнослужащие, призывники, пациенты, национальные меньшинства), проживающей в определенном регионе или находящейся в определенном учреждении;
- проверка соблюдения
прав групп населения,
- отдельным видом деятельности
является изучение
Любой мониторинговый проект включает две стадии:
1. Анализ права – сравнительный обзор действующего национального
законодательства и международно-правовых обязательств государства.
При анализе используют международные стандарты, выработанные в рамках ООН, Совета Европы, ОБСЕ, прецеденты Европейского суда по правам человека, Комиссии и Комитета ООН по правам человека, практику Верховного комиссара ООН по правам человека.
В национальном законодательстве тщательному анализу подвергаются
подзаконные нормативные акты: указы, распоряжения, приказы, положения,
инструкции, постановления, правила и т.д.
2. Сравнение фактической
ситуации с правовыми
На этой стадии осуществляются практические действия – интервью,
анкетирование, посещения, сбор документов, официальные запросы и т.д.
После проверки соответствия законодательства нормам защиты прав
человека и практики применения законов в жизни следует стадия распространения результатов мониторинга.
Результат мониторинга выражается в форме отчета. Он должен содержать
выводы и рекомендации, подкрепленные фактами из жизни и интересными
наблюдениями. Отчет распространяется среди журналистов, политиков, иных должностных и заинтересованных лиц.
Мониторинг предполагает посещения различных учреждений, где наиболее
часто нарушаются права человека, беседы с персоналом и гражданами. Задачи посещения – выражение общественного внимания к качеству и условиям работы должностных лиц; вынуждение их демонстрировать свои лучшие стороны и казаться лучше, чем они есть на самом деле; непосредственный сбор информации об условиях и качестве работы персонала, условиях содержания граждан путем фиксации увиденного и услышанного.
Наблюдения проводятся в ряде учреждений:
Для мониторинга прав осужденных и следственно-арестованных, условий
работы сотрудников – учреждения уголовно-исполнительной системы.
Наблюдению подвергаются административный корпус, камеры, штрафные
изоляторы, больница, столовая, промзона, жилая зона, клуб.
Для мониторинга прав задержанных за административные проступки и по
подозрению в совершении преступлений, условий работы сотрудников и условий приема граждан – органы внутренних дел. Проводятся посещения дежурной части, камер для административно-задержанных, кабинетов оперуполномоченных, следователей и дознавателей, туалетов, изоляторов временного содержания, опорные пункты, приемники-распределители, посещения подразделений по делам несовершеннолетних, автохозяйственные части, кабинеты психологической разгрузки.
Для мониторинга прав лиц, страдающих психическими расстройствами,
условий работы медицинских работников – психиатрические больницы.
Посещаются палаты, кабинеты врачей, столовая, санузлы, аптека, лечебно-
производственные мастерские, подсобное сельское хозяйство, архив, дворики для прогулок, рекреационные зоны, библиотека, детское отделение, физкабинет, спортзал, бани, прачечные, приемные, клуб, следственное отделение.
Несмотря на то, что Россия ратифицировала большинство международных
договоров в области прав человека, в Конституции закреплены основные права и
свободы человека, а сама Конституция имеет прямое действие, во всех
нормативных актах провозглашается приоритет прав и свобод человека, нарушения,
тем не менее, носят систематический характер. Повышение уровня правового и
правозащитного сознания остается чрезвычайно важной проблемой.
Проведенные в последнее время исследования в области знаний прав человека сотрудниками правоохранительных органов11 показывают, что имеющиеся формальные знания в области прав человека не корреспондируют навыки недопущения подобных нарушений на практике. Правозащитное образование может осуществляться на различных уровнях. Лица, контактирующие с людьми на ежедневной основе и относящиеся к группе повышенного риска нарушений прав человека – судьи, сотрудники прокуратуры, адвокаты, парламентарии, журналисты, администрация учреждений уголовно- исполнительной системы, сотрудники милиции и практикующие медики, нуждаются в обучении практическому применению прав человека. Кроме того, широкие слои населения также должны информироваться по вопросам защиты прав человека. Образовательные правозащитные программы строятся с учетом особенностей той группы лиц, для которой она предназначена. Образовательные правозащитные организации используют два подхода: правозащитное образование населения и образование специфических профессиональных групп. Правозащитное образование населения можно осуществлять через средства массовой информации – телевидение, радио, прессу. Здесь используются два подхода. Первый подразумевает подготовку серий теле-, радиопрограмм или публикаций в массовых изданиях, в совокупности составляющих комплексный курс по правам человека. Второй подход заключается в образовании через комментирование и объяснение конкретных событий. Такой метод часто используется новостными и другими программами, когда то или иное событие в области прав человека комментирует эксперт в соответствующей области. На российском телевидении к передачам, использующим оба подхода, можно отнести: «Человек и Закон» (ОРТ), «Независимое расследование» (РТР), отчасти «Зеркало» (РТР), «Культурная революция» (Культура).
Все эти виды деятельности нацелены не только на популяризацию правозащитной идеи, но и на создание благоприятного климата и интереса к правам человека.
Вследствие исключительной коммерциализации центрального телевизионного
эфира, правозащитные организации более заметны на радио, региональном и
местном телевидении.
Примеры. В октябре 2004 года программа «Независимое расследование»
была посвящена проблеме пыток в милиции. Нижегородский Комитет против пыток
представил несколько выявленных и расследованных случаев насилия в милиции.
По центральному радио еженедельно выходила передача «Облака»,
подготовленная Центром содействия реформе уголовного судопроизводства.