Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:24, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрен один из важнейших принципов организации государственной власти — принцип разделения властей, являющийся первым кирпичиком в фундаменте большого и сложного организма современного демократического, конституционного и правового государства.
Целью курсовой работы является всестороннее исследование принципа разделения властей, оценка его влияния на становление современного демократического общества за рубежом и в России, где присутствует ряд сложностей с реализацией этого принципа на практике. Будет прослежен путь этой фундаментальной политико-правовой теории с начала ее зарождения до наших дней.
Введение
Глава 1. История развития теории разделения властей
§ 1. Становление теории в странах Западной Европы
§ 2. Теория разделения властей в России
Глава 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации
§ 1. Президентская власть
§ 2. Законодательная власть
§ 3. Исполнительная власть
§ 4. Судебная власть
Заключение
Библиографический список
Первыми государствами, где был реально осуществлен этот принцип, стали США и Франция. Конституция США 1787 года, и Франции 1789 года закрепили на бумаге принцип разделение властей. Неудивительно, что в этих странах практически нет проблем с соблюдением прав человека. «Конституция США, вступившая в третий век своего существования, закрепила самые фундаментальные решения: механизм разделения властей (первоначальный текст Конституции) и права граждан (Билль о правах 1789 г. и первые 10 поправок к Конституции). Возможно, именно лаконичность американской Конституции и ее обращенность к самым главным проблемам государственно-правового устройства объясняют долговечность этого документа»6. По американской конституции 1787 года законодательная власть передавалась конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей, избирающейся населением штатов и сената, членов которого избирали (до 1913 года) парламенты штатов. Обе палаты должны были сдерживать друг друга. По словам Джона Адамса, будущего президента страны, сенат должен налагать узду на палату представителей. Главой государства был президент, объединившего в своем лице главу государства и премьер-министра правительства. Высшей судебной инстанцией США является Верховный федеральный суд. Как мы видим, современное государство невозможно без разделения властей, являющегося общепризнанным фундаментальным кирпичиком в большом здании современной демократии.
§ 2. Теория разделения властей в России
В России принцип разделения властей осуществился на практике лишь в начале XX века, когда во многих европейских странах этот принцип занимал главенствующие позиции и сомнению не подлежал. В такой отсталости от Западной Европы нет ничего удивительного — сказывались особенности государственного строя, подавлявшего всяческие начинания в деле борьбы за права и свободы человека. Да и зачем крестьянам много знать, меньше знают, крепче спят. Однако сам принцип разделения властей был упомянут Михаилом Михайловичем Сперанским — общественным и государственным деятелем времен Александра I, реформатором, законотворцем и основателем российской юридической науки. Но прежде чем заняться принципом разделения властей, необходимо было провести кодификацию. Этим занималась специальная комиссия, куда входил Сперанский. «Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на территории всей России. Из массы действующих законов следовало выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны». Первоочередной задачей стала кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве. Затем следовало приступить к составлению местных законов для частей империи, где не действуют общие законы»7.
Только после этого можно было заняться принципом разделения властей. В своем труде «Проекты и записки» он писал о конституционной монархии, которая основывалась на законе, а не «воле божьей». Законность осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. По замыслу российского реформатора, законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, обсуждающей и принимающей законы, и собирающейся сессионно один раз в год. Монарх обладает исполнительной властью, он участвует в деятельности Думы, но на принятия законов влияния не оказывает. Никакой новый закон не мог быть принят без «уважения» Думы. Это значит, что исполнительная власть подчинена законодательной, и монарх не имеет права уничтожать законы, приняты Думой. Судебная власть состоит из суда присяжных и высшего судебного органа — Сената. Порядок в государстве охраняется законом.
Вообще М.М. Сперанский предлагал два варианта устройства самодержавной власти на основе принципа разделения властей, рассчитывая на то, что какой-нибудь из этих проектов понравится императору. В этом случае работал принцип — один проект хорошо, а два проекта еще лучше. Первый вариант был более мягкий и был бы введен в действие в случае провала второго варианта — менее дружелюбного к абсолютной власти, но зато более демократического. По первому варианту предлагалось «облечь правление самодержавное» всеми «внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия». Главными чертами этого проекта являются: 1) «установление сословия, которое бы представляло силу законодательную, свободную», но которая на деле находилась бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной», 2) силу исполнительную «так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима», 3) власти судной «дать все преимущества видимой свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной». Этот вариант государственного устройства только выглядел демократическим, по яркому выражению самого Сперанского лишь казался «во мнении народном» действующим. На самом деле это было желание показать народу и всеми миру (в особенности Западной Европе), что России не чужды идеалы демократии, и она всегда идет в ногу со временем.
Второй вариант мог на деле обеспечить реализацию прав и свобод человека, создать настоящее правовое государство с конституционной монархией. Но это в теории, а в жизни все получается несколько иначе. Суть второго варианта заключалась в том, чтобы не только «внешними формами покрыть самодержавие», но и ограничить его «внутреннею и внешнею, существенною силою установлений». Необходимо учредить державную власть на законе не словами, а самим делом. В случае принятия второго варианта, необходимо поменять все «установления» и «расположить их на иных правилах». 1) законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнении народное», 2) сословие судебное должно быть так образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству», 3) власть исполнительная «должна быть вся исключительно вверена правительству». Для того чтобы власть эта «распоряжениями своими под видом исполнения законов» не могла бы «ни обезобразить», «ни совсем уничтожить» их, то она должна быть поставлена под «ответственность власти законодательной».
Второй вариант устройства самодержавной власти нравился Сперанскому больше, чем первый. Он искренне хотел превратить Россию в конституционную монархию. Сперанский не только разработал, но и заложил определенную систему сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов при верховенстве власти императора. Он говорил, что на основание этого задается направление всех настоящих и будущих реформ. Сперанский считал Россию вполне самодостаточной и зрелой страной, в которой сложились необходимые предпосылки для проведения реформ и создания своей конституции, обеспечивающей не только гражданскую, но и политическую свободу. В своей записке императору Александру I он возлагал надежды на то, что «если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится». Сперанский утверждал, что в мировой истории нет примеров того, чтобы просвещенный коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Сперанский оказался провидцем, и такие потрясения наступили, правда, спустя сто с лишним лет. Но затрясло тогда всех нещадно, а если бы приняли второй вариант Сперанского… Он писал, что было бы большим преимуществом возникновение в России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной власти». Александр I был готов принять частичные преобразования крепостнической России, дополненные обещаниями о демократии и отвлеченными рассуждениями о свободе слова. Однако против такого хода событий было настроено ближайшее окружение императора, а также члены его семьи, не желавшие менять привычный уклад жизни.
Лишь в начале XX века наметились какие то подвижки в деле реализации принципа разделения властей — основы любого правового государства. Создание первого российского парламента было вынужденной уступкой абсолютистской власти отдельным социальным слоям, добившимся определенных политических свобод. В возникшей системе наблюдался очевидный перекос в пользу исполнительной, то есть императорской власти, сохранившей значительные законодательные функции и полностью контролировавшей деятельность правительства. Дума работала крайне неэффективно, напоминая собой пародию на европейские парламенты западных стран. Первый российский парламент не смог принять ни одного политически весомого закона и превратился в арену политической борьбы различных группировок между собой и императором. Низкая социальная база Думы, где преобладал узкий слой городской интеллигенции, ориентированной на постоянную борьбу с любым существующим режимом, жесткое противоборство с исполнительной властью, не желавшей идти на компромисс, стали одними из основных причин краха всего государственного механизма.
Новая советская власть не спешила реализовывать принцип разделения властей. Несмотря на единство политической системы и отсутствие барьера в лице абсолютной власти монарха, этот принцип так и не был воплощен в жизнь. К наиболее существенным признакам отечественной науки государственного права советского периода следует отнести: нормативный характер науки. Основывающаяся на принципе партийности, обществоведческая наука должна была строго следовать установкам, содержащимся в партийных документах. «В частности, в качестве идеала государственности признавался СССР и, что называется «с ходу», отрицались прогрессивные и демократические по сути идеи парламентаризма, правового государства, разделения властей, верховенства закона и др»8. Все дело в том, что принцип разделения властей считался детищем проклятых буржуев и по природе свое чужд светлому советскому человеку, свято преданного идеям ленизма-марксизма. Согласно Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР. Все остальные государственные органы полностью подчинялись и формировались Советом народных депутатов, о разделение властей не могло идти и речи. Только в период Горбачевских реформ, во времена Перестройки, вновь заговорили о разделении властей. В 1988 году в Конституцию СССР был внесены изменения, создающие двухступенчатую систему высших представительных органов – Советов — народные депутаты избирались гражданами, а Верховный Совет формировался Съездом народных депутатов. Появилась возможность выдвижения самостоятельных кандидатов в депутаты. В 1990 году произошло историческое событие — первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. Через год аналогичные изменения произошли и в Конституции РСФСР, состоялись альтернативные выборы в Советы всех уровней. В 1990 году был введен пост президента СССР, которым стал Михаил Горбачев, ставший первым и последним президентом Советского Союза. Был учрежден также Совет Федерации и Комитет конституционного надзора СССР. Конституция РСФСР рассматривала Президента не как главу государства, а как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Президент имел право отлагательного вето на принимаемые Верховным Советом законы. Преобразования коснулись многих органов государственной власти — исполкомы Советов были преобразованы в Администрации — самостоятельные исполнительные органы. Был сформирован Конституционный Суд РФ, а также создана система арбитражных судов. Районные и городские Советы и администрации обновлённым законодательством определялись не как органы государственной власти, а как органы местного самоуправления.
Однако 1991 году произошли события, повлиявшие на весь ход политических событий. Советский Союз прекратил свое существование и вместе с ним канули в лету все государственные противоречия последних лет. Необходимо было создавать принципиально новую Конституцию, отвечающую требованиям современного мира. Большое число поправок к Конституции приводило к многочисленным противоречиям, которые могли привести к конституционному кризису. 25 апреля 1992 г. был проведён всероссийский референдум по четырём вопросам, в ходе которого народ поддержал Президента и проводимые им экономические реформы. Но для того, чтобы распустить Парламент, необходимо набрать конституционное большинство, которое не было достигнуто. После референдума Президент опубликовал свой проект КРФ, а в июне созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта разработало проект новой Конституции со смешанной, полупрезидентской формой правления, широкими полномочиями Президента и двухпалатным Парламентом. 12 декабря 1993 года одновременно с выборами в Федеральное Собрание было проведено всенародное голосование по Конституции — страна получила свою Конституцию, Конституцию Российской федерации, где впервые в истории России был прописан принцип разделения властей. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Глава 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации
§ 1. Президентская власть
Пост главы государства существовал во все времена и при всех формах правления. Какой общественно-политический строй ни возьми, везде можно найти человека, в руках которого сосредоточена вся полнота власти и который является первым лицом государства. В разные исторические эпохи он обладал различной властью, иногда абсолютной, иногда чисто формальной, для галочки. В монархических формах правления это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Как правило, в современных реалиях, глава государства наделен широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями. Он выступает символом государства и официальным представителем народа. Глава государства разрешает все возникающие кризисы и конфликты между органами государственной власти.
Часть 1 статьи 80 Конституции РФ определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает его функции в общем виде. Согласно Конституции Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (иначе говоря - координирует деятельность «ветвей власти»), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях9. Функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является весьма сложной и очень ответственной. В некоторых европейских странах, например во Франции, президент является «арбитром» во взаимоотношениях трех властей. В России, однако, сложилась ситуация, породившая мнение, что Президент РФ стоит над тремя властями и выполняет «руководящую и направляющую роль партии». Это не совсем так. Если основные ветви власти не находят должного взаимопонимания, необходимого для нормального функционирования государственного аппарата, то в данном случае Президент РФ может исполнять роль «арбитра», прибегая к согласовательным процедурам и специальным приемам решения конфликтных ситуаций. Это важно для нормального взаимодействия органов государственной власти как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации. Нам в России необходимо переосмыслить представления и о первичности политики по отношению к праву, экономике и т.д. «Ведь и сегодня из уст самых, что ни на есть высоких государственных чиновников приходится слышать выражение типа: «это не юридический, а политический вопрос», и тем самым юридическое решение вопроса отодвигается на второй план, как это бывало в советское время, когда государственная власть полностью подчинялась политической власти Коммунистической партии.»10
Информация о работе Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации