Принцип разделения властей в механизме государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть исторические корни принципа разделения властей, его содержание в настоящее время и анализ его практического осуществления в Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы использовались абстрактно-логический, аналитический методы, сравнительный анализ. В результате проведенных исследований дана характеристика ветвей государственной власти. Основные результаты исследования могут найти применение в учебном процессе.

Содержание работы

Введение 5
1 Историко-правовые корни принципа разделения властей 7
1.1 Зарождение института разделения властей 7
1.2 Развитие теории разделения властей 8
2 Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства 11
2.1 Ветви государственной власти и их органы 11
2.2 Единство и взаимодействие государственной власти. 13
3 Разделение властей как основа конституционного строя 29
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

Federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazova(1).doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

им. Н. П. ОГАРЁВА»

 

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства  и права

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

Автор курсовой работы                                                                     Ю. С. Кулагина

Специальность     030501.65   юриспруденция

Обозначение курсовой работы                                  КР-02069964-030501.65-23-12

Руководитель работы

ст. преподаватель                                                                                      Е. Н. Тязин

 

 

 

Оценка   

 

 

 

Саранск

2012

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. Н. П. ОГАРЁВА»

 

Факультет юридический

Кафедра теории и истории  государства и права

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студентки Кулагиной Юлии Сергеевны, 104 группа

1 Тема: Принцип разделения властей в механизме государства

2 Срок представления работы  к защите: 25 апреля 2012 г.

3 Исходные данные для научного  исследования: нормативно-правовые акты, научная и учебная литература

4 Содержание курсовой работы:

4.1 Историко-правовые корни принципа разделения властей

4.2 Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства

4.3 Разделение властей как основа конституционного строя

 

 

 

 

Руководитель работы                                                                       Е.Н. Тязин

Задание приняла к исполнению

 

Реферат

Курсовая работа содержит 42 страницы, 23 источника.

ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПАРЛАМЕНТ, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД.

Объектом исследования является понятие принципа разделения властей.

Цель работы – рассмотреть исторические корни принципа разделения властей, его содержание в настоящее время и анализ его практического осуществления в Российской Федерации.

В процессе написания  курсовой работы использовались абстрактно-логический, аналитический методы, сравнительный анализ.

В результате проведенных  исследований дана характеристика ветвей государственной власти.

Основные результаты исследования могут найти применение в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                       5

1 Историко-правовые корни принципа разделения властей                                  7

1.1 Зарождение института разделения  властей                                                        7

1.2 Развитие теории разделения властей                                                                  8

2 Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре

государства                                                                                                                 11

2.1 Ветви государственной власти  и их органы                                                    11

2.2  Единство и взаимодействие государственной власти.                                    13

3 Разделение властей как основа  конституционного строя                                   29

Заключение                                                                                                                 39

Список использованных источников                                                                       41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов XX века, в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели – создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей в теории государства и права можно выделить следующий круг вопросов:

Каковы исторические корни принципа разделения властей?

Как принцип разделения властей разрешается в теоретических трудах мыслителей прошлого и настоящего времени, как зарубежных, так и российских?

Каково содержание принципа разделения властей?

В развитии концепции  правового государства значительный вклад внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Г. Гобс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон.

Для выяснения ответов  на эти вопросы использовались нормативные акты, научно-учебные пособия: М.Н. Марченко «Теория государства и права», В.Н. Хропанюка «Теория государства и права», М.В. Баглая «Конституционное право Российской Федерации», Манова Г.Н. «Теория государства и права»; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

В целом данные источники  отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. Помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа, представлен анализ его практического осуществления в Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.

Объектом исследования является понятие принципа разделения властей. Предмет исследования – сущность принципа разделения властей, а также ее роль в государственной деятельности.

Цель работы – рассмотреть исторические корни принципа разделения властей, его содержание в настоящее время и анализ его практического осуществления в Российской Федерации.

Методы исследования – абстрактно-логический, аналитический, сравнительный анализ.

Основные результаты исследования могут найти применение в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Историко-правовые  корни принципа разделения властей

 

    1. Зарождение института разделения властей

 

Разделение властей  – это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.

Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии – стратегов и архонотов. Контроль за всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей и была ли эта деятельность правильной1.

В Римской республике положение было очень схоже с  Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй по значимости государственный орган в Римской республике - это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие (кроме диктаторов). Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Народное собрание обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов (за исключением приказов диктаторов). Они могли налагать вето на постановления сената2.

В средние века роль противовеса  неограниченной власти монарха частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением, церковь нередко вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые монарх давал на кресте, нередко обязывали его к обязательному выполнению их. И как бы там ни было, принимая какое либо решение, монарх должен был обращать внимание на церковные правила. Так же церковные нормы нередко регулировали отношения и в обыденной жизни. Позже, конечно, церковь утратила свое значение, но в определенное время развития истории влияние церкви и церковных догм было велико.

Помимо церкви ограничить власть правителя пытались и его подданные того или иного государства. В результате таких попыток в Англии, а позже и во Франции появились сословно-представительные институты. (В Англии – парламент; во Франции – генеральные штаты).

В полной мере принцип разделения властей был впервые реализован в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года.

 

1.2 Развитие  теории разделения властей

Помимо просто объективных  исторических процессов, которые вели народы к реализации принципов демократического, правового государства, существовали также и теоретические учения о том, каким

должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства.

В своей книге «Политика» Аристотель (389–328 гг. до н.э.) писал: «там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...». Цицерон говорил о государстве как о правовом общение и общем порядке3.

В период разложения феодализма идеи правового государства изложили мыслители того времени: Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своих работах они доказывали преимущество республики перед другими формами государства. Главной задачей государства они провозглашают обеспечение прав и свобод граждан.

В период ранних буржуазных революций  в развитии концепции правового государства значительный вклад внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Г. Гобс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон.

Идеи правового государства  нашли широкое отражение и  в русской политической мысли. Они излагались в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев теории Монтескье), Пестеля, Муравьева.

Теоретическую завершенность русская  концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Котлярского, Новгородцева, Муромцева, Гессена, Шерминевича, Чичерина, Бердяева.

Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие учения о правовом государстве. Интересующее нас разделения властей затрагивали лишь некоторые из них. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. В основании политической философии Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит идея собственности (« Трактаты о правительстве»). Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась в виду частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорил Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц4. Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). В 1748 году Ш.-Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов». Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. «Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть). «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы, если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем». Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. 5

Информация о работе Принцип разделения властей в механизме государства