Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 01:19, курсовая работа
В соответствии с предметом исследования, его основная цель заключается в обобщении и анализе нормативно-правовых актов, регламентирующих право государственной собственности, а также порядок, принципы и механизмы разграничения государственной собственности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть государственную собственность как объект исследования и управления;
проанализировать механизм разграничения государственной собственности;
разработать пути совершенствования процессов разграничения госсобственности и оценки эффективности ее использования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ПРАВО И 5
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ГОССОБСТВЕННОСТЬЮ 11
1.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ 15
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
2.1. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
2.2. ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 30
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОССОБСТВЕННОСТИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 33
3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗРЕЗЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
3.2. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 37
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
И. Кошкин определяет
различия данных форм собственности
на уровне нормативного правового регулирования:
субъектом права
В настоящее
время заметна тенденция
По мнению многих исследователей, принятие решений по вопросам передачи, приватизации, национализации, созданию новых объектов государственной и муниципальной собственности и ряд других должно быть исключительно в компетенции представительных (законодательных) органов различных уровней. Более того, вопросы трансформации объектов природных ресурсов должны выноситься на референдумы.
Важным показателем функционирования экономики является показатель структуры инвестиций.
В 2009–2010 гг. обозначилось изменение роли институциональных инвесторов (таблица 2).[ 42]
Таблица 2 - Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности в 2008–2010 гг., в % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами)
Частный отечественный бизнес, как можно заметить, ориентируется на сохранение позиций на внутреннем рынке. При этом наблюдается сокращение и объемов и доли инвестиций предприятий иностранной и совместной иностранной и российской собственности.
Можно констатировать, что организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий государства:
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
2.1. Принципы и механизмы разграничения государственной собственности
Разграничение
публичной собственности предст
Таким образом, чтобы дать определение категории «разграничение публичной собственности», необходимо выявить эти три элемента правоотношения применительно к данной категории.
Относительно «разграничения публичной собственности» общепризнанной точкой зрения среди специалистов в области муниципального права является то, что его субъектами являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (широкий подход).[28]
Однако в науке муниципального права имеет место так называемый узкий подход относительно круга субъектов данных правоотношений, а именно, мнение о том, что субъектами разграничения государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования к этому процессу отношения не имеют. Разграничение муниципальной собственности осуществляется между муниципальными образованиями [27].
Оба подхода представляются верными. Их существование обусловлено различиями в понимании термина «государственная собственность».
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).[2]
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от от 21.07.1993 №5475-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», под государственной собственностью понимается неразграниченная между уровнями публично-правовых образований собственность.[13]
До 1992 г. собственность была единой – государственной. В начале 90-х гг. ХХ в. начался процесс распределения государственной собственности в собственность публично-правовых образований разного уровня, в том числе и муниципальных образований.
Большая часть
муниципальной собственности сф
Объектом правоотношения по поводу разграничения публичной собственности является имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, подлежащее передаче в собственность другого публично-правового образования.
Относительно содержания правоотношения по поводу разграничения публичной собственности необходимо различать процедуры разграничения публичной собственности и передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность другого при разграничении публичной собственности. Указанные категории в науке муниципального права нередко отождествляются, термином «разграничение публичной собственности» обозначают передачу конкретных объектов, осуществляемую в результате разграничения, что представляется не совсем верным.[21]
Правоотношения по передаче имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность другого при разграничении публичной собственности направлены на прекращение права собственности одного публично-правового образования на передаваемый объект и возникновение права собственности другого публично-правового образования на этот объект и, как следствие, осуществление публично-правовыми образованиями правомочий собственника в отношении переданного имущества.
Правоотношения по разграничению публичной собственности направлены на создание имущественной базы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, необходимой и достаточной для самостоятельного осуществления ими своих полномочий.
Оно носит длящийся (началось с 1992 г. и продолжается в настоящее время) и составной характер (состоит из самостоятельных правоотношений по передаче конкретных объектов из собственности одного публично-правового образования в собственность другого, направленных на разграничение публичной собственности).
Применительно
к формированию муниципальной собственности
разграничение публичной
В соответствии с постановлением Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» происходит разграничение государственного имущества, собственник которого еще не определен, то есть неразграниченного имущества.[12]
В таком порядке возможна передача имущества только «сверху вниз», то есть только из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную, но не наоборот.
Финансирование дефицита федерального бюджета в период 2012-2015 гг. будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 3). [41]
Таблица 3 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
В соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 05.06.2012) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» осуществляется перераспределение имущества, которое уже имеет публичного собственника, но должно быть передано в собственность другого публично-правового образования. В таком порядке может осуществляться передача имущества как «сверху вниз», так и «снизу вверх».[5]
На основании изложенного представляется, что все три вышеназванных порядка являются разграничением публичной собственности, но в то же время они являются самостоятельными видами разграничения.
Таким образом, разграничение государственной (неразграниченной) собственности, разграничение собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в связи с перераспределением полномочий, а также разграничение муниципальной собственности между муниципальными образованиями являются взаимосвязанными процессами.
В то же время, это самостоятельные виды разграничения публичной собственности.
Для того чтобы определить содержание правоотношения разграничения публичной собственности, необходимо выявить его этапы.
Как отмечалось выше, передача имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность другого при разграничении публичной собственности является составной частью разграничения публичной собственности. В связи с этим для выделения этапов разграничения публичной собственности необходимо выделить этапы передачи имущества.
Относительно
определения первого этапа
В отношении начала процедуры передачи имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого при разграничении муниципальной собственности в науке муниципального права существуют дискуссии. По мнению А.В. Мадьяровой, эта процедура начинается с этапа внесения согласованных предложений органами местного самоуправления в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. [28]
Вместе с тем, указанное представляется не совсем верным, так как не охватывает весь процесс передачи имущества. Процедура передачи имущества начинается не с рассмотрения представленного перечня региональным органом государственной власти, а при подготовке перечня предлагаемого к передаче имущества органом местного самоуправления.
В связи с этим при подготовке, а также согласовании, перечня определяются предлагаемые к передаче объекты имущества, принимается решение о передаче (инициатива передачи), то есть принимаются принципиальные решения о составе передаваемого имущества.
Поэтому представляется, что процедуру передачи имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого при разграничении муниципальной собственности следует рассматривать с этапа подготовки муниципальным образованием перечня подлежащего передаче имущества.
Информация о работе Принципы и механизмы разграничения государственной собственности