Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата.
Цель определила задачи:
1. Проанализировать историко – правовые корни принципа разделения властей.
2. Дать анализ принципу разделения властей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
§1. Историко правовые корни принципа разделения властей 5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 14
§1. Принцип разделения властей 14
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 18
§1. Законодательная власть 18
§2. Исполнительная власть 19
§3. Судебная власть 22
§4. Органы надзора 25
§5. Муниципальные органы власти 27
ГЛАВА 4. РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 32
§1. Реальное осуществление принципа разделения властей 32
Заключение 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
Список используемой литературы 44

Файлы: 1 файл

ТГП_курсовая_!Принцип_разделения_властей_Коваленко.docx

— 128.75 Кб (Скачать файл)

Судебный надзор осуществляется путем выявления и устранения допущенных судами ошибок и нарушений закона, отмены и изменения незаконных и необоснованных судебных решений.

Судебный надзор не составляет какой-либо особой деятельности вышестоящих судов, а осуществляется путем рассмотрения дел: по кассационным и частным жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, не вступившие в законную силу по протестам в порядке надзора на судебные решения, вступившие в законную силу по заключениям прокуроров в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

ВС на основе изучения и обобщения, рассмотренных дел дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебный надзор гарантирует защиту прав и законных интересов граждан, обеспечивает правильное и единообразное применение законов.

§5. Муниципальные  органы власти

 

Местное самоуправление —  система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной  собственностью, исходя из интересов  всех жителей данной территории.

В современном мире большое  распространение получили те системы  местного самоуправления, классификация  которых основана на складывании  отношений между местным самоуправлением  и центральными властями. Так, распространение  получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о  земских учреждениях 1864 года создавались  выборные губернские и уездные земские  собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов  государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись  в конце 1980-х годов в связи  с реформой государственной власти в стране, а также под давлением  движения МЖК. Закон СССР «Об общих  началах местного самоуправления и  местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР  «О местном самоуправлении» (1991) сыграли  большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые  иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной  реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления.

Деятельность местных  советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила  местное самоуправление и его  самостоятельность, в том числе  и при определении структуры  органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались  существенные поправки о местном  самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов  местного самоуправления и их должностных  лиц. Новый Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы  местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также  полномочия органов государственной  власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный  закон допускает наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  с предоставлением им соответствующих  субвенций и подконтрольностью  органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных  полномочий, не переданных органам  местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы участия населения  в осуществлении местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы.

 

ГЛАВА 4. РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

§1. Реальное осуществление принципа разделения властей

 

Рассмотрим реальное осуществление  принципа разделения властей на примере  некоторых современных государств.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится  на два уровня: федеральный, на котором  принимаются общегосударственные  решения международного значения, и  региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и  судебной власти. Хотя земли и имеют  неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию  как симметричную.

Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган  представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную  функции на федеральном уровне и  полномочны большинством голосов в  две трети в каждом из органов  вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством  занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают  законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным  правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной  и земельными администрациями руководят  министры, которые стоят во главе  административных органов.

Судебная власть. Федеральный  конституционный суд следит за соблюдением  конституции. Также к верховным  органам правосудия относятся Федеральный  суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд  по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть  судебных разбирательств находится  в ответственности земель. Федеральные  суды в основном занимаются пересмотром  дел и проверяют решения судов  земель на предмет формальной законности.

ИндияЗаконодательной властью  Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет  штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).

Исполнительная ветвь  власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров  является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной  из палат парламента. В индийской  парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров  несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.

Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества мелких судов.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые закреплён  в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говориться: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.12  Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах “Президент Российской Федерации”, “Федеральное Собрание”, “Правительство Российской Федерации”, “Судебная власть”. Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения  данных высших органов государственной  власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.

Пост Президента был учреждён в  Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции  РФ 1993 г. “Президент РФ является главой государства” (п. 1, ст. 80, Конституции  РФ). В прежней Конституции его  функция была определена через термины  “высшее должностное лицо” и  “глава исполнительной власти”. Изменение  конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или  его “отлучения” от исполнительной власти. Термин “глава государства” более  точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении  четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют  термин “президентская власть”, то это  может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных  полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими  властями, но в основном — с исполнительной властью. “Президент не вправе вмешиваться  в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция  строго разделяет их полномочия. Разногласия  между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора  в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что  фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.)”.13  Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

Информация о работе Принцип разделения властей