Предмет и метод ТГП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии. Предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов. Предмет теории государства и права – историчен. Он применяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и правовой действительности.

Содержание работы

Введение
Понятие и предмет теории государства и права
Функции теории государства и права
Понятие методологии теории государства и права
Классификация методов теории государства и права
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 67.66 Кб (Скачать файл)

помощи методов, которые  сформировавшись  в ходе его исторического  познания.

    Теория и метод  возникают одновременно, они генетически  связаны,  к  ним

предъявляются сходные требования: не только результат,  но  и  путь  к  нему

должен   быть   истинным.   Изменения   в    содержании    теории    требует

совершенствования методов.

    Научную  методологию   права  и  государства   можно   представить   как

применение    обусловленной    философским    мировоззрением    совокупности

определенных  теоретических  принципов,  логических  приемов  и  специальных

методов исследования государственно-правовых явлений.[1]

    Изучение методологии  теории государства и права  актуально  теоретически

и практически. Теоретическая  ценность  и  актуальность  методологии  теории

государства и права состоит  в том, что в основе метода лежит  теория,  а  без

теории метод останется  беспредметным, наука-бессодержательной.  И наоборот.

Лишь  теория  вооруженная  адекватным  методом  познания,  может   выполнить

стоящую  перед  ней  задачу,  создать  подлинную  научную  картину  предмета

познания.

    Практическая актуальность  изучения темы методологии теории  государства

и права состоит в реальном применении методов к действующим  государственным

и  правовым  институтам,  нормам  права,   законам.   Правильный   выбор   и

использование  метода  обеспечивают  и   научную   корректность   теории   и

практическую результативность.

    Необходимо отметить,  что  на  сегодняшний  день,  одной  из  важнейших

проблем  методологии  государственно-правовой   теории   является   проблема

деидеологизации.

    Кризисное положение  общественно-политической науки  в целом не  случайно

отражает потерю методологических ориентиров и,  в  свою  очередь,  фактором.

Проблема методологического  обновления, вставшая  перед  политико-юридической

наукой,  требует  процесса  –   творческого   и   реалистического   подхода,

критической оценки ответственного восприятия нового. Отвержение  догматизма,

ревизия  наличного  теоретического  баланса  предполагают   конструктивность

самих методологических предпосылок.[2]

    В течении длительного  времени в  государственно-правовых  исследованиях

господствовали исключительно  классовый  подход,  сугубо  идеологизированная

точка  зрения,  чему  способствовало  догматическое   отношение   классиков.

Цитируя К.Маркса и Ф.Энгельса точку ставили там, где  авторы  продолжали  им

свою мысль, то есть идея вырывалась из контекста.

    Идеологизированный классовый подход «логично» приводит к заключению  о

том, что  принципиальные  вопросы  о  государстве  и  праве  и  его  роли  в

классовом обществе домарксистская мысль не могла  не  только  решить,  но  и

правильно поставить[3]. Считалось, что главная функция государства  –  защита

эксплуататоров, подчеркивался  также классовый характер права.

    Кроме того изменился  подход, в котором подчеркивалось, что и  право  по

происхождению и по функциям есть порождение государства. Этот  подход  также

не выдержал испытания  временем, прейдя в  противоречие  с  новыми  знаниями.

Поэтому возникла необходимость  рассматривать государство и  право  не  только

в  их  органической  связи,  но  и  как  самостоятельные  институты.    Хотя

государство  и  право  являются  самостоятельными  социальными  институтами,

между ними существовали и  существуют  органические  реальные  связи  –  и  в

процессах их возникновения, и  в  процессах  их  функционирования.  Все  это

обсуждается только в рамках реальных исторических процессов. [4]

            II. Методология предмета теории  государства и права.

 

    Метод  представляет  собой  совокупность  правил,  требований   которые

обеспечивают  успех  в  работе.  Процесс  научного  познания  осуществляется

особым  методом.  Методы  предмета  теории  государства  и   права   –   это

совокупность приемов  и способов, с помощью  которых  осуществляется  процесс

получения  объективно-истинных   знаний   о   сущности   и   закономерностях

государственно-правовых явлений.[5]

    Методология предмета  теория государства и права  достаточно сложна.  Она

включает в себя  самые  различные  по  степени  общности  и  познавательными

задачами приемы:

        1) Всеобщий  философский метод – его всеобщность   выражается  в  том,

           что данный метод используется  во всех конкретных науках  на  всех

           стадиях, этапах научного познания;

        2)  Общие  методы  –  анализ,  синтез,  абстрагирование,   системно-

           структурный подход, восхождение  от  абстрактного  к  конкретному.

           Общие методы также используются  во всех конкретных науках. Однако

           сфера  их   применения   ограничивается   решением   определенных

           познавательных  задач  и   не  охватывает  всех  стадий   научного

           познания;[6]

        3)  Специальные  методы  –   статические,  конкретно-социологические,

           психологические,   математические,   разработанные    конкретными

           науками и используемые для  познания  правовых  и  государственных

           явлений;

        4) Частные  методы – к их  числу   относят  методы  толкований  права,

           сравнительно-правовой метод и  некоторые другие;

        5) Историко-правовой  метод –  является  основным  способом  познания

           закономерностей становления и  развития права и государства.

        6) Прогностический  метод – представляет собой  совокупность  приемов,

           позволяющих  составить  научно-обоснованные  прогнозы  о  будущих

           состояниях  государственно-правовых   явлений.   Знание   будущих

           состояний процессов  и   явлений  представляет  собой   необходимое

           условие компетентного и целенаправленного   управления  обществом,

           экономическими,    политическими    или     иными     социальными

           процессами.[7]

 

1) Философский метод

    Содержание философского  метода составляют всеобщие  принципы  познания.

Совокупность этих  принципов  зависит  от  того,  какое  философское  учение

разделяет  исследователь.  В   частности,   ученый-юрист,   придерживающийся

диалектического     материализма,     должен     реализовать      требования

объективности[8]  и все  сторонности  познания,  исторического и конкретно-

исторического  подходов,  познания  отдельного   явления   через   выделение

противоречивых его сторон и др.[9]

    Принцип объективности  означает, что в процессе познания  нужно подходить

к исследуемым явлениям и  предметам так, как они существуют в реальности,  не

домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в  них

нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство  и  право

в  процессе  их  многовекового  развития,  в  его  действительных  связях  и

отношениях, уметь отличать помыслы  и  побуждения  политиков  и  юристов  от

действительной направленности законодательства, обусловленного,  в  конечном

итоге, экономическими отношениями  общества.

    Для раскрытия  сущности государства и права   весьма  важным  является  и

требование  всесторонности  познания.  Государство  и  право  находятся   во

взаимосвязи со всеми надстроенными  и базисными  явлениями.  Если  какие-либо

из  этих  связей  останутся  неисследованными,  то  это  повлечет  за  собой

неточное и в ряде случаев  неверное понимание сущности государства  и  права.

Для исследования сущности государства  и права важны не  только  их  связи  и

отношения, существующие на момент  изучения[10],  но  и  отношения,  которые

существовали на различных  этапах их развития. Ибо научный  подход к  познанию

социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения  и  главных

этапов развития исследуемого явления, а также  его  современного  состояния,

как  итога,  результата  предшествующего  развития.   Всеобщие   философские

принципы не содержат и  не могут содержать  специфических  правил,  принципов

познания права, и поэтому  в конкретных  исследованиях,  проводимых  учеными-

юристами, они  применяются  в  тесном  единстве  с  общими,  специальными  и

частными методами.[11]

    Любой метод,  как бы ни велика  была  его   роль  в  познании,  позволяет

получить  плодотворные  результаты  лишь  в  ограниченном  взаимодействии  с

философскими методом  в качестве одной  из  форм  конкретизации  определенной

совокупности его принципов. В  совокупности  общих,  специальных  и  частных

методов, составляющих методологию  теории государства  и  права,  философский

метод реализуется полностью.

    Принципы философии  не связаны с какими-то одними  общими,  специальными

или частными  методом,  а  реализуется  в  нескольких  методах,  выполняющих

одинаковые познавательные задачи.[12]

    В методологии  предмета теории государства  и права имеется широкий   круг

способов  изучения  социально-правовой   практики,   анализа   и   обобщения

единичных  фактов,  что  свидетельствует  о   весьма   высоком   уровне   ее

разработки.  Философский  метод  оставляет  большую  свободу  для  выбора  и

исследования  отдельных  общих  и  специальных  методов  в  соответствии  со

спецификой фактического материала, задачами исследования, уровнями  науки  и

т.д. Чем разнообразнее  и совершеннее метод конкретной науки,  чем  полнее  в

нем  отражены  достижения  науки  и  условия  в  которых  протекает  процесс

познания,  тем  полнее  и  глубже  осуществляется  познания  предмета   этой

науки.[13]

    Таким образом,  основой философского метода  теории государства  и  права

выступает диалектика – то есть  учение  о  наиболее  общих  закономерностях,

становлении и развитии бытия  и познания.

    Наиболее общими  законами диалектики  являются:  переход  количественных

изменений  в  качественные  (расширение  и  сужение  сферы  государственного

социального страхования  и социального  обеспечения  фактически  способствуют

изменению сущности государства); закон единства и борьбы  противоположностей

(развитие государства  и права буквально пронизано  этой  борьбой);[14]  закон

отрицания  (в  новой  государственно-правовой  системе  всегда  присутствуют

элементы старой и зародыши новой системы).

    Важнейшей  категорией  диалектики  является   материя;   прежде   всего

категория материи не обусловлена  никакими предпосылками, а  сама  составляет

исходную диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий.  С

ней неразрывно  связаны  основные  формы  существования  материи:  движение,

пространство,  время.  Бесконечное  многообразие  форм   материи   позволяет

вычислить тот  или  иной  объект  исследования,  констатировать  его  бытие,

раскрыть его свойства, установить  различие  и  тождество.  Основополагающее

методологическое положение  для  теоретиков-правоведов  и  государствоведов,

исповедующих материализационное выделение из системы всеобщей связи явлений

права и  государства  с  экономическим  базисом  общества.  Определяющая,  в

конечном счете, роль экономики, производство материальных благ  не  отрицают

самой существенной зависимости  права и государства  от  большого  количества

самых  разнообразных  надстроечных  факторов:  политики,  морали,  традиций,

религии, культуры в целом. Временами и субъективные  моменты,  «человеческий

фактор», например уровень  менталитета  законодателя,  могут  оказать  весьма

существенные для формы  проявления того  или  иного  правового  феномена  или

процесса.[15]

 

2) Общие методы изучения  предмета «Теории государства  и права»

 

    Среди общих  методов изучения  предмета  «Теории   государства  и  права»

существенное место занимают взятые  в  единстве  исторический  и  логический

методы. До  последнего времени  эти методы  рассматривались не иначе  как  в

качестве   составляющих   частиц   исторического    материализма.     Однако

исторический и логический методы имеют и самостоятельное  значение.

    Совпадая по  конечной  цели  исследования,  исторический  и  логический

методы   различаются   между   собой   исходными   материалами,   а    также

непосредственными задачами исследования.

    Исторический метод  характеризуется конкретно –  историческими, историко-

эмпирическими  формами  материалов;  Логический   метод   –   абстрактно   –

теоретическими формами[16]. Обобщенным отражением  исторического  аспекта  в

рассмотрении вопросов государства  и права является логическое.  Это  тот  же

исторический способ, только  освобожденный  от  его  формы  и  случайностей,

который позволяет выявить  в  историческом  процессе  наиболее  существенное,

закономерное и выразить в научных категориях[17]. Исторический и  логический

методы  рассматривают  государство  и  право  не  просто  в  развитии  а   в

Информация о работе Предмет и метод ТГП