Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ конституционных полномочий Президента РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть конституционный статус Президента России;
- охарактеризовать аппарат Президента РФ;
- проанализировать полномочия Президента РФ в различных сферах государственной жизни.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Президент Российской Федерации глава государства……..
1.1. Конституционный статус Президента ……………………………
1.2. Аппарат Президента Российской Федерации…………………….
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации в
различных сферах государственной жизни…………………………… 17
2.1. Полномочия Президента в сфере законодательной власти………
2.2. Полномочия Президента в сфере исполнительной и судебной власти …………………………………………………………………….
2.3. Иные полномочия …………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиография…………………………………………………………….
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Президент Российской Федерации глава государства…….. | 6 |
1.1. Конституционный статус Президента …………………………… | 6 |
1.2. Аппарат Президента Российской Федерации……………………. |
10 |
Глава
2. Полномочия Президента Российской Федерации
в
различных сферах
государственной жизни……………………… | |
2.1. Полномочия
Президента в сфере |
17 |
2.2. Полномочия Президента в сфере исполнительной и судебной |
20 |
2.3. Иные
полномочия ………………………………………………… |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Библиография……………………………………………… |
30 |
Введение
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Глава государства - это должностное лицо, которое является символом государства, представляет народ, его интересы, направляет деятельность исполнительной власти, несет персональную ответственность за положение дел в стране.
Действующая Конституция РФ исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти страны. Это отразилось даже на очередности глав в Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».
Называясь главой государства, президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у
нас не просто сильный, а суперсильный Президент.
Особая
разновидность президентской
некоторыми специфическими чертами.
Во-первых, это «тенденция к демократическому вождизму». Первый Президент России пришел к власти под демократическими лозунгами разрушения тоталитаризма, имея имидж народного вождя, в результате чего он наделялся широкими полномочиями. Другие органы занимают приниженное положение, роль населения, общественного мнения до следующих выборов игнорируется.
Во-вторых, президентская власть имеет комплексный характер. Она захватывает и соединяет какие-то элементы полномочий других органов, что особенно заметно в процессе фактического функционирования высших органов государства. Президент фактически присваивает элементы законодательной власти, когда он задерживает подписание законов, издает указы по предметам, относящихся к ведению законов. Хотя Президент не является главой исполнительной власти, на деле важнейшие полномочия исполнительной власти сосредоточены именно у Президента.
В-третьих, принципиальным признаком президентской власти является ее стремление встать чад другими властями, сосредоточить у себя функции
арбитра в отношении их.
В-четвертых, у президентской власти данного рода есть контрольные полномочия, принадлежащие Президенту по Конституции или установленные им фактически.
Президент РФ формально не входит ни в одну из трех властей, а по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, может быть отнесен к ней. Более того, Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает Председателя Правительства, назначает и смещает всех членов Правительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.
Попытка разрешения указанных проблем показывает, что избранная тема курсовой работы является актуальной как в теоретическом, так и практическом смыслах.
Объектом исследования в данной работе является механизм государства. Предмет исследования - институт президентской власти в РФ.
Цель курсовой работы - анализ конституционных полномочий Президента РФ.
Задачи курсовой работы:
-
рассмотреть конституционный
-
охарактеризовать аппарат
-
проанализировать полномочия
Современные исследования в сфере анализа статуса, деятельности, ответственности Президента РФ отличаются большим разнообразием. Этот вопрос рассматривается в учебниках, является темой монографических исследований, научных статей.
В виду этого базой для написания курсовой работы стали нормативно-правовые акты, материалы учебной и научной литературы. Особенно необходимо отметить, что в научных работах поднимается проблематика соотношения статуса Президента РФ и Правительства РФ.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографии.
Глава
1. Президент Российской
Федерации как
глава государства
1.1.
Конституционный
статус Президента
Основы правового статуса Президента РФ содержит Конституция РФ1,
которая в ст. 11 определяет, что наряду с другими органами власти государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти2.
Статус
главы государства
Президент РФ занимает в системе органов государства совершенно особое место. Он находится «над» тремя ветвями государственной власти, обладая рядом полномочий, позволяющих оказывать существенное (часто решающее) влияние на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент вместе с тем находится «ближе» к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной властью находит ыражение в конкретных конституционных полномочиях Президента как главы государства.
По Конституции РФ Президент РФ является главой государства (статья 80), а не главой исполнительной власти. Он является главой государства, который не только обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, но и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства1.
Статья
78 Конституции устанавливает, что
Президент вместе с Правительством
РФ обеспечивает осуществление полномочий
федеральной государственной
Важнейшей прерогативой Президента РФ является право принятия решения об отставке Правительства, что вряд ли соответствует классической полупрезидентской модели и ставит ее в один ряд с другими республиками, в которых Президент выступает как конституционный глава исполнительной власти2.
Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности министров. Хотя логика Конституции требует, чтобы Председатель Правительства, который, в отличие от Президента РФ, должен отвечать за работу исполнительной власти, сам подбирал состав Правительства, а не работал с командой, предложенной в основном Президентом РФ.
Указанные нормы не оставляют сомнений в том, что Президент РФ принимает самое активное участие в осуществлении исполнительной власти. Конституционно и законодательно Правительство в РФ наделено самостоятельными функциями и полномочиями, имеет собственный
______________________________
1 Хайретдинов Р.Д. Полномочия Президента Российской Федерации в контексте предвыборной агитации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 12.
2
Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация
принципа разделения властей в Российской
Федерации // Законодательство. 2008. № 10.
С. 37.
конституционный статус, независимый от статуса главы государства1 .
Президент обладает правомочиями председательствовать на заседаниях Правительства, определять кандидатуру Председателя Правительства, назначать членов кабинета и отправлять Правительство или отдельных его членов в отставку. Наличие таких правомочий у главы государства сближает организацию верховной исполнительной власти в РФ делает ее похожей на президентские республики, где глава государства возглавляет исполнительную власть и руководит Правительством непосредственно2.
Следует также отметить, что Конституция гарантирует Президенту РФ возможность решать в свою пользу все возможные потенциальные конфликты с другими органами государственной власти, в том числе с главой Правительства. Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях3.
Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризиса и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на Федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Президенту предназначена роль гаранта, посредника в спорах между органами государственной власти и органами субъектов РФ, Правительством и Парламентом, роль координатора государственной власти. «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, - он обеспечивает
______________________________
1 Ибрагимова Н. Ш. Президент и Правительство в системе исполнительной власти Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2006. № 5 (9) // low. edu. ru.
2 Джангирян Ж.Д. Соотношение теории разделения властей и единства властей // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 7.
3 Разделение властей. Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2004. С. 56.
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80) .
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией России (ст. 81) и Федеральным законом от 10.01.2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»1. Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий ограничен шестью годами. Возможно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока -важное условие, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц.
Информация о работе Президент Российской Федерации глава государства