Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:06, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата.
Цель определила задачи:
1. Проанализировать историко – правовые корни принципа разделения властей.
2. Дать анализ принципу разделения властей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
§1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 14
§1. Принцип разделения властей 14
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 18
§1. Законодательная власть 18
§2. Исполнительная власть 19
§3. Судебная власть 22
§4. Органы надзора 25
§5. Муниципальные органы власти 27
ГЛАВА 4. РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 32
§1. Реальное осуществление принципа разделения властей 32
Заключение 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
Список используемой литературы 44
Исполнительная власть -
в соответствии с теорией разделения
властей одна из самостоятельных
и независимых публичных
Современные конституции формально наделяют исполнительной властью главу государства (в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть и целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента).
На региональном и местном уровне исполнительная власть возложена на различные органы местного управления и самоуправления (губернаторы, мэры, префекты, старосты и подчиненный им аппарат).
Структуру исполнительной власти представляют:
Выделяют следующие признаки исполнительной власти:
Функции исполнительной власти:
Таким образом, Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.
А так же, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
В соответствии с принципом
разделения властей одной из трёх
(наряду с законодательной и
Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что "подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства".
В любой стране существуют
различные юридические
В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер.
Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом.
Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии. В определенных случаях дело может принять к рассмотрению вышестоящий суд, если это отвечает условиям подведомственности и подсудности. Но и тогда решение будет принимать не судебное учреждение в целом, а созданная им судебная коллегия.
Рассмотрим судебную власть в России.
Конституционные признаки Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):
По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.
Высшие федеральные суды:
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);
Верховный Суд Российской Федерации;
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, рассматривающий
хозяйственные споры в области
предпринимательской
Дисциплинарное судебное
присутствие, являющийся судебным органом,
рассматривающим дела по жалобам
на решения Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации
и квалификационных коллегий судей
субъектов Российской Федерации
о досрочном прекращении
Роль и место судебной власти в современной России определяется тем, что постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечет за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.
Для того, чтобы рассмотреть что такое органы надзора для начала мы исследуем само понятие надзора.
Надзор - что — одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Различают судебный, конституционный, прокурорский надзор, различные виды административного надзора (например, горно-технический). Особым видом является авторский надзор.
Судебный надзор - деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений судов, по разрешению споров между судами и др.
Прокурорский надзор - осуществление Генеральным Прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами высшего надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами России. Административный надзор - надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с целью предупреждения совершения ими новых преступлений, оказания воспитательных воздействий.
Судебный надзор - деятельность вышестоящих судов по проверке, в пределах своей компетенции, законности и обоснованности решений, приговоров. определений и постановлений нижестоящих судебных инстанций.
Верховный Суд республики в составе РФ, краевой, областной суд. суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области и автономного округа осуществляют судебный надзор. за судебной деятельностью районных (городских) народных судов.
Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. - Верховный Суд РФ.
Согласно ст. 126 Конституции РФ, ФЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Верховный Суд осуществляет в предусмотренных ФЗ РФ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды. Полномочия судебного надзора в отношении арбитражных судов принадлежат ВАС (ст. 127 Конституции РФ, Закон о судебной системе).