Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 01:19, курсовая работа
В соответствии с предметом исследования, его основная цель заключается в обобщении и анализе нормативно-правовых актов, регламентирующих право государственной собственности, а также порядок, принципы и механизмы разграничения государственной собственности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть государственную собственность как объект исследования и управления;
проанализировать механизм разграничения государственной собственности;
разработать пути совершенствования процессов разграничения госсобственности и оценки эффективности ее использования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ПРАВО И 5
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ГОССОБСТВЕННОСТЬЮ 11
1.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ 15
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
2.1. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
2.2. ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 30
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОССОБСТВЕННОСТИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 33
3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗРЕЗЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
3.2. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 37
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Принципы
и механизмы разграничения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена необходимостью систематизации и обобщения представлений о разграничении государственной собственности. Изучение исторического происхождения разграничения государственной собственности в России, его понятия, принципов, механизмов и порядка могут послужить основой для совершенствования действующего законодательства и порядка его применения.
От того, насколько эффективно государство
использует уже имеющееся у него
имущество и поступающее новое,
насколько рационально
Это особенно важно еще и потому, что в 90-х годах XX века были допущены грубые ошибки при разграничении государственной собственности по видам и с другими формами собственности. Нигде в мире, в том числе в странах бывшей системы социализма, преобразования государственной собственности не имели столь тяжелых последствий для экономики, как в России. Имевшие место ошибки до сих пор порождают затяжные конфликты как при разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и ее субъектами, так и при отграничении государственной собственности от других форм собственности – между органами государственной власти, с одной стороны, и субъектами других форм собственности, с другой; это делает весьма актуальным анализ причин ошибок, имевших место в прошлом, мер по их устранению, недопущению и предупреждению впредь.
Объектом исследования служит правовое
регулирование права
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих право государственной собственности, его субъект и объект, содержание, а также разграничение государственной собственности, принципы, содержание и порядок разграничения, практика применения нормативно-правовых актов о разграничении государственной собственности и закреплении публичной собственности.
В соответствии с предметом исследования, его основная цель заключается в обобщении и анализе нормативно-правовых актов, регламентирующих право государственной собственности, а также порядок, принципы и механизмы разграничения государственной собственности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Отношениям собственности
Структурно работа включает введение, три главы, разделенных на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа содержит 7 таблиц и иллюстрирована 4 рисунками.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Государственная собственность: понятие, состав, право и
теория управления
Государственная
собственность необходима для осуществления
важнейших функций государства,
связанных с обеспечением нормального
существования как страны в целом,
так и отдельных граждан и
их объединений или, другими словами,
для осуществления конституцион
Категория «государственная собственность» в экономической литературе представлена различными, качественно отличающимися определениями. Это вызвано, в первую очередь, подходами и исследованию самой категории «собственность».
Так, авторы, исследующие собственность в рамках марксистского подхода (В.Н. Черковец, Ю.И. Хаустов, А.Ф. Шишкин) относят государственную собственность к общественной (или общей) экономической форме собственности или рассматривают последнюю, не выделяя государственную. Общественная форма собственности означает, по их мнению, совместное присвоение средств и результатов производства.[40]
Определение государственной собственности как общественной связано с длительным периодом развития советской экономики, в которой доминировала государственная собственность, трактовавшаяся как форма перехода от частной собственности ик общественной.[40]
Можно сформулировать
определение категории «
Для эффективного функционирования государственной собственности необходимо, прежде всего, четкое законодательное ее регулирование во взаимосвязи с другими отношениями собственности. Этот процесс не должен быть статичным, в действующее законодательство должны вноситься изменения, основанные на анализе практики и рекомендациях экономической науки.[29]
B современных условиях государственная собственность не может рассматриваться как общественная в значении, которое придавалось ей в социалистической экономике.
Б.А. Райзберг, В.И. Кошкин проводят дифференциацию таких понятий, как «общенародная» и государственная (общественная) собственность. К первой они относят собственность на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну.
Но если В.И. Кошкин считает, что данные объекты не имеет смысла относить к определенной форме собственности, а правильнее называть «общенародным достоянием», то Б.А. Райзберг однозначно выделяет их как объект общенародной собственности. По его мнению, распорядительство общенародной собственностью по поручению ее владельца – народа, населения могут осуществлять только органы народовластия. Государственная же собственность вовлечена в общественное производство и поэтому не может принадлежать всем на равных началах.[40]
Признание объектов, которые не вовлечены в материальное производство, «общенародным достоянием» представляется достаточно спорным. Действительно, вода, недра, животный мир, леса и др., не вовлечены в общественное производство в такой мере, как другие объекты государственной собственности. Однако «общенародное достояние» невозможно сохранять и приумножать без решения вопросов его использования, охраны, обеспечения защиты интересов государства и граждан, что осуществляется только в процессе управления ими государством, а значит выведение объектов, относящихся к природным ресурсам, из категории «форма собственности» неоправданно.
Тенденция отнесения названных объектов к общенародной или национальной собственности прослеживается и в других работах. Так, по мнению Д. Львова, В. Гребенникова, Е. Устюжаниной, к национальному имуществу можно отнести прежде всего природные ресурсы – недра, водное и воздушное пространство, леса, ресурсы континентального шлейфа и так далее. [26]
П.Д. Половинкин и А.В. Савченко считают, что государственная собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов. В этом ее основное, специфическое отличие от частной собственности, выражающей интересы субъектов. По их мнению, важно осознать первичность отношений собственности на средства производства при всей значимости собственности на предметы потребления.[29]
Именно собственность
на средства производства определяет
отношения собственности в
От государственной собственности сложно отграничить муниципальную, хотя юридически это различные формы собственности.
Выделение муниципальной собственности и государственной не должно приводить к их противопоставлению. Не только их правовая природа, но и социально-экономическое назначение в основном схожи, различие лишь в масштабах: уровень государства – в одном случае, местного самоуправления – в другом.[40]
Действительно,
если государственная собственность
выступает регулятором
Формирование муниципальной собственности находится под влиянием различных факторов: экономических, финансовых, социальных, демографических, национальных, исторических, организационно-управленческих и так далее.
К способам формирования
муниципальной собственности
Основным источником
формирования муниципальной собственности
выступила государственная
Перечисленные способы приобретения муниципальной собственности обладают общими признаками и в тоже время имеют различия. Общим для них является последующее внесение записей о приобретаемых объектах в реестр муниципальной собственности. Различия рассмотренных способов приобретения муниципальной собственности заключаются в следующем.
Общегражданские основания приобретения в основной своей массе носят добровольный характер и имеют возмездную основу. Специфические – возникают во исполнение нормативных актов, в принудительном порядке (в силу закона, либо по решению органов государственной власти, либо суда). Как правило, по специфическим основаниям в муниципальную собственность приобретаются объекты социально-культурного, жилищно-коммунального назначения.
Формирование муниципальной собственности по специфическим основаниям носит административный характер, зачастую не предусматривая компенсацию неблагоприятных финансовых последствий, возникающих у органов местного самоуправления, вследствие принятия данного имущества, а также предопределяет его однотипность с преобладанием объектов социального назначения.
Муниципальная собственность является основой функционирования муниципального образования. Субъектный состав муниципального образования неоднороден и представлен как бюджетными учреждениями, так и коммерческими организациями (рисунок 1).[ 21]
Рисунок 1 – Субъектный состав муниципального образования
Сложность структуры субъектов муниципальной собственности предопределяет появление проблемы в учете и анализе муниципального имущества.
Понятие «муниципальное имущество» можно определить как совокупность активов, принадлежащих муниципальному образованию, в том числе переданных субъектам хозяйствования во владение, пользование и распоряжение, подлежащих правовой регистрации и учету.
Каждый хозяйствующий
субъект организует учет имущества
в соответствии с правовыми и
нормативно-методическими
Для обеспечения выполнения принятых расходных обязательств субъектов Российской Федерации на период до 2015 года сформирована система межбюджетных трансфертов (таблица 1).[41]
Информация о работе Принципы и механизмы разграничения государственной собственности