Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа
Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии. Предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов. Предмет теории государства и права – историчен. Он применяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и правовой действительности.
Введение
Понятие и предмет теории государства и права
Функции теории государства и права
Понятие методологии теории государства и права
Классификация методов теории государства и права
Заключение
Список использованной литературы
помощи методов, которые сформировавшись в ходе его исторического познания.
Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним
предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему
должен быть истинным. Изменения в содержании теории требует
совершенствования методов.
Научную методологию права и государства можно представить как
применение обусловленной философским мировоззрением совокупности
определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных
методов исследования государственно-правовых явлений.[1]
Изучение методологии теории государства и права актуально теоретически
и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории
государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без
теории метод останется беспредметным, наука-бессодержательной. И наоборот.
Лишь теория вооруженная адекватным методом познания, может выполнить
стоящую перед ней задачу, создать подлинную научную картину предмета
познания.
Практическая актуальность
изучения темы методологии
и права состоит в реальном применении методов к действующим государственным
и правовым институтам, нормам права, законам. Правильный выбор и
использование метода обеспечивают и научную корректность теории и
практическую результативность.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день, одной из важнейших
проблем методологии государственно-правовой теории является проблема
деидеологизации.
Кризисное положение
общественно-политической
отражает потерю методологических ориентиров и, в свою очередь, фактором.
Проблема методологического обновления, вставшая перед политико-юридической
наукой, требует процесса – творческого и реалистического подхода,
критической оценки ответственного восприятия нового. Отвержение догматизма,
ревизия наличного теоретического баланса предполагают конструктивность
самих методологических предпосылок.[2]
В течении длительного
времени в государственно-
господствовали исключительно классовый подход, сугубо идеологизированная
точка зрения, чему способствовало догматическое отношение классиков.
Цитируя К.Маркса и Ф.Энгельса точку ставили там, где авторы продолжали им
свою мысль, то есть идея вырывалась из контекста.
Идеологизированный классовый подход «логично» приводит к заключению о
том, что принципиальные вопросы о государстве и праве и его роли в
классовом обществе домарксистская мысль не могла не только решить, но и
правильно поставить[3]. Считалось,
что главная функция
эксплуататоров, подчеркивался также классовый характер права.
Кроме того изменился подход, в котором подчеркивалось, что и право по
происхождению и по функциям есть порождение государства. Этот подход также
не выдержал испытания временем, прейдя в противоречие с новыми знаниями.
Поэтому возникла необходимость рассматривать государство и право не только
в их органической связи, но и как самостоятельные институты. Хотя
государство и право являются самостоятельными социальными институтами,
между ними существовали и существуют органические реальные связи – и в
процессах их возникновения, и в процессах их функционирования. Все это
обсуждается только в рамках реальных исторических процессов. [4]
II. Методология предмета теории государства и права.
Метод представляет собой совокупность правил, требований которые
обеспечивают успех в работе. Процесс научного познания осуществляется
особым методом. Методы предмета теории государства и права – это
совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс
получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях
государственно-правовых явлений.[5]
Методология предмета теория государства и права достаточно сложна. Она
включает в себя самые различные по степени общности и познавательными
задачами приемы:
1) Всеобщий
философский метод – его
что данный метод используется во всех конкретных науках на всех
стадиях, этапах научного
2) Общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-
структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному.
Общие методы также
сфера их применения ограничивается решением определенных
познавательных задач и не охватывает всех стадий научного
познания;[6]
3) Специальные методы – статические, конкретно-социологические,
психологические, математические, разработанные конкретными
науками и используемые для познания правовых и государственных
явлений;
4) Частные методы – к их числу относят методы толкований права,
сравнительно-правовой метод и некоторые другие;
5) Историко-правовой метод – является основным способом познания
закономерностей становления и развития права и государства.
6) Прогностический метод – представляет собой совокупность приемов,
позволяющих составить
состояниях государственно-правовых явлений. Знание будущих
состояний процессов и явлений представляет собой необходимое
условие компетентного и
экономическими, политическими или иными социальными
процессами.[7]
1) Философский метод
Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания.
Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение
разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся
диалектического материализма, должен реализовать требования
объективности[8] и все сторонности познания, исторического и конкретно-
исторического подходов, познания отдельного явления через выделение
противоречивых его сторон и др.[9]
Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить
к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не
домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них
нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право
в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и
отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от
действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном
итоге, экономическими отношениями общества.
Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и
требование всесторонности познания. Государство и право находятся во
взаимосвязи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо
из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой
неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права.
Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и
отношения, существующие на момент изучения[10], но и отношения, которые
существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию
социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных
этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния,
как итога, результата предшествующего развития. Всеобщие философские
принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов
познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-
юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и
частными методами.[11]
Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет
получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с
философскими методом в качестве одной из форм конкретизации определенной
совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных
методов, составляющих методологию теории государства и права, философский
метод реализуется полностью.
Принципы философии не связаны с какими-то одними общими, специальными
или частными методом, а реализуется в нескольких методах, выполняющих
одинаковые познавательные задачи.[12]
В методологии предмета теории государства и права имеется широкий круг
способов изучения социально-правовой практики, анализа и обобщения
единичных фактов, что свидетельствует о весьма высоком уровне ее
разработки. Философский метод оставляет большую свободу для выбора и
исследования отдельных общих и специальных методов в соответствии со
спецификой фактического материала, задачами исследования, уровнями науки и
т.д. Чем разнообразнее и совершеннее метод конкретной науки, чем полнее в
нем отражены достижения науки и условия в которых протекает процесс
познания, тем полнее и глубже осуществляется познания предмета этой
науки.[13]
Таким образом, основой философского метода теории государства и права
выступает диалектика – то есть учение о наиболее общих закономерностях,
становлении и развитии бытия и познания.
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных
изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного
социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют
изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей
(развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой);[14] закон
отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют
элементы старой и зародыши новой системы).
Важнейшей категорией диалектики является материя; прежде всего
категория материи не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет
исходную диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий. С
ней неразрывно связаны основные формы существования материи: движение,
пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет
вычислить тот или иной объект исследования, констатировать его бытие,
раскрыть его свойства, установить различие и тождество. Основополагающее
методологическое положение для теоретиков-правоведов и государствоведов,
исповедующих
права и государства с экономическим базисом общества. Определяющая, в
конечном счете, роль экономики, производство материальных благ не отрицают
самой существенной зависимости права и государства от большого количества
самых разнообразных надстроечных факторов: политики, морали, традиций,
религии, культуры в целом. Временами и субъективные моменты, «человеческий
фактор», например уровень менталитета законодателя, могут оказать весьма
существенные для формы проявления того или иного правового феномена или
процесса.[15]
2) Общие методы изучения предмета «Теории государства и права»
Среди общих методов изучения предмета «Теории государства и права»
существенное место занимают взятые в единстве исторический и логический
методы. До последнего времени эти методы рассматривались не иначе как в
качестве составляющих частиц исторического материализма. Однако
исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение.
Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический
методы различаются между собой исходными материалами, а также
непосредственными задачами исследования.
Исторический метод характеризуется конкретно – историческими, историко-
эмпирическими формами материалов; Логический метод – абстрактно –
теоретическими формами[16]. Обобщенным отражением исторического аспекта в
рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же
исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей,
который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное,
закономерное и выразить в научных категориях[17]. Исторический и логический
методы рассматривают государство и право не просто в развитии а в