Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата.
Цель определила задачи:
1. Проанализировать историко – правовые корни принципа разделения властей.
2. Дать анализ принципу разделения властей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
§1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 14
§1. Принцип разделения властей 14
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 18
§1. Законодательная власть 18
§2. Исполнительная власть 19
§3. Судебная власть 22
§4. Органы надзора 25
§5. Муниципальные органы власти 27
ГЛАВА 4. РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 32
§1. Реальное осуществление принципа разделения властей 32
Заключение 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
Список используемой литературы 44

Файлы: 1 файл

ТГП_курсовая_!Принцип_разделения_властей_Коваленко.docx

— 128.75 Кб (Скачать файл)

В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе».

Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двух палатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе».

Мнение Думы свободно, и  поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом — Сенатом.

Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой»4.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга»5.

Рассмотренные выше проекты  механизма разделения властей Д. Локка и М. М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля(1793–1826гг.) — «Русская Правда» — в качестве формы государственного правления предусматривал республику — наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече — «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран»6.

«Никто не может распустить Народной Вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа»7.Исполнительная власть — державная Дума — состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором. Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы»8.

Блюстительная власть —  Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. — «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией»9.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, — нив рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника — основного представителя общества, обладающего и политическими правами.

2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия — достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные — уровень политического сознания общества.

3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИП  РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

§1. Принцип разделения властей

 

Разделение властей - концепция, утверждающая, что для правильного  функционирования государства в  нём должны существовать независимые друг от друга ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная.

Разделение властей - это  также разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Принцип  разделения властей означает:

а) распределение функций  государственной власти м.различными институтами и организациями  как по вертикали, так и по горизонтали 

б) определение поля ответственности  каждой ветви власти, при этом никакая  власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции др. власти

в) равенство законодательной, исполнительной и судебной властей, ни одна из них не может принимать  решения, ущемляющие права другой

г) создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и  взаимного компромисса.

Мы уже отмечали выше, что этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш.

Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной  власти в одних руках легли  в основу американской конституции 1787, а затем получили своё воплощение в конституционных актах других демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти между различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти:

а) общенациональный, предполагающий наличие центральных органов  государственной власти, осуществляющих управление обществом в целом 

б) региональный, предполагающий функционирование органов власти, осуществляющих управление областями, республиками, штатами, иными крупными административными  образованьями 

в) местный, предполагающий функционирование органов местного самоуправления, управляющих делами небольших поселений, городских  районов.

В Российской Федерации принцип  разделения властей закреплён в  Конституции. Статья 10 определяет принцип  горизонтального разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального  разделения властей: "Разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий" (статья 11). "Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (статья 12)10.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также  необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование  принципа разделения властей состоит  в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить  сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении  единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Таким образом, выделим, что разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме  того, учредительную и избирательную  ветви государственной власти.

 

 

ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ

§1. Законодательная  власть

 

Законодательная власть, полномочия высших государственных органов  издавать законы. Под термином «законодательная власть» понимаются также сами законодательные органы.

Отметим, что законодательная  власть - разновидность государственной власти, основной функцией которой является принятие законов государства; осуществляется обычно парламентом государства. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том. что Законодательная Власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней. Саудовская Аравия) законодательная власть принадлежит исключительно монарху.

Наряду с основной функцией парламент может осуществлять: представительство  народа: участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики государства, утверждении бюджета государства и другое.):участие в формировании других государственных органов и назначении ряда высших государственных должностных лиц: парламентский контроль: объединение и координацию деятельности всех представительных органов в государстве. Оптимальная реализация функций Законодательная Власть требует четкого разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной.

Таким образом, законодательная власть — это власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная  власть представлена двухпалатным Федеральным  Собранием, в которое входят Государственная  дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами). Для активного вовлечения граждан  в законодательный процесс был  запущен Федеральный портал по обсуждению законодательной деятельности "Проект-Закона.ru".

При парламентской форме  правления законодательный орган  представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в  основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме  правления президент и парламент  избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через  парламент, утверждаются главой государства  — президентом, который имеет  право роспуска парламента.

§2. Исполнительная власть

 

Информация о работе Принцип разделения властей