Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 01:19, курсовая работа
В соответствии с предметом исследования, его основная цель заключается в обобщении и анализе нормативно-правовых актов, регламентирующих право государственной собственности, а также порядок, принципы и механизмы разграничения государственной собственности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть государственную собственность как объект исследования и управления;
проанализировать механизм разграничения государственной собственности;
разработать пути совершенствования процессов разграничения госсобственности и оценки эффективности ее использования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ПРАВО И 5
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ГОССОБСТВЕННОСТЬЮ 11
1.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ 15
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
2.1. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
2.2. ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 30
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОССОБСТВЕННОСТИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 33
3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗРЕЗЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
3.2. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 37
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Однако создание государственной корпорации имеет как множество положительных, так и множество отрицательных сторон. Одним из главных минусов является использование самой организационно правовой формы «государственная корпорация», поскольку эта форма имеет существенные недостатки.
Одним из недостатков государственной корпорации как организационно правовой формы является расплывчатость понятия «общественно-полезные функции», которыми можно определить необходимость создания любой структуры, одной из гипотетических функций которой будет обеспечение общества неким благом.Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель госкорпорации назначается Президентом РФ).
Эффективность деятельности государственной корпорации можно представить в следующих основных аспектах: общественном, корпоративном и индивидуальном. [37]
С другой стороны, эффективность может быть представлена как целевая и экономическая. Эти две ипостаси неразрывно связаны между собой, однако имеют принципиальные различия: первая характеризует результативность деятельности, то есть отвечает, насколько достигнуты цели предприятия, вторая же отвечает на вопрос, какой ценой эти цели достигаются.
С учетом общественных, корпоративных и личных интересов, эффективность государственной корпорации можно представить в виде некой матричной структуры (таблицы 5, 6) [37]:
Таблица 5 - Общая структура эффективности функционирования государственных корпораций как некоммерческих организаций
Таблица 6 - Общая структура эффективности функционирования крупных ОАО с преобладающей долей государственного участия РФ или региона РФ
Различия достаточно велики и анализ показывает, что общественную эффективность может в большей степени обеспечить форма некоммерческой организации, но для полноценной оценки эффективности необходимо сравнить возможности защиты интересов собственников и общества, возможности злоупотреблений руководства (менеджмента) организаций (таблица 7) [37]:
Таблица 7 - Возможности контроля и риски злоупотреблений менеджмента
При этом следует отметить, что при форме некоммерческой организации собственниками являются государство, юридические и физические лица.
Система эффективности государственной корпорации должна быть построена на основе комплексной оценки ее деятельности с учетом следующих параметров ее функционирования:
В приложении А показано, как выглядит модель оценки эффективности государственной корпорации. Важной особенностью данной модели оценки эффективности функционирования государственной корпорации является динамичный характер, то есть выстраивание системы динамических оценок.[37]
3.2. Разработка механизма комплексной оценки имущества муниципального образования и алгоритма формирования комплексного показателя оценки стоимости муниципального имущества
В современных условиях нарастания территориальной дифференциации экономических, природных, финансовых и сырьевых ресурсов, ассиметричного развития отдельных территорий одним из важнейших направлений формирования финансовой базы муниципального образования является эффективное управление имуществом.
Для выполнения задач учета и сохранности муниципального имущества требуется наличие следующих условий: совершенствование методов оценки муниципального имущества, разработка методических рекомендаций по формированию консолидированной информации о муниципальном имуществе.
Многосубъектность муниципального имущества усложняет процесс управления им, может приводить к нецелевому использованию имущества, его утрате. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов, позволяет повысить обоснованность управленческих решений. Однако это может быть достигнуто при условии развития аналитических данных и консолидации информации об имуществе на уровне органов управления муниципального образования.
Обосновано, что одним из ключевых показателей, обеспечивающих управление муниципальным имуществом, является стоимость этого имущества.
Галимуллиной Н.А. предложен механизм оценки имущества муниципального образования (рисунок 2).[21]
Механизм консолидации информации о муниципальном имуществе, по мнению Галимуллиной Н.А., – это совокупность, совершаемых последовательно действий, методик и процедур, которые позволяют оценить имущество муниципального образования.
Значимость
консолидированной информации муниципального
образования определена задачами бюджетного
учета: обеспечение сохранности
имущества, выявление экономических
и юридических последствий, отражаемых
в консолидированном учете
Рисунок 2 – Механизм комплексной оценки имущества муниципального образования
Под алгоритмом формирования комплексного показателя оценки стоимости имущества муниципального образования Галимуллиной Н.А. понимается упорядоченный процесс получения комплексной информации, которая является базой для финансового и имущественного анализа деятельности муниципального образования. Отмечая, что в настоящее время не обеспечивается единство принципов учета в бюджетной и коммерческой системе, автором сделан вывод, что реформы бюджетного учета позволили бы сблизить эти принципы. Это, в свою очередь, позволяет консолидировать информацию об имуществе муниципального образования в сводной отчетности.
За основу подготовки консолидированной информации о муниципальном имуществе взяты группировка по счетам и нетто-оценка.
Галимуллиной Н.А. разработан алгоритм формирования комплексного показателя стоимости муниципального имущества (рисунок 3).[21]
Рисунок 3 – Алгоритм формирования комплексного показателя стоимости муниципального имущества
Структурно алгоритм представляет собой последовательность действий, необходимых для формирования консолидированной информации о составе, структуре и стоимости имущества. В основе данного алгоритма расположен информационный блок, содержащий учетную информацию бюджетных учреждений и коммерческих предприятий, систематизация которой позволяет определить признаки консолидации информации о муниципальном имуществе (рисунок 4).[21]
Далее формируется консолидированный блок, который представляет собой взаимосвязанную группировку, нетто-оценку счетов и агрегирование учетной информации в денежном измерении стоимости имущества субъектов муниципального образования.
Рисунок 4 – Признаки консолидации информации о муниципальном имуществе
Последним является оценочный блок, который является следствием внесистемного учета муниципального имущества и основой для анализа финансового положения муниципального образования.
ВЫВОДЫ
В настоящее
время заметна тенденция
Для эффективно реализации государственной собственности необходимо, прежде всего, четкое законодательное ее регулирование во взаимосвязи с другими отношениями собственности. Этот процесс не должен быть статичным, в действующее законодательство должны вноситься изменения, основанные на анализе практики и рекомендациях экономической науки.
Hа смену глобальным устремлениям к приватизации государственной собственности приходит более обоснованная и дальновидная стратегия превращения имущественных объектов федеральной и региональной собственности в действенный рычаг стабилизации и оживления, подъема производственной экономики и социальной сферы. Особенно это важно применять к имущественным объектам государственной собственности, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, которые в меньшей мере поглощены волной приватизации в сравнении с объектами федеральной собственности. Такая стратегия управления имуществом субъекта Российской
Государственная
собственность выступает
Вместе с
тем процесс разграничения
Повышение инвестиционной привлекательности российской экономики и решение проблемы сбалансированности торгового и платежного балансов страны, равно как и абсорбция и рециклирование, заработанной благодаря высоким мировым ценам на сырье, иностранной валюты на благо российского общества и экономики являются сложными управленческими задачами современного этапа развития.
Определение уровня эффективности функционирования корпорации является важной задачей для собственников корпораций (в том числе и государства), клиентов и поставщиков предприятия, финансовых институтов и других субъектов рыночной экономики. Результаты оценочной деятельности позволяют менеджерам оценить перспективы дальнейшего движения, выявить проблематичные зоны, проанализировать эффективность избранной стратегии развития корпорации.
В современный период нарастания территориальной дифференциации экономических, природных, финансовых и сырьевых ресурсов, ассиметричного развития отдельных территорий одним из важнейших направлений формирования финансовой базы муниципального сектора является. Как известно, одним из ключевых показателей, обеспечивающих управление муниципальным имуществом, является стоимость этого имущества, поэтому механизм комплексной оценки имущества муниципального образования, предложенный Галимуллиной Н.А., имеет особую значимость, поскольку включает в себя наряду с методикой учета имущества муниципального образования – алгоритм оценки имущества и определение комплексного показателя стоимости муниципального имущества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Принципы и механизмы разграничения государственной собственности