Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ конституционных полномочий Президента РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть конституционный статус Президента России;
- охарактеризовать аппарат Президента РФ;
- проанализировать полномочия Президента РФ в различных сферах государственной жизни.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Президент Российской Федерации глава государства……..
1.1. Конституционный статус Президента ……………………………
1.2. Аппарат Президента Российской Федерации…………………….
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации в
различных сферах государственной жизни…………………………… 17
2.1. Полномочия Президента в сфере законодательной власти………
2.2. Полномочия Президента в сфере исполнительной и судебной власти …………………………………………………………………….
2.3. Иные полномочия …………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиография…………………………………………………………….
В ст. 32 ФКЗ «О Правительстве» закреплено положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей. В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»1 конкретно определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, Министерство обороны РФ, Министерство Юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.
Надзорные полномочия Президента РФ используются в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ч.2 ст.85 Конституции наделяет Президента правом приостановить действия актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент обладает и арбитражными полномочиями в отношении исполнительных органов. Данное полномочие осуществляется Президентом РФ прежде всего путем использования согласительных процедур.
______________________________
1
Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы
структуры федеральных органов исполнительной
власти» (в ред. от 25.08.2010 г.) // Справочная
правовая система КонсультантПлюс.
Это право закреплено в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда1.
Из приведенного спектра полномочий видно, что Президент РФ имеет непосредственное отношение к реализации исполнительной власти в Российской Федерации. В нашей же Конституции РФ Президент РФ выведен за рамки системы исполнительной власти. Тем не менее, на наш взгляд, Президент РФ играет важную роль в сфере исполнительной власти, в частности, Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет непосредственное руководство блоком так называемых силовых органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России и т.д.).
Судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства2.
Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: в Российской
______________________________
1 Волкова Л.П. Указ. соч. С. 16.
2
Фетищев Д.В. Судебная власть в системе
разделения властей // Российский следователь.
2008. № 10. С. 35.
Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.
Президент РФ осуществляет помилование осужденных за преступления. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе1.
Комиссии
по рассмотрению просьб о помиловании
созданы при главах администраций во всех
субъектах РФ. Однако их работа носит только
подготовительный характер для последующего
решения Президентом РФ.
2.4.
Иные полномочия
Помимо указанных полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти, Президент обладает и рядом иных полномочий.
В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ,
______________________________
1Головистикова А.Н. Указ. соч. С. 670.
утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Военная служба предусмотрена также в таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ, как Федеральная служба охраны.
Организация воинских формирований в Российской Федерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ.
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.
На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента1.
В Федеральном законе «Об обороне» закреплен и ряд других военных полномочий Президента РФ. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания.
Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет
______________________________
1
Собянин С.С. Разграничение компетенции
органов власти различных уровней в федеративном
государстве // Государство и право. 2006.
№ 12. С. 7.
руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища.
Президент РФ награждаем, государственными наградами, присваивает почетные звания РФ высшие звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ1.
Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей в регионах Федерации. Их правовой статус, функции и права определены в Положении о полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации. Полномочный представитель является должностным лицом, представляющим интересы Президента на части территории РФ, включающей в себя один или несколько ее субъектов. Представитель назначается Президентом, входит в состав Администрации Президента, и его деятельность ограничена сроком пребывания Президента в должности2.
______________________________
1 Винокуров В.А. Новые награды Президента и Правительства Российской Федерации: сходство и различие // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22. С. 7.
2 Черкасов К.В. Еще раз о «назначении» глав регионов, или о повышении эффективности функционирования территориальных органов президентской власти в ракурсе административной реформы// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 11.
Основными
задачами полномочного представителя
являются содействие Президенту в реализации
его конституционных
В России Президент РФ обладает широкими полномочиями -представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т.д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти - президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.
Конституционный
статус Президента РФ очерчен прямолинейно:
он не только выводится за рамки трех властей,
но и ставится над ними. Он не назван главой
исполнительной власти, но объем его полномочий
свидетельствует о фактическом верховенстве
в этой сфере.
______________________________
1 Черкасов К.В. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в механизме гармонизации федерального и регионального нормотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2. С. 7.
Заключение
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно приведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений.
Наибольшее признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти должны разделяться и вверяться «в разные руки». Это будет мешать узурпаторским намерениям, а в месте с этим, злоупотреблениям и произволу. Сторонники данной концепции придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три основных направления (ветви) - законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.
Вместе с тем следует отметить, что деятельность Президента нуждается в тщательном контроле со стороны всех ветвей власти. К сожалению, прецеденты злоупотребления властными полномочиями в истории нашей страны не счесть. Это говорит о том, что персональная ответственность Президента весьма высока и должна жестко контролироваться.
В России, Президент РФ обладает широкими полномочиями -представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т.д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти - президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.
Информация о работе Президент Российской Федерации глава государства