Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:24, курсовая работа
В современной России в условиях трансформации политической и
экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и
новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием,
неизбежно. Мы живем в ситуации, когда законодатели, правотворческие органы
не успевают за быстро меняющимися реалиями бытия, что чрезвычайно
затрудняет работоспособное функционирование предприятий.
. Введение……………………………………………………………….3
2. Понятие и виды пробелов в праве………………………………..5
2.1 Природа пробелов в праве………………………………………..5
2.2 Полное отсутствие необходимых нормативных актов……..…..8
2.3 Пробел, как неполнота действующего нормативного акта…….10
3. Способы устранения пробелов…………………………………….12
3.1 Аналогии закона и права..……………………………………….14
3.2 Обычаи делового оборота………………………………………..17
4. Механизмы устранения пробелов в праве с точки зрения зарубежной
литературы…………………………….…….………..19
4.1 Процедуры доклада…………………………………………..……20
4.2 Обязательство судей постановлять самим………………………22
5. Заключение…………………………………………………………...23
6. Приложение…………………………………………………………..26
7. Библиографический список…………….………………………….29
8. Список использованной литературы………………………….….30
своей позиции по толкованию сложных случаев Центральный аппарат власти.
Впоследствии тенденция кодификации усилилась, роль судьи в механическом
применении закона ограничивалась. Так, предписывалось судьям не решать им
самим их сомнения, если смысл закона, им не кажется абсолютно точным, а
обращаться к центральному аппарату судопроизводства с вопросами и
докладными записками.
Примерно в тоже время появляются процедуры применения право по
аналогии. То есть судьям предписывается обращаться со своими сомнениями не
к Суверенному владетелю власти, а к «Руке и помощи закона». В данном случае
говорится о явно различных процедурах обращения.
После появления в IVIII веке доктрины о разделении властей,
необходимость разделения законодательной и исполнительной власти была
обоснована Монтескье. Что же по отношению к ликвидации пробелов в праве в
данной доктрине нас занимает? Естественно, доктрина разделения властей
неисправимо ведет к уменьшению роли судей. Так, под влиянием данной
концепции была проявлена склонность к разработке и изданию абсолютно точных
текстов законов, оставляющих мало свободы судьям, и отдающих приоритетное
право устранения пробелов законодателю, даже мелком несоответствии правовых
норм каждому конкретному случаю. Так, судьям было запрещено самим толковать
право в случае неясности и пробельности закона, но им предписывалось
обращаться к Законодательному корпусу во всех случаях, которые они сочтут
необходимым, заново переписать закон. Однако, такая формулировка скорее
уполномочивала, чем обязывала судей обращаться к законодательной власти,
для того, чтобы получить точную и право облеченную формулировку закона.
Затем, была введена новая процедура, если судебный процесс дважды не
приводил к однозначному решению, судам последней инстанции предписывалось
обращаться к законодателю с просьбой дать уточнения. Если процедура общего
обращения вскоре исчезла, специальная, в случае конфликта судебных решений,
просуществовала намного дольше.
4.2.Обязательство судей
В противоположность описанным ранее двум путям, существует другая
возможность –
облечения судей властью
или неясности закона и, тем самым, решать самим сложности, связанные с
конкретным случаем. Присутствие в правовой системе положения, которая
обязывает судей проявлять инициативу в устранении пробелов в праве, и
дающие им компетенцию на это, оказывает глубокое влияние на всю систему
права в целом. Такое положение дел имеет целью придать правовой системе,
частью которой оно является, законченный характер и непротиворечивый
характер. Похожая норма права кладет в основу системы постулат, который
соотносится с двумя следующими характеристиками: принцип разумности и
непротиворечивости, а также ситуационности. В таком случае, если
законодатель не соблаговолил устранять неточности, двусмысленности
текстуального содержания нормы, судья имеет право решать сам устранения
пробелы путем толкования. А, в случае, если законодатель упустил
определенную жизненную
ситуацию из сферы правового регулирования,
обязан сам, исходя из общей политики законодательства, решить сам. Такая
правовая система является законченной, если не в данный момент, то после
вмешательства судьи и столкновения с общественными отношениями, не
попавшими в серу правового регулирования.
Среди норм, которые предоставляют судье право решать самому, можно
выделить ограничивающие эту его возможность и устанавливающие правила для
данных исключительных случаев, но каждая правовая система по-разному
определят эти
методологические нормы.
В данной курсовой работе я постаралась разобраться с категорией
пробелов в праве, возможными путями восполнения пробелов, доказать
жизненность темы работы и привести несколько примеров недостатков права из
моей практики, вынесенных в приложение.
И в заключение приведу ряд проблем богатой зарубежной теории
устранения пробелов, замешанных на использовании формальной логики:
1. Воззвание к основополагающей парадигме и основным принципам права с
точки зрения его логической структуре скорее соответствует
метафизической системе. В то время, как высокоразвитые нормативные
системы
достаточно редко
абсолютно не ясна, глубоко спорна, и влечет за собой сложности
обеспечения
юридической безопасности
юридической и правой системы страны в целом, этот метод автоматически
вызывает
масштабное расширение
2. Методологическая норма, которая обязывает судью принимать решение,
которое принял бы законодатель, исходя из понятий добрые нравы, обычай,
деловой оборот и т.д., также достаточно широко определяет возможности
судьи,
и, тем самым, имеет ряд
принципу построено, например, Швейцарские законодательство.
3. Использование метода схожести (аналогии) или от обратного носит более
точный характер. Однако, и эти способы устранения пробелов страдают от
неточности норм права. Так, в том, что касается аналогии, это
заключается, прежде всего, в том, что при принятии решения скорее выводы
делаются обратные: под то, что хотят получить в качестве решения, ищут
схожие нормы в законодательстве. А решение - от обратного, содержит
трудности, что принимающий решение склонен пренебрегать отношениями
между гипотезой и санкцией нормы.
Но это, все их «западные» изыски, очень далекие от тяжелых
отечественных будней. Российских законодателей, на мой взгляд, ожидает как
всегда свой особый путь устранения недостатков в праве, противоречивости
правовых норм, их взаимоисключаемость, ликвидация нежизненных устаревших
норм.
На мой взгляд, в нашей российской практике возможны следующие способы
разрешения проблемных ситуаций, с точки зрения правоприменительных органов,
в гражданском праве.
1. Соотношение пробелов в праве с необходимостью прогрессивного
экономического
развития и реформирования
2. Соотношение с общими принципами построения правовой системы России,
конституционными нормами.
3. Соотношение пробелов в праве с нормами общественной морали, понятиями
добрых нравов, добросовестности, разумности, справедливости.
4. Принятие к
сведению обычаев делового
6. Приложение.
Закон Российской Федерации "О несостоятельности и банкротстве предприятий"
был принят Верховным Советом Российской Федерации и введен в действие с 1
марта 1993 года.
Остановимся на существующих недостатках этого закона.1
Во-первых, российский закон предоставил возможность применения
"прокредиторской" и "продолжниковской“ системы и этим ограничился, не
утруждая себя детальным регулированием механизма их реализации. В
частности, порядок рассмотрения дела по заявлению должника ничем не
отличается от порядка рассмотрения такого же дела по заявлению кредитора,
впрочем, так же,
как и все процедуры
Во-вторых, само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал
прежний закон, не отвечают современным представлениям об имущественном
обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Как известно,
согласно указанному закону, под несостоятельностью (банкротством)
понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по
оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить
обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением
обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной
структурой баланса должника .3
В-третьих, представляется
абсолютно одинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при
применении к ним процедур банкротства, как это имело место в ранее
действовавшем законодательстве. Закон не делал никаких различий между
юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным
(зачастую градообразующим)
предприятием и
обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским
(фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной
организацией. Одинаковыми были признаки банкротства таких должников,
применяемые к ним процедуры и т.п., хотя было совершенно ясно, насколько
различными будут последствия их применения.1
В-четвертых, при
прежний закон совершенно не учитывал многообразие ситуаций, в которых могут
оказаться должник и его кредиторы. К примеру, арбитражным судам зачастую
приходилось сталкиваться со случаями, когда руководитель организации
должника отсутствует и место его нахождения установить невозможно, когда
должник не располагал имуществом, необходимым даже для покрытия судебных
издержек и т.п.
Во всех подобных случаях