Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить понятие государства, его сущность и типологию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие государства, выявить типологию государств, исследовать сущность государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА………………………...5
1.1. Понятие сущности государства……………………………….5
1.2. Типология государства………………………………………..8
1.3. Социальное государство как тип государства……….……..18
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВОЙСТВЕННОСТИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА ………………….………………………….22
2.1. Понятие двойственности государства…………….………...22
2.2. Классовая природа двойственности государства ….…........25
2.3. Общесоциальная природа двойственности государства…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...…………………………………………….……...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...32
Формационный подход присущ марксистскому
учению о государстве. Последователи
марксизма выделяют пять формаций:
первобытнообщинную (безгосударственную),
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую,
социалистическую. Каждая из них (кроме
первобытнообщинной) имеет определенный
тип государства, которое охраняет
и защищает экономический строй
общества, выражает интересы экономически
господствующего класса, служит ему.
Таким образом, марксистская теория
устанавливает зависимость
Марксистская теория различает
четыре типа государства: рабовладельческий,
феодальный, буржуазный и исторически
последний тип - социалистическое государство.
Переход от одного исторического
типа государства к другому
В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике [4, c. 61]. Главная его ущербность состоит в следующем:
- во-первых, теория социально-
- во-вторых, развитие обществ и
государств характеризуется
Это движение имеет якобы необратимую
силу, все народы должны пройти все формации.
Однако данное положение не всегда подтверждается
социальной практикой.
Особенность формационной типологии
состоит в том, что она выявляет
связи государства и права
с другими социальными
Вместе с тем формационный подход пока
не в состоянии объяснить, почему разные
народы, начав много тысяч лет назад свое
развитие с одной и той же стартовой линии
- первобытно-общинного строя, в дальнейшем
оказались на разных стадиях и пошли разными
путями к государствообразованию.
Суть цивилизационного подхода состоит
в том, что при характеристике развития
конкретных стран и народов следует учитывать
не только развитие процессов производства
и классовых отношений, но и духовно-культурные
факторы. К ним можно отнести особенности
духовной жизни, форм сознания, в том числе
религии, мировоззрения, исторического
развития, географического расположения,
своеобразие обычаев, традиций и т.д. В
своей совокупности эти факторы образуют
понятие культуры, которая служит специфическим
способом бытия того или иного народа,
конкретной человеческой общности. Совокупность
родственных культур образует цивилизацию
[6, c. 51].
Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны:
а) полностью блокировать влияние
того или иного способа
б) частично парализовать его действие;
в) прервать поступательное формационное движение;
г) усиливать социально-
Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга. Это особенно наглядно видно на примере теории американского социолога У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым в свою очередь от научно-технических достижений [1, c. 28]. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние обществах.
Наиболее сложным является вопрос
о критериях типологии
Цивилизационный подход позволяет
объяснить многовариантность
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
а) локальные цивилизации,
существующие в отдельных
б) особенные цивилизации
(китайская, западно-
в) всемирная цивилизация, охватывающая
все человечество. Она формируется
в настоящее время и
Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигается ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.
В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации [15, c. 9]. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется тем, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
Государство вторичной цивилизации
не так всесильно, как в первичных
цивилизациях, оно не составляет элемента
базиса, но входит в качестве компонента
в культурно-религиозный
Представляется, что данная классификация
по цивилизационному признаку страдает
схематизмом, нечеткостью, серьезной
недоработанностью. Очевидно, что типологию
государств по цивилизационному критерию
еще предстоит науке
Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
Отрицает ли цивилизационный подход формационный? Ученые отвечают на этот вопрос отрицательно. Их нельзя противопоставлять. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе.
В учебной юридической литературе используются и другие классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические (государства западной и восточной цивилизации и др.) [10, c. 66].
Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделить светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
В светском государстве все виды
религиозных организаций
Для правового режима церкви в светском
государстве характерны следующие особенности:
1) государство и его органы
не вправе контролировать
2) государство не вмешивается
во внутрицерковную
3) государство не оказывает ни
одной из конфессий ни
4) религиозные организации не
выполняют по поручению
5) конфессии, в сою очередь,
не вмешиваются в политическую
жизнь страны, а занимаются лишь
деятельностью, связанной с
Государство гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского государства конституционно закрепили Россия, Германия, Франция, все государства СНГ и др. [14, c. 21].
Клерикальным считается
Для статуса государственной религии
характерны следующие особенности:
1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
2) получение церковью от
3) наделение церкви рядом
4) право церкви участвовать в
политической жизни страны и
нередко иметь свое
5) осуществление церковью
В клерикальном государстве, несмотря
на сильные позиции
К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
Для теократических государств характерны следующие черты:
1) государственная власть
2) религиозные нормы составляют
основной источник
3) глава государства
К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др. [12, c. 33].
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
а) церковь лишается экономической основы - своей собственности;
б) религиозные организации и
другие объединения конфессионального
характера либо запрещаются, либо находятся
под жестким контролем
в) религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
г) репрессируются священнослужители и верующие;
д) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;
е) свобода совести сводится к
свободе пропаганды атеизма.
Государством воинствующего атеизма было
Советское государство, особенно в первые
годы его существования, а также некоторые
бывшие социалистические страны, например
Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране
была запрещена всякая религия [10, c. 63].
Информация о работе Проблема двойственности сущности государства