Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрен один из важнейших принципов организации государственной власти — принцип разделения властей, являющийся первым кирпичиком в фундаменте большого и сложного организма современного демократического, конституционного и правового государства.
Целью курсовой работы является всестороннее исследование принципа разделения властей, оценка его влияния на становление современного демократического общества за рубежом и в России, где присутствует ряд сложностей с реализацией этого принципа на практике. Будет прослежен путь этой фундаментальной политико-правовой теории с начала ее зарождения до наших дней.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития теории разделения властей
§ 1. Становление теории в странах Западной Европы
§ 2. Теория разделения властей в России
Глава 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации
§ 1. Президентская власть
§ 2. Законодательная власть
§ 3. Исполнительная власть
§ 4. Судебная власть
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Принцип разделения властей.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СЗФ РПА Минюста  России)

 

 

КАФЕДРА

Государственно-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации

 

 

 

Работу выполнил студент

 

 

 

Проверил

 

 

Дата представления

Работы на кафедру

«___» ___________________20__ г.

_______________________

 

Оценка _____________________

_________________________

_________________________

(подпись преподавателя)

«__» __________20___г.

 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. История  развития теории разделения властей 6

§ 1. Становление  теории в странах Западной Европы 6

§ 2. Теория разделения властей в России  15

Глава 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации  21

§ 1. Президентская  власть   21

§ 2. Законодательная  власть  27

§ 3. Исполнительная власть  33

§ 4. Судебная власть   37

Заключение 45

Библиографический список 48

 

Введение

 

В данной курсовой работе будет рассмотрен один из важнейших  принципов организации государственной  власти — принцип разделения властей, являющийся первым кирпичиком в фундаменте большого и сложного организма современного демократического, конституционного и правового государства.

Большинство развитых стран запада, добившихся значимых успехов, как в экономике, так и в политике, еще с конца XVIII века стали реализовывать на практике принцип разделения властей. Некоторые европейские страны, а также Китайская Народная Республика, законодательно выделили в отдельную группу экзаменационную, юридическую, контрольную, учредительную и избирательную ветви государственной власти. Современная Россия не имеет таких устойчивых правовых традиций, ибо ее история постоянно переживает глобальные катаклизмы вселенского масштаба, переворачивающих вверх дном привычный уклад жизни. То рыжебородый товарищ на бронетранспортере ознаменует начало новой эры, то не менее бородатые товарищи отправят эту самую эру в места преданья старины глубокой. В Советском Союзе господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, а принцип разделения властей считался пережитком капиталистического строя, который вот вот рухнет. Единая государственнaя влaсть провозглашaлась как власть Советов, то есть власть предстaвительных оргaнов. Только в последние годы перестройки наметились какие-то подвижки в этой области — были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, а Декларацией о государственном суверенитете РСФСР был провозглашен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Окончательно и бесповоротно принцип разделения властей был закреплен в Конституции РФ 1993 года, что стало точкой отчета нового времени демократических перемен. Россия переживает период экономических и социально-политических реформ, постоянно идут споры о правовом статусе человека, о честных выборах и всеобщем равенстве перед законом. Политические реформы направлены на создание благоприятных условий для реализации всех способностей, прав и свобод гражданина РФ. Изучая богатый опыт западноевропейских стран и США, необходимо создать настоящее демократическое государство, где соблюдаются права человека. Для этого нужно изучить современные представления о демократии и основных принципах ее реализации на практике. Принцип разделения властей занимает центральное место в системе современного законодательства. Только полностью осознав всю важность такого разделения, можно будет воплотить в жизнь основы правового государства. Принцип разделения властей является одной из базовых основ для реализации прав и свобод человека, он позволяет контролировать государственную власть со стороны гражданского общества и сдерживает чрезмерный аппетит государственных чиновников. Он также является барьером на пути сосредоточивания всей власти в одних руках, что неизменно ведет к произволу и нарушению конституционных прав человека. Независимые ветви власти сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга, не допуская нарушения Конституции, что принято называть «системой сдержек и противовесов».

Современная российская государственность, в плане развития демократии одна из самых молодых  в сравнении с европейскими коллегами, ставит определенные цели и задачи, нашедшие свое отражение в этой курсовой работе. Целью курсовой работы является всестороннее исследование принципа разделения властей, оценка его влияния на становление современного демократического общества за рубежом и в России, где присутствует ряд сложностей с реализацией этого принципа на практике. Будет прослежен путь этой фундаментальной политико-правовой теории с начала ее зарождения до наших дней.

Для наиболее полного  раскрытия поставленных целей необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами исследования:

Рассмотреть предпосылки  и процесс становления теории разделения властей в Западной Европе и в России.

  1. Проанализировать принцип разделения властей на предмет наличия в нем существенных недостатков, мешающих его использованию в российской действительности.
  2. Изучить степень реализации принципа разделения властей в Российской Федерации и положение президента РФ в российской государственно-правовой действительности.

Данному вопросу  в юридической литературе Западных стран уделено большое внимание, причем первые работы датированы концом XVII века и связаны с именами таких мыслителей как Джон Локк, изложившем свои политические взгляды в труде «Два трактата о политическом правлении», и Шарля Луи Монтескье. Анализ советской научной литературы по проблемам государственности свидетельствует о восприятии принципа разделения властей как исключительно буржуазного. В процессе исследования автор опирался на следующие источники: Конституция РФ 1993 года, Конституции США и Франции, материалы хрестоматий по истории государства и права России и зарубежных стран. Федеральное законодательство и комментарии к нему, специальная и учебная литература, в том числе учебник под редакцией М.В. Баглай, Конституционное право России: учебник, А.В. Малько. Работы отечественных исследователей С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, М.В. Баглай и фундаментальные труды авторов теории Джона Локка и Шарля Луи Монтескье.

 

Глава 1. История развития теории разделения властей

§ 1. Становление  теории в странах Западной Европы

 

Принцип разделения властей лежит в основе любого демократического государства, взявшего курс на реальное обеспечение прав и свобод своих граждан. Если вся  полнота власти сосредоточена в  одних руках, то такая власть вряд ли может считаться поистине народной. В соответствии с Конституцией РФ от 1993 года в Российской Федерации признается принцип разделения властей. ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»1.

Осознание необходимости  разделение государственной власти на три ветви пришло к человечеству еще в древние времена на самых  ранних этапах формирования государственности. Именно в те времена была отмечена устойчивая тенденция концентрации власти в одних руках, что привело к мысли о необходимости поделить власть, труд и ответственность. На практике реализовать эту было проблематично, поскольку тогдашни короли не горели желанием с кем то ни было делиться своей абсолютной властью. Да и народ особо не противился, в силу своего воспитания и общественного развития, искренне полагая, что власть дана королю самим богом, и с этим нужно мириться. Первое разделение власти сделало эту власть политической и религиозной, то есть власть стала государственной и церковной. Этот процесс не мог пройти безболезненно для общества, привыкшего к одному жизненному укладу, и сопровождался борьбой светской власти с властью церковной, причем церковь пыталась взять борозды правления в свои руки. Это соперничество продолжалось не одно столетие, как в России, так на Западе. Даже сегодня, когда светская власть играет главенствующую роль в жизни государства, если страны, где церковь имеет очень большой авторитет. Например, страны Западной христианской Европы решили спор в пользу власти светской, страны Востока, такие как Иран, напротив, остановили свой выбор на значительном политическом влиянии церкви на многие вопросы общественной жизни.

Разделение профессиональных функций власти началось еще в Древней Греции, где известный мыслитель и философ Аристотель существование законодательного органа, именуемого магистратурой, и судебного органа. Постепенно стала формироваться сложная политическая система общества с разделением власти между центральным и местным управлением, с властями разных уровней и с разными функциями. Эта система стала основой формирования нового государственного устройства эпохи Нового времени, когда действовала система функционально разграниченных, но в тоже время связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Феодальные средневековые государства допускали упрочнение местных парламентов, которые укрепились в странах Западной Европы XIV века, что явилось структурной базой для возникновения парламентов в государствах с абсолютной монархией. Стали появляться различные королевские советы, обладающие весьма ограниченными полномочиями и имеющие совещательные функции. Значительный прорыв в сфере разделения властей произошел в начальный период Нового времени (XVII век), когда в большинстве стран Западной Европы феодальное децентрализованное государство уступило свое место централизованным абсолютным монархиям. Новая власть нуждалась в более эффективном и менее энергозатратном управлении, что привело к разделению государственного аппарата и укреплению центральных парламентских структур — законодательных и представительных. Торговая и промышленная буржуазия поддержала эти государственные начинания, получив при этом некоторый доступ к власти, которая оказалась поделенной между различными сословиями и классами. Этот доступ к власти подразумевал собой влияние на дела государства через парламент. Процесс реорганизации государственного аппарата с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную сопровождался централизацией парламентских структур, смещением парламентаризма в центр со своей идеологией и демократичной техникой формирования представительной власти. Помимо этого происходило укрепление двух остальных ветвей власти — исполнительной и судебной. Совершенствовался центральный аппарат исполнительной власти, а также кадры государственных служащих. Завершилось формирование судебной системы, уходящей корнями в далекое Средневековье. Власть предержащие наконец то поделились кусочком своей власти и передали судебные функции специализированным судебным органам — судам. Этот процесс будоражил многие светлые головы того времени и они создали теоретическое обоснование этого поистине исторического события. Стали появляться проекты гражданского общества, правового государства и конституционного строя, которые были необходимым условием эффективного разделения власти. Образ идеального государства давно стал объектом изучения различных ученых во всех концах света. Еще древнегреческие философы Аристотель и Платон занимались вопросами государственного устройства и касались темы разделения властей, хоть и не акцентировали на ней свое внимание. Аристотель считал наилучшим то государство, имеющее общество, которое достигается через посредство среднего элемента (среднего элемента между рабовладельцами и рабами). Государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большом числе по сравнению с двумя крайними элементами. Некоторые исследователи думают, что он имел ввиду средний класс. Аристотель подвергал критике учение Платона о совершенном государстве, считая, что предлагаемая им общность имущества, жен и детей приведет к полному уничтожению государства. Аристотель защищал права индивида, отстаивал частную собственность, моногамную семью и рабство. Аристотель подчеркивал важность  верховенства закона: «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя»2. Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политика». Ученик Аристотеля Платон выделял три формы правления, каждая из которых делится еще на две. Власть одного: законная — монархия, незаконная — тирания. Власть немногих: законная — аристократия, незаконная — олигархия. Власть большинства: законная — демократия, незаконная — охлократия. Демократию он недолюбливал и считал ее самой худшей из всех форм правления. Правосудие по Аристотелю охраняет государственный строй.

Основополагающий принцип  учения о демократическом государстве  и принципе разделения властей был разработан английским педагогом и философом Джоном Локком. Французский писатель и правовед Монтескье занялся принципом разделения властей более детально и впоследствии развил это учение. Как известно, случайностей не бывает, но именно в это время произошли буржуазные революции в1640-1648 годах в Англии и в 1789-1794 годах во Франции. Интерпретация принципа разделения властей, предложенная Монтескье, получила закрепление в конституционных актах того времени, многие из которых и сегодня сохраняют свое действие.

Джон Локк справедливо  считал, что необходимо разделить  власть по принятию законов и власть по их исполнению, поскольку абсолютная деспотическая власть или управление без установленных законов не могут соответствовать демократическим целям общества и правительства. Английский мыслитель не был противником власти, считая ее необходимым условием сохранения общества и порядка. Будучи сторонником монархии, Локк призывал к ее ограничению и осуществлению ею только исполнительной власти. «Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха»3. В условиях ограниченной монархии на первое место выходит законодательная власть, образующая «первую ветвь власти». Отсюда следует, что полномочия принимать законы возлагаются на парламент (законодательная власть), а полномочие на их осуществление — на монарха и правительство (исполнительная власть). Законодательная власть обладает верховной властью по отношению к другим ветвям, которые, оказывая на нее активное влияние, полностью ей подчиняются. Джон Локк выступал против абсолютизма и неограниченной власти, которые не совместимы с гражданским обществом и не могут быть формой гражданского правления. Абсолютная монархия не подчиняется никакому закону, а зависит только от воли государя, и соответственно не может гарантировать подчинение других властей. Для того, чтобы подчинять кого то своей воле, нужно начать с себя. А абсолютная монархия не готова к такому самоограничению и не может естественную свободу человека.

Более общий «разбор  полетов», то есть изучение теории разделения властей провел французский писатель, политолог и просто человек с  большой буквы Шарль Луи де Монтескье. Свои мысли на этот счет он изложил в своем двадцатилетнем труде «О духе законов», написанном в 1748 году, за полвека до великого французского «катаклизма». Изучая различные политические учения, наблюдая за политической жизнью в различных странах и исследуя всевозможные способы правления, Монтескье приходит к термину политической свободы, из которой происходит власть политическая. Как показали наблюдения, политическая власть уживается только в умеренных странах, где властью злоупотреблять не принято. Но даже там необходим народный контроль, ибо человек по натуре существо властное и склонное к злоупотреблению этой властью. Монтескье приходит к выводу, что этим народным контролем может стать принцип разделения властей. В свое время Ш.Л. Монтескье верно заметил: «Когда я собираюсь ехать в какую-либо страну, я не смотрю, какие там законы; я смотрю на то, как они там реализуются»4. Для того чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение властей — это взаимное сдерживание других властей, что является гарантией от злоупотребления. Принцип разделения властей не должен являться самоцелью, а должен быть лишь средством осуществления правомерного, легитимного правления, обеспечивающего свободу своих граждан. Как писал Монтескье, всего есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведущая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведущая вопросами права гражданского. В силу первой части государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства.

Это объяснение принципа разделения властей несколько отличается от того, что принято в наши дни. Однако Монтескье все очень тщательно разжевывает, словно объясняет математическую задачку в первом классе начальной школы. Первая власть, то есть власть законодательная, призвана создавать законы. Вторая, то есть «первая »исполнительная, занимается международными отношениями и обеспечивает безопасность жизнедеятельности государства. Третья власть, то есть «вторая» исполнительная, занимается внутригосударственными делами — сажает бандитов и решает споры между частными лицами.  Сегодня эта власть именуется судебной. Две вторые исполнительные власти находятся в подчинении (влияя на нее) законодательной власти — сами они законы не принимают, а только обеспечивают их осуществление. Эти две власти нельзя смешивать, поскольку соединение различных властей в одних руках ведет к ограничению политической свободы или даже к ее полному уничтожению. Важным моментом является необходимость самостоятельности судебной власти. Если судебная власть соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, поскольку судья будет законодателем. Если же судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает шанс стать народным угнетателем. Если же все три власти сосредоточены в одних руках, то это ведет к установлению деспотизма и к полной и безоговорочной капитуляцией свободы перед лицом безжалостного тирана. Однако у принципа разделения властей есть и обратная сторона. Шарль Монтескье рассуждал также о том, не приведет ли разделение властей к безвластию, которое чревато гибелью государства. Для того чтобы предотвратить подобное развитие событий, необходимы согласованность и взаимодействие властей. Все три власти не должны подменять друг друга и вторгаться на чужую территорию — каждый должен заниматься своим делом. Однако реальные политические условия оказывают свое влияние на реализацию данного принципа. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями.

В чем это  проявлялось? Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. «Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разделения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей»5.

Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала  классической формулой теории конституционализма. Во многих европейских странах практикуется институт делегированного законодательства. Парламент передает часть своих полномочий правительству, которое в определенных рамках, ограниченных законом, имеет право заниматься законотворчеством. В этих странах наблюдается тенденция к укреплению исполнительной власти, которая более приспособлена для быстрого реагирования на различные процессы общественной жизни. Слабость исполнительной власти может привести к крушению режима, как это произошло во Франции с Четвертой республикой в 1946 – 1958 годах. В современном мире не подлежит сомнению тот факт, что настоящее правовое государство не возможно без реального разделения властей, которое основывается на Конституции.

Информация о работе Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации