Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ конституционных полномочий Президента РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть конституционный статус Президента России;
- охарактеризовать аппарат Президента РФ;
- проанализировать полномочия Президента РФ в различных сферах государственной жизни.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Президент Российской Федерации глава государства……..
1.1. Конституционный статус Президента ……………………………
1.2. Аппарат Президента Российской Федерации…………………….
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации в
различных сферах государственной жизни…………………………… 17
2.1. Полномочия Президента в сфере законодательной власти………
2.2. Полномочия Президента в сфере исполнительной и судебной власти …………………………………………………………………….
2.3. Иные полномочия …………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиография…………………………………………………………….
Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет. В период 1996-1998 гг. в Российской Федерации существовал Совет по обороне, который затем был слит с Советом Безопасности.
При Президенте РФ созданы несколько советов: по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, по науке, технологиям и образованию, по реализации приоритетных национальных проектов, по культуре и искусству, по борьбе с коррупцией, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий и др.1
В работе Президента РФ, его связях с общественностью важную роль
______________________________
1 Щипанов А.В. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 10. С. 22.
играет Управление пресс-службы и информации, положение о котором утверждено Указом Президента РФ. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.
Управление делами Президента РФ является федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги, управляющим государственным имуществом. Оно организует и непосредственно осуществляет финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Президента РФ, Администрации Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.
Итак,
Президент РФ осуществляет свою деятельность,
опираясь на аппарат государственной
власти. В него входят Администрация Президента,
консультативные органы в виде комиссий
и советов, а также полномочные представители
Президента в федеральных округах
Глава 2. Полномочия Президента РФ в различных сферах
государственной
жизни
2.1.
Полномочия Президента
в сфере законодательной
власти
Президент РФ осуществляет свою деятельность посредством издания следующих правовых актов: указов Президента РФ, носящих ярко выраженный нормативно-правовой характер, т. е. содержащих нормы, в том числе и административного права, а также распоряжений Президента РФ, не имеющих нормативного характера и отвечающих признакам индивидуальных управленческих актов1.
В соответствии с Конституцией РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ руководствуется в своей деятельности принципом законности. Следовательно, его акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.) Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.
В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений2.
Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти
______________________________
1 Зуйков А.В. К вопросу о совершенствовании правовой базы института президентства Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 3. С. 7.
2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М, 2007. С. 478.
субъектов Российской Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности1.
Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации.
При роспуске Государственной Думы Президент одновременно должен назначить выборы Государственной Думы нового созыва. В этом случае согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»2 днем выборов является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
В полномочия Президента входит назначение референдума Российской Федерации. Порядок назначения референдума и его проведения установлен
Федеральным законом о референдуме Российской Федерации3.
______________________________
1 Волкова Л.П. Установление предметов ведения и разграничение полномочий в системе исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. № 1. С. 16.
2 Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.05.2005 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. вступившими в силу с 10.12.2011) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
3
Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ
(в ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011 г.) // Справочная
правовая система КонсультантПлюс.
Президенту
принадлежит право вносить
инициативы, и в первую очередь Президент, указаны в ст. 104 Конституции РФ).
Реализацию
конституционного полномочия Президента
вносить законопроекты в
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.
Основной формой обнародования закона, то есть доведения его до всеобщего сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране,
об основных направлениях внутренней и внешней политики государства Однако послания Президента не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы.
В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В посланиях излагается видение Президентом будущего страны1.
Таким образом, полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей.
В
то же время полномочия Президента
в сфере взаимоотношений с парламентом
позволяют рассматривать главу государства
как непременного участника законодательного
процесса.
2.2. Полномочия Президента в сфере исполнительной и судебной
власти
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации (ч1. ст.110 Конституции). Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»2.
В Основном законе нашей страны закреплен ряд полномочий Президента РФ в области исполнительной власти. Так, в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ осуществляет следующие полномочия:
-определяет
основные направления
______________________________
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4- изд., перераб и доп. М., 2009. С. 335.
2 Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (с изм. от 22.07.2010 г. № 4-ФКЗ) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
-
совместно с Правительством РФ
обеспечивает осуществление
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно;
-
имеет право
-
принимает решение об отставке
Правительства РФ и вправе
этого не делать даже в
-
представляет Государственной
-
ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении
от должности Председателя
- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.
Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство Российской РФ слагает свои полномочия. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ отставка Правительства РФ принимается и отклоняется также Президентом РФ. Президент РФ может и самостоятельно принять решение об отставке Правительства РФ1.
______________________________
1
Гончаров В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия
президентской и исполнительной власти
в России // Юридический мир. 2008. № 4. С. 25.
Информация о работе Президент Российской Федерации глава государства