Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа
Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии. Предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов. Предмет теории государства и права – историчен. Он применяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и правовой действительности.
Введение
Понятие и предмет теории государства и права
Функции теории государства и права
Понятие методологии теории государства и права
Классификация методов теории государства и права
Заключение
Список использованной литературы
Прогностическая - выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.
Эвристическая функция. Эвристика
— это искусство нахождения истины,
новых открытий. Теория государства
и права не ограничивается познанием
и объяснением государственно-
Идеологическая функция.
Идеология — система
Прогностическая функция. На
основе признания закономерностей
развития государства и права
анализируемая наука выдвигает
гипотезы о их будущем, истинность которых
затем проверяется практикой. Научное
прогнозирование имеет большое
значение для предвидения в
Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.
Понятие методологии теории государства и права.
Древние греки, введя в научный оборот понятие метода - «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т. е. явлений природы, человеческого общества, вселенной. Они видели в методе подход к изучаемым объектам планомерный путь научного познания и установления истины. В современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т. е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта.
Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.[6]
Методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.
Многовековой мировой
опыт государственно-правового
Теорию права и государства нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория.
Применяя методы познания,
теория права и государства
Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы - как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.
Как отдельные методы, так
и методология в целом
Метод представляет собой совокупность правил, требований которые обеспечивают успех в работе. Процесс научного познания осуществляется особым методом.
Методы предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.[8]
Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.
К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук, включая теорию государства и права, относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.
Основой смысла принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.
Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.
Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук - философии, социологии, политэкономии, политологии.
В юридической литературе
в связи с широким
Классификация методов теории государства и права.
Философский метод. Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности и всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.[10]
Принцип объективности означает,
что в процессе познания нужно
подходить к исследуемым
Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.
Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философскими методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих методологию теории государства и права, философский метод реализуется полностью.
Принципы философии не связаны с какими-то одними общими, специальными или частными методами, а реализуются в нескольких методах, выполняющих одинаковые познавательные задачи.
В методологии предмета теории
государства и права имеется
широкий круг способов изучения социально-правовой
практики, анализа и обобщения
единичных фактов, что свидетельствует
о весьма высоком уровне ее разработки.
Философский метод оставляет
большую свободу для выбора и
исследования отдельных общих и
специальных методов в
Таким образом, основой философского метода теории государства и права выступает диалектика – то есть учение о наиболее общих закономерностях, становлении и развитии бытия и познания.
Наиболее общими законами
диалектики являются: переход количественных
изменений в качественные (расширение
и сужение сферы
Важнейшей категорией диалектики
является материя; прежде всего категория
материи не обусловлена никакими
предпосылками, а сама составляет исходную
диалектическую форму для развертывания
всех остальных категорий. С ней
неразрывно связаны основные формы
существования материи: движение, пространство,
время. Бесконечное многообразие форм
материи позволяет вычислить
тот или иной объект исследования,
констатировать его бытие, раскрыть
его свойства, установить различие
и тождество. Определяющая, в конечном
счете, роль экономики, производство материальных
благ не отрицают самой существенной
зависимости права и
Общенаучный метод.
Среди общих методов изучения
предмета «Теории государства
и права» существенное место
занимают взятые в единстве
исторический и логический
Исторический метод
Логический метод –
абстрактно – теоретическими формами.
Обобщенным отражением исторического
аспекта в рассмотрении вопросов
государства и права является
логическое. Это тот же исторический
способ, только освобожденный от его
формы и случайностей, который
позволяет выявить в
Исторический и логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического плана другим, как правило, более прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может рассматривается в качестве исторического образца[13].
В качестве общих методов
изучения предмета «Теории государства
и права» используются анализ и синтез,
представляющие собой процессы мысленного
и фактического разделения целого на
составные части и