Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрен один из важнейших принципов организации государственной власти — принцип разделения властей, являющийся первым кирпичиком в фундаменте большого и сложного организма современного демократического, конституционного и правового государства.
Целью курсовой работы является всестороннее исследование принципа разделения властей, оценка его влияния на становление современного демократического общества за рубежом и в России, где присутствует ряд сложностей с реализацией этого принципа на практике. Будет прослежен путь этой фундаментальной политико-правовой теории с начала ее зарождения до наших дней.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития теории разделения властей
§ 1. Становление теории в странах Западной Европы
§ 2. Теория разделения властей в России
Глава 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации
§ 1. Президентская власть
§ 2. Законодательная власть
§ 3. Исполнительная власть
§ 4. Судебная власть
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Принцип разделения властей.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

«Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел»20.

Закон допускает  создание специализированных федеральных  судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон. Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов. Особо стоит отметить вопрос судейской неприкосновенности, которая является не личной привилегией гражданина, а средством защиты публичных интересов. Судьи полностью независимы и подчиняются только Конституции РФ. Такая независимость является обязательным условием эффективности судебной власти.

Таким образом, судебная власть в РФ является одной  из ветвей государственной власти и  полностью вписывается в концепцию  разделения властей. Однако фактически судебная власть находится в сильной зависимости от власти исполнительной. России только предстоит пройти тот долгий путь к настоящей демократии, которые совершили ведущие западноевропейские страны. Исполнительная власть в России всегда доминировала над всеми остальными ветвями власти, и этому есть много объяснений, но если государство ставит цель построения правового государства, то необходимо начать с элементарного соблюдения Конституции. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии, их не всегда удается обеспечить из-за отсутствия необходимых средств и желания исполнительной власти.

 

Заключение

 

В этой курсовой работе был рассмотрен один из основополагающих принципов современного правового  государства — принцип разделения властей. Этот принцип является базой любого современного демократического государства. Для того чтобы правильно понимать современную демократию, необходимо разобраться с базовыми вещами. После внимательного изучения принципа разделения властей, предложенного английским педагогом и философом Джоном Локком, было установлено, насколько сильную роль сыграл этот принцип в деле становления европейских правовых государств. Его связь с естественным правом — правом на частную собственность, сыграла важную роль в борьбе с абсолютной властью одного человека. Еще в XVIII веке, благодаря научным изысканиям последователя Локка Шарля-Луи Монтескье, в общественном сознании укрепилась мысль о необходимости существования независимых ветвей власти, нужных для правильного функционирования правового государства.

В научных кругах современных западных стран есть несколько мнений насчет реализации на практике этого принципа. Такое разнообразие подходов обусловлено различной интерпретацией теории разделения властей и ее практики применения в конкретных странах. Вызывает споры вопрос оптимального соотношения властных полномочий всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Несмотря на некоторые противоречия, ни у кого не вызывает сомнений правильность выбранного пути, которым пару столетий назад пошли многие европейские страны. Конечная цель этого пути – построение идеальной модели демократического государства и наиболее полная реализация принципа разделения властей.

В Российской Федерации, Конституцией 1993 года провозгласившей  курс всеобщей демократизации страны, далеко не всегда соблюдается этот базовый принцип правового государства  — государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. В современной России начала XXI века этот принцип реализован несколько иначе, нежели у западных партнеров и друзей, по образу и подобию которых мы все стремимся жить. Россия прописала в своей Конституции общедемократические и общеправовые принципы, но при этом сохранило многие черты и традиции советского государства. Реализация принципа разделения властей идет в соответствии со своим виденьем мира и своими вековыми традициями и национальным особенностями. Характерной чертой организации государственной власти Российской Федерации является наличие сильной президентской власти, держащей в своих уздах многие сферы политической и даже общественной жизни. Президент в России больше, чем Президент. С ним связаны надежды многих людей, к нему обращаются за помощью как к всесильному волшебнику, способному решить проблемы многих людей. Такого отношения к главе государства нет больше ни в одной стране мира. Компетенция Президента РФ затрагивает все ветви власти, он обладает широкими государственно-властными полномочиями. Президент не возглавляет исполнительную «ветвь власти», вообще не входит ни в одну из основных «ветвей власти», имея при этом свои «формы влияния», свои «сдержки и противовесы» на каждую из них. Законодательная и судебная власть теоретически имеют полный арсенал средств воздействия на Президента, но на практике реальной силой не обладают. Положение Президента РФ дает ему самый большой объем власти в стране. Во взаимоотношениях с судебной властью он обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. В соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда — главных судов России.

В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.

Сегодняшняя ситуация в Российской Федерации в плане  реализации принципа разделения властей оставляет желать лучшего. Исполнительная власть полностью доминирует над остальными ветвями государственной власти. Все это наводит на мысли о том, что в России сложилась мягкая авторитарная форма правления, когда одна партия не обладает абсолютной властью, но в тоже время нет нормальных выборов и политической свободы. Так что российскому народу предстоит пройти нелегкий путь становления современной демократии, постоянно попираемой властью предержащими. С другой стороны, может, России просто необходима сильная исполнительная власть, способная привести огромную и многонациональную страну к светлому будущему, о котором мечтал «дедушка Ленин». Зачем противиться тому, что было заложено еще во времена Киевской Руси?

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998, №1, ст.3.
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // http://hotlaw.ru/index.php/consultacii/zakony/462--q-q-.html (2003. 26 декабря).
  4. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32, ст.3348.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета. — 2004. — 12 марта.

 

Научная и учебно-методическая литература

 

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев — М.: Норма, 2005. — 496 с. — ISBN 5-89123-785-7.
  2. Баглай М.В. Конституционное право РФ / М.В. Баглай — М.: Норма, 2009. — 800 с. — ISBN 978-5-91768-049-1.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
  4. Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев — М.: Юристь, 1996. — 544 с. — ISBN 5-7357-0003-0.
  5. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник / Р.З. Лившиц — М.: Издательство БЕК, 2001. — 224 с.
  6. Малько А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько — М.: Юрист, 2001. — 304 с. — ISBN 5-7975-0266-6
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко — М.: Издательство «Зерцало», 2004. — 397 с.
  8. Раянов Ф.М. Проблемы государства и права / Ф.М. Раянов — М.: Право и государство, 2003. — 303 с.
  9. Рогова Т.А. Личность. Общество. Государство. Право.: Учебное пособие / Т.А. Рогова — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. — 256 с. — ISBN 5-86465-269-5.
  10. Сильченко Н.В. Некоторые проблемы отраслевой структуры права / Н.В. Сильченко — М.: 1981. — 150 с.
  11. Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации / В.Е. Усанов — М.: Элит, 2007. — 336 с. — ISBN 5-902404-69-X.
  12. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Н.Ю. Хаманаева — М.: Новая Правовая культура, 2004. — 243 с.
  13. Шарце М.Г. Теория государства и права / М.Г. Шарце — М.: Норма, 2001. — 346 с.
  14. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие / В.И. Червонюк — В.И. Червонюк — М.: Инфра-М, 2003. — 432 с. — ISBN 5-16-001238-9.

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

2 Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. С. 90.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2000. С. 27.

4 Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юрист, 2001. С. 118.

5 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Издательство «Зерцало», 2004. С. 122.

6 Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2001. С. 18.

7 Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристь, 1996. С. 235.

8 Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003. С. 40.

9 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

10 Раянов Ф.М. Проблемы государства и права. М.: Право и государство, 2003. С. 16.

11 Рогова Т.А. Личность. Общество. Государство. Право.: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. С. 61.

12 Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, 2009. С. 234.

13 Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32, ст.3348.

14 Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Элит, 2007. С. 230.

15 Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004. С. 22.

16 Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета. — 2004. — 12 марта.

17 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998, №1, ст.3.

18 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // http://hotlaw.ru/index.php/consultacii/zakony/462--q-q-.html (2003. 26 декабря).

19 Сильченко Н.В. Некоторые проблемы отраслевой структуры права. М.: 1981. С. 49.

20 Шарце М.Г. Теория государства и права. М.: Норма, 2001. С. 346.

 


Информация о работе Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации