Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрен один из важнейших принципов организации государственной власти — принцип разделения властей, являющийся первым кирпичиком в фундаменте большого и сложного организма современного демократического, конституционного и правового государства.
Целью курсовой работы является всестороннее исследование принципа разделения властей, оценка его влияния на становление современного демократического общества за рубежом и в России, где присутствует ряд сложностей с реализацией этого принципа на практике. Будет прослежен путь этой фундаментальной политико-правовой теории с начала ее зарождения до наших дней.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития теории разделения властей
§ 1. Становление теории в странах Западной Европы
§ 2. Теория разделения властей в России
Глава 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации
§ 1. Президентская власть
§ 2. Законодательная власть
§ 3. Исполнительная власть
§ 4. Судебная власть
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Принцип разделения властей.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Однако неурегулированность  таких вопросов, как сроки предложения  кандидатур Президентом, возможность  или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает  серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных из указанных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами.

Несмотря на некоторые  противоречия и недоработки, законодательная  власть оказывает существенное влияние на остальные ветви власти и вписывается в классическую систему сдержек и противовесов.

 

§ 3. Исполнительная власть

 

Исполнительная власть относится к одной из ветвей государственной  власти и основывается на главе 6, ст.110 – 117 Конституции РФ. Она состоит из Правительства Российской Федерации, образующего Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Отличительным признаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным, так и к индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация). «Исполнительная власть — это основной рабочий механизм, реализующий политику государственной власти как целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и законы, которые эту политику выражают и исходят от власти законодательной».15

Главная отличительная особенность и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной деятельности — в правоприменении. В отличии от правоприменительной судебной власти, исполняющей требования закона в негативных случаях, исполнительная власть применяет право в сугубо положительном ключе. Она осуществляет прямое исполнение требований законодательства в целях нормативной и эффективной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры, народного хозяйства, политики и права. В государственном механизме исполнительная власть представлена органами исполнительной власти. Через эту деятельность государственных органов исполнительная власть осуществляет свои функции. Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти. Однако ст. 110 Конституции РФ сводит всю исполнительную власть исключительно к деятельности Правительства.

Любая исполнительная власть обладает следующими признаками:

    1. является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти,
    2. является проводником государственной политики в жизнь,
    3. подзаконна по своему характеру и задачам,
    4. объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти,
    5. её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер,
    6. её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер.

Согласно Конституции  РФ исполнительная власть организуется на началах федерализма, это неудивительно, поскольку России представляет собой федеративное государство. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: «Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации».16

Следует обратить внимание на то, что нельзя отождествлять  исполнительную и административную власть. Как известно, административная власть занимается реализацией полномочий внесудебного, то есть административного принуждения, которое является одним из средств достижения целей исполнительной власти. Но исполнительная власть не только принуждает. Большинство властных полномочий исполнительной власти реализуется во внесудебном порядке. Субъекты исполнительной власти имеют в своем распоряжении существенные атрибуты государственной власти: Вооруженные Силы Российской Федерации, финансы, исправительные учреждения, милицию, важнейшие средства коммуникации. Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации нет упоминаний о государственном управлении, тем не менее оно — реальность, без которой не может работать государственный механизм. Но Конституция и действующее законодательство Российской Федерации не предложили синонима государственному управлению, в них ничего не говорится об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Однако система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Стоит уточнить, что понятие «государственное управление» более широкое, нежели понятие «исполнительная власть». Исполнительная власть определяет объем и характер государственных полномочий, реализуемых в результате управленческой деятельности. То есть, государственное управление представляет собой вид деятельности, направленный на реализацию исполнительной власти. Не посягая на государственный контроль над различными областями общественной жизни, президент Российской Федерации не раз заявлял о необходимости сильной исполнительной власти, способной обеспечить должный уровень управления общественными отношениями. Речь идет не о тотальном контроле, как это было во времена СССР, а о государственном регулировании на благо общества и всего народа. Что же касается основных принципов деятельности Правительства РФ, то о них говорится в статье 3 . Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»: «Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина»17.

Основными функциями  исполнительной власти являются:

  1. Разработка и реализация политики по реализации государственных программ общефедеральных и региональных масштабов — речь идет о государственном регулировании в области приватизации, здравоохранения, ЖКХ, энергетики.
  2. Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).
  3. Управление предприятиями государственного сектора — различными учреждениями культуры, образования и других отраслей.
  4. Правовое регулирования жизнедеятельности объектов частного сектора.
  5. Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.
  6. Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации
  7. Охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  8. Информационное обеспечение органов государственной власти.

Тем самым мы видим, какая  важная роль отведена исполнительной власти в системе государственной  власти Российской Федерации. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

 

§ 4. Судебная власть

 

В соответствии с принципом  разделения властей одной из трех ветвей власти является судебная власть.  В существовании судебной власти заинтересовано само общество, которое  нуждается в правовом и социальном порядке. Согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия»18. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Основу судебной власти составляет возможность и обязанность определения того, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении. Это определяет место и роль судебной власти в системе разделения властей, образует уникальный властный ресурс судебной власти.

Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно  реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения — армии, полиции, ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого — система «сдержек и противовесов», наиболее полно воплощенная в политической системе США.

Суд является независимым  звеном власти, нацеленным на защиту прав и свобод человека и гражданина. В ст.10 и 11 Конституции РФ говорится  о месте судебной власти в системе  органов государственной власти Российской Федерации. Согласно Конституции, самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, подчиняющихся только Конституции РФ и закону. Судебная власть стоит в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, но исполнение судебных решений и приговоров относится к обязанностям исполнительной власти. Никакой орган законодательной или исполнительной власти не имеет право судить. В этой сбалансированности полномочий государственной власти проявляется принцип разделений властей. Что касается субъектов Российской Федерации, имеющих право самостоятельного создания собственных органов судебной власти, то Конституция РФ отдает предпочтение вертикальной организации судебной власти. Такая организация необходима для нормального функционирования судов и исключения возможности конфликта между федеральными и региональными судами.

Судебная власть РФ имеет  следующие функции:

    1. Осуществление правосудия;
    2. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения;
    3. Толкование правовых норм;
    4. Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

 

В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:

 

  1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Имеет и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ». Заместитель Председателя Конституционного суда РФ Т.Г. Морщакова подчеркивает, что «уникальность регулирования конституционного судопроизводства состоит именно в том, что все специфические параметры его процедур определяются специальными конституционными нормами»19.

Конституционный суд состоит из двух палат из 10 и 9 судей. Палаты комплектуются по жребию, порядок проведения жеребьёвки устанавливается Регламентом Конституционного Суда. Так было вплоть до принятия Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 года №7 — ФКЗ, в соответствии с которым деление суда на палаты было отменено. Теперь в соответствии со ст. 20 нового ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний. Наиболее интересными решениями Конституционного суда РФ являются:

    1. 1996 год — Конституционный суд признал неконституционными ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан;
    2. 2000 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации;

 

  1. 2005 год — Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента России закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в редакции ФЗ от 20.08.2004г.) в части, не противоречащей ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
  2. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Информация о работе Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации