Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть исторические корни принципа разделения властей, его содержание в настоящее время и анализ его практического осуществления в Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы использовались абстрактно-логический, аналитический методы, сравнительный анализ. В результате проведенных исследований дана характеристика ветвей государственной власти. Основные результаты исследования могут найти применение в учебном процессе.
Введение 5
1 Историко-правовые корни принципа разделения властей 7
1.1 Зарождение института разделения властей 7
1.2 Развитие теории разделения властей 8
2 Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства 11
2.1 Ветви государственной власти и их органы 11
2.2 Единство и взаимодействие государственной власти. 13
3 Разделение властей как основа конституционного строя 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772—1839гг.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей. “Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия
в структуре государства
2.1 Ветви государственной власти и их органы
В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации6.
Парламент и парламентаризм понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание-представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как Законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации нее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание выполняет и некоторые, довольно ограниченные, контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку. Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Государственная дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т. е. всей России.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым Систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную думу теми или иными политическими силами.
Согласно ч. 2 ст. 96 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и Чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Сооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ7.На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной думы, члены Правительства РФ, Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства, Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного уда РФ и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель четной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16 сентября по 15 июля. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации.
В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно этому закону депутаты Государственной думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18 лет. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Государственная дума избирается в составе 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Остальные 225 депутатов Государственной думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов. Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 117 Конституции. Порядок деятельности Государственной думы определяет Конституцией РФ и Регламентом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Государственная Дума может
обращаться в Конституционный Суд
РФ с запросами о соответствии
Конституции федеральных
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведении осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной думой законам и способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы осуществляют функции контроля за реализацией законодательства и дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации Государственная дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.
Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, его заместителя, комитетов Совета Федерации в пределах их полномочий или группы членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек.
На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной, служебной или иной охраняемой законом тайной. Список лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, определяется комитетом Совета Федерации.
Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти. Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.
Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г. «Правительстве Российской Федерации»8.
Как Высший исполнительный орган государственной
власти Российской Федерации, Правительство
РФ в пределах своих полномочий организует
исполнение Конституции РФ, федеральных
законов, указов Президента РФ, международных
договоров Российской Федерации, осуществляет
систематический контроль за их исполнением
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, принимает
меры по устранению нарушений законодательства Российской
Информация о работе Принцип разделения властей в механизме государства