Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть исторические корни принципа разделения властей, его содержание в настоящее время и анализ его практического осуществления в Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы использовались абстрактно-логический, аналитический методы, сравнительный анализ. В результате проведенных исследований дана характеристика ветвей государственной власти. Основные результаты исследования могут найти применение в учебном процессе.
Введение 5
1 Историко-правовые корни принципа разделения властей 7
1.1 Зарождение института разделения властей 7
1.2 Развитие теории разделения властей 8
2 Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства 11
2.1 Ветви государственной власти и их органы 11
2.2 Единство и взаимодействие государственной власти. 13
3 Разделение властей как основа конституционного строя 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
Основная функция Конституционн
Конституционный Суд формируется Президентом России и Советом Федерации в установленном законом порядке.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции, находящихся на территории Российской Федерации.
Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Верховный Суд действует в составе:
а) Пленума Верховного Суда;
б) Судебной коллегии по гражданским делам;
в) Судебной коллегии по уголовным делам;
г) Военной коллегии.
В составе Верховного Суда действует также Президиум.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Систему арбитражных судов Российской Федерации возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации относится к высшим органам судебной системы России.
В состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят: Пленум; Президиум; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В каждой коллегии формируются судебные составы, возглавляемые председателем.
При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов и Научно – консультативный совет. Совет председателей судов, являясь совещательным органом, рассматривает важные для всей системы судов вопросы, связанные с их организационной, кадровой и финансовой деятельностью.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Таким образом, «Принцип разделения властей» предполагает выделение трех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной) и требование об их распределении между различными государственными органами. Основная функция законодательных органов – принятие законов как высших по юридической силе нормативно-правовых актов. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют правосудие, независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняясь только законам.
2.2 Единство
и взаимодействие
Теория разделения властей отнюдь не предполагает создание «китайской стены» между различными ветвями власти. Да это и невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей – политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием «законы» вправе принимать за редким исключением только представительный орган народа - парламент, олицетворяющий законодательную власть. Но, во-первых, в ряде стран понятие парламента является более широким, наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето (от лат. «ветаре» – запрещать), что выражается в праве главы государства возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. Во-вторых, не только в чрезвычайных, но и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законную силу (на основе конституционных норм регламентации власти)13.
В сферу законодательной власти вмешиваются, также и суды – верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.
В свою очередь парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, парламент иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.
В связи с отмеченным взаимопроникновением ветвей власти концепция разделения властей получила еще два важных дополнения: положения о необходимости баланса властей и о системе сдержек и противовесов. Их скоординированность получила название баланса властей.
Те же цели, хотя и в
несколько ином выражении, имеет
система сдержек и
Единство власти не исключает различий в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, не отменяет возможных конфликтов властей на правовой основе (различия, а следовательно, противоречия при решении конкретных государственных задач неизбежны уже в силу самого факта существования нескольких ветвей власти), но состязание на правовом поле требует не доводить разногласия до борьбы. По принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать согласованно, иначе невозможно управлять обществом – альтернативой этому являются анархия и распад. Такое развитие событий, когда противоречия властей доводится до стадии борьбы, как показывает опыт отдельных постсоциалистических государств и развивающихся стран, имеет только разрушительный характер14.
Таким образом, единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Все ветви власти должны действовать согласованно, взаимосвязано и каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую.
3. Разделение властей как основа конституционного строя
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говориться: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти15.
В ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена демократическим правовым государством. Тем самым Конституция РФ определяет цель развития российской государственности. Одним из неотъемлемых атрибутов правового государства является разделение властей. В соответствии с Конституцией РФ разделение властей является одной из основ конституционного строя России .
«Принцип разделения властей» предполагает выделение трех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной) и требование об их определении между различными государственными органами. Основная функция законодательных органов - принятие законов как высших по юридической силе нормативно-правовых актов. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют правосудие, независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняясь только законам.
По логике разработчиков Конституции РФ, исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ), законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент России (ст. 94 Конституции РФ), а правосудие относиться к исключительной компетенции судов (ст. 118 Конституции РФ).
Кроме того, в перечень федеральных органов, осуществляющих государственную власть в России, включен (наряду с органами законодательной, исполнительной и судебной власти) Президент РФ. По мысли авторов Конституции России выборный Президент РФ занимает особое место в системе разделения властей. По действующей Конституции РФ предполагается, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государства. Тем самым, Президент РФ вынесен за рамки классического разделения властей. Это дало основание говорить, о выделении четвертой, президентской ветви власти.
В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ формируется Президентом РФ. Президент РФ утверждает и структуру федеральных органов исполнительной власти. Наряду с этим, в вопросе формирования органа исполнительной власти Конституция РФ предполагает также и элемент парламентаризма: назначение Президентом РФ Председателя Правительства РФ возможно только с согласия нижней палаты российского парламента - Государственной Думы .Правительство в России несет ответственность, прежде всего, перед Президентом РФ (ст. 114-115, 117 Конституции РФ). В частности, Президент РФ может в любое время принять решение об отставке Правительства РФ.
Наряду с этим Конституция РФ также ввела элемент, свойственный Парламентарным государствам - вотум недоверия: в соответствии со ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ.
Учитывая огромную роль Президента РФ, фактическую и юридическую подчиненность Председателя Правительства РФ и министров Президенту РФ и полную ответственность Правительства РФ перед ним, а также незначительную роль парламента в решении вопросов формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью, стоит признать Россию - суперпрезидентской республикой. При этом Президент в РФ явно тяготеет к власти исполнительной, а наделение его целым рядом не свойственных исполнительной власти полномочий никак не говорит о возникновении нового вида власти - президентской. Это скорее простое искажение теории разделения властей, приводящее к занижению в общественно-политической жизни роли иных высших органов государственной власти, в том числе и парламента 16.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, в строгом смысле законотворческим органом в России, казалось бы, является не весь парламент в целом, а только его нижняя палата. Вместе с тем, за Советом Федерации Конституция РФ закрепляет полномочия контроля за исходящими от Государственной Думы законодательными актами: Совет Федерации в императивном порядке либо по своей инициативе рассматривает принятые законы в целях их одобрения (ст. 105, 106 Конституции РФ).
Таким образом, учитывая, что полномочия верхней палаты достаточно значимы для законотворческой деятельности, утверждение о том, что законодательная власть принадлежит парламенту в целом, а не какой либо его палате не подлежит сомнению и пересмотру, а российский парламент стоит рассматривать именно как единое целое.
Другое дело, что в современной России фактически сложилось так, что верхняя палата никогда не имела должной самостоятельности, а в настоящее время вообще фактически контролируется Президентом РФ, который определяет, какой законодательный акт следует одобрить, а какой отклонить.
Информация о работе Принцип разделения властей в механизме государства