Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата.
Цель определила задачи:
1. Проанализировать историко – правовые корни принципа разделения властей.
2. Дать анализ принципу разделения властей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
§1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 14
§1. Принцип разделения властей 14
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 18
§1. Законодательная власть 18
§2. Исполнительная власть 19
§3. Судебная власть 22
§4. Органы надзора 25
§5. Муниципальные органы власти 27
ГЛАВА 4. РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 32
§1. Реальное осуществление принципа разделения властей 32
Заключение 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
Список используемой литературы 44

Файлы: 1 файл

ТГП_курсовая_!Принцип_разделения_властей_Коваленко.docx

— 128.75 Кб (Скачать файл)

Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений  с парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать  выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются  Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов  государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов Государственная  Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может  созвать заседание Думы ранее  этого срока. Президент имеет  право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в  Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным  Собранием. Это вето именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном  принятии законопроекта двумя палатами Федерального  Собрания при раздельном обсуждении  большинством в две  трети каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать  закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в  действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после  чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному  Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране,  об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в  утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в  порядке, установленном федеральным  конституционным законом. Президент  вправе распускать Государственную  Думу, но не предусмотрено его право  распускать Совет Федерации. Роспуск  Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

1) в течении года после её избрания;

2) с момента выдвижения ею  обвинения против Президента  до принятия соответствующего  решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.”14

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения прав Президента в  этой области свидетельствует о  том, что роспуск Думы рассматривается  как явление экстраординарное и  не желательное. При всех случаях  роспуска Государственной Думы Совет  Федерации  продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом  Федерации на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент  также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента:

а) применение к нему термина “парламент” означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта;

б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;

в) Федеральное Собрание — законодательный  орган Российской Федерации”. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом  РФ.

Конституция Российской Федерации  главой 7 выделяет и третью самостоятельную  ветвь власти — Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это  отражено в ч.2 ст. 118 Конституции  РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Конституция  Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный  Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд  РФ. Согласно Конституции РФ действуют  другие федеральные суды.

Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции  Российской Федерации, п.2 “Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, одной  пятой членов Совета Федерации, или  депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает  дело о соответствии Конституции  РФ: а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти РФ и совместному ведению органов  государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  РФ; в)договоров между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной  власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров  РФ”.15

Конституционный Суд РФ разрешает  споры о компетенции: а) между  федеральными органами государственной  власти; б) между органами государственной  власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ;  в) между  высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд  РФ по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, применённого или подлежащего  применению в конкретном деле, порядке  установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Наглядно принцип разделения властей предоставлен на схеме 1 (см. Приложение А).

Из всего сказанного можно  сделать следующий вывод. Принцип  разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации  государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при  этом имеет свои специфические особенности

 

Заключение

 

Итак, в заключение отметим, что в соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение властей- это  политико-правовая доктрина и конституционный  принцип, лежащий в основе организации  власти демократического государства. Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755).

Ш. Монтескье придал этой концепции вполне завершенный и  стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция  разделения властей получила свое отражение  и закрепление в конституционных  актах, многие из которых сохраняют  свое действие и по сегодняшний день.

Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости  Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Декларация 1789 года является составной  частью нынешней Конституции и действующего права Франции. Особый интерес для выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип разделения властей, представляет статья 15 Декларации. «Любое общество, в котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, - гласит эта статья, - не имеет конституций. Под словом «конституция» они подразумевали демократический конституционный строй, основанный на признании и реализации основных прав и свобод человека и разделением властей. Обращает на себя внимание, что Декларация в рамках одной статьи объединяет, казалось бы два разно порядковых принципа: гарантию прав и свобод и разделения властей. На первый взгляд, может показаться, что подобное соединение случайно или есть результат редакционной погрешности. В действительности это не так.

Проблема осуществления  прав с свобод и принцип разделения властей тесно взаимосвязаны. В  определенном смысле можно даже говорить об их органическом единстве. Утверждение  института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации власти чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми  предписаниями, ни с правами и  свободами человека. Ответом на эту  потребность в механизме, который  бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный  принцип разделения властей. Поиск  наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления  пронизывают всю историю политической мысли. Аристотель, конечно, еще весьма далек от принципа разделения властей  в том виде, как мы его знаем  сегодня. Проблема соотношения свободы  и власти привлекает внимание видных мыслителей во все последующие века.

Тематика принципа разделения властей показывает, насколько важна  теоретическая правовая база как  подготовительная ступень для реального  осуществления на практике — в государственно-правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных “опытов” на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, “творцам” надо учитывать как богатый теоретический, так и практический опыт.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Схема 1: Разделение властей  в РФ.

 

Список используемой литературы

 

Источники

 

  1. Конституция РФ, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (действующая редакция) / [Интернет-ресурс] Консультант Плюс.
  2. ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" / [Интернет-ресурс] Консультант Плюс.

 

Материалы

 

  1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1981.
  2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. Свердловск. Т.2. 1973.
  3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. “Конституционное право Российской Федерации”// М., “Инфра”, 1996 г.
  4. Бойцова В. В., Бойцова Л. В. “Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ”// “Государство и право”, №4, 1996 г., стр. 52.
  5. Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006.
  6. Валуев М. «Исторические типы философии», М., 1992 г.
  7. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В., 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.
  8. Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — СПб, 2006.
  9. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г.
  10. Протасов В.Н., Протасова В.Н. Лекции по общей теории права и теории государства. — М.: Издательский дом «Городец», 2010.
  11. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
  12. Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государства // Правоведение. 1969. №3.
  13. Теория Государства и Права курс лекций /Н. И. Матузов А. В. Малько/Москва Юристъ 1997.
  14. Хропанюк В. Н. “Теория государства и права”// М., “ДТД”, 1996г.
  15. Черниловский З. М. “Всеобщая история государства и права”// М., “Юрист”, 1996 г.
  16. Чиркин В. Е. “Конституционное право зарубежных стран”// М.: “Юристъ”, 1997г.
  17. Юридическая энциклопедия / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1997.

Информация о работе Принцип разделения властей