Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть исторические корни принципа разделения властей, его содержание в настоящее время и анализ его практического осуществления в Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы использовались абстрактно-логический, аналитический методы, сравнительный анализ. В результате проведенных исследований дана характеристика ветвей государственной власти. Основные результаты исследования могут найти применение в учебном процессе.
Введение 5
1 Историко-правовые корни принципа разделения властей 7
1.1 Зарождение института разделения властей 7
1.2 Развитие теории разделения властей 8
2 Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства 11
2.1 Ветви государственной власти и их органы 11
2.2 Единство и взаимодействие государственной власти. 13
3 Разделение властей как основа конституционного строя 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы. В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной думой. Государственная дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения положения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы9.
Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.
Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства10.
Государственная дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной думы. Если Государственная дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную думу. ^ Члены Правительства РФ не вправе быть членами Совета Федерации, а депутатами Государственной думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органы государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Правительство РФ регулирует отношения в следующих сферах: экономики; бюджета и финансов; социальной; науки, культуры и образования; природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан; борьбы с преступностью; в сфере внешней политики и международных отношений.
Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную думу по решению Правительства.
Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует о деятельность. В систему федеральных органов исполнительной власти Российской федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства); государственные комитеты Российской федерации; федеральные комиссии России; федеральные службы российские агентства; иные федеральные органы исполнительной власти.11
Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности.
Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Государственный комитет, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель государственного комитета, председатель федеральной комиссии.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство – генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов – постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Судебная власть.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан,
Конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительном власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.
Согласно Конституции Российской Федерации суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Задачей суда при осуществлении правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина 12.
Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и в федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения функций правосудия иными государственными органами и общественными объединениями. Осуществлять правосудие вправе только судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также в установленных законом случаях представители населения. Они независимы и подчиняются только Конституции и закону, в своей деятельности никому не подотчетны.
Отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка, который детально определен Конституцией и процессуальным законодательством. Соблюдение этого порядка отличает правосудие от административного производства и создает оптимальные условия для установления истины и вынесения справедливого решения.
Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел основано на конституционных принципах равенства граждан перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, участия в нем представителей населения, обеспечения обвиняемому юридической помощи. Характерной чертой правосудия также является его осуществление в точном соответствии с законом.
Таким образом, Конституция,
федеральное конституционное
Учреждение системы судов государства традиционно является предметом конституционного регулирования, так как речь идет об обеспечении судебных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом под судебной системой понимается совокупность судебных органов, построенная на основе разграничения их компетенции (пределов власти, выражающихся в подведомственности и подсудности дел), деления на звенья в зависимости от административно - территориального деления и организационных связей между отдельными судами, установления процессуальных связей между судебными инстанциями и внутренними структурами самих судебных органов.
Судебная система Российской Федерации отличается простотой построения, ступенчатостью звеньев, единством основных принципов формирования и деятельности.
Все подсистемы судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, в основном определяемой государственно – административным делением РФ.
Система судов общей юрисдикции включает:
Военные суды имеют следующую подсистему:
Система арбитражных судов подразделяется на:
Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению Российской Федерации. Основной Закон страны устанавливает высшие органы судебной системы Российской Федерации: Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд. Структура судебной системы в целом должна быть определена федеральным конституционным законом о судебной системе.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Установлен особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Судья имеет право на отставку - почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Законом « О статусе судей» независимость судьи гарантируется также предоставлением ему материального и социального обеспечения.
Судьи несменяемы. Несменяемость судей - одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Принцип несменяемости распространяется на лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе.
Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком. Несменяемость судьи также означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его добровольного согласия. Его согласие необходимо при решении любого вопроса об изменении его служебного положения, даже в случае повышения по должности.
Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Для выполнения своей деятельности судьи наделены особыми гарантиями. Одной из гарантий независимости судей является неприкосновенность. Неприкосновенность судей – важнейший элемент судебного иммунитета.
Конституционный Суд Российской Федерации – один из высших федеральных органов судебной власти. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, согласно ст. 128 Конституции, устанавливаются федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» принят 21 июля 1994 г.
Информация о работе Принцип разделения властей в механизме государства