Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:13, реферат
Непредвзятый взгляд на современную ситуацию в России вынуждает признать, что государственное управление как система, как общественное явление не соответствует в достаточной мере своей миссии. Государственное управление неадекватно потребностям и ожиданиям общества; не уберегает россиян от войн, терроризма, преступности; не обеспечивает в качестве высшего приоритета гарантию конституционных прав и свобод граждан; не свидетельствует о способности государственной администрации рачительно пользоваться огромными ресурсами нашей страны; не создает даже основу для собственного воспроизводства, рационального и эффективного функционирования государственной службы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1Теоретические аспекты деятельности Государственного Совета РФ……….5
1.1 История создания Государственного Совета РФ…………………………5
1.2 Задачи Государственного Совета………...…………………………………..7
1.3 Состав и организация работы Государственного Совета…………..………9
1.4 Порядок работы Государственного Совета………………………………..13
2 Проблемы деятельности Государственного Совета РФ……........................15
2.1 Правовое положение Государственного Совета РФ и его соотношение с органами государственной власти……………………………………………...15
2.2 Пути повышения значимой роли Госсовета РФ в системе государственного управления…………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....25
Заседания президиума Государственного совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц.
Председатель
§ определяет место и время проведения заседаний Государственного совета и его президиума;
§ председательствует на заседаниях Государственного совета и его президиума;
§ формирует на основе предложений членов президиума Государственного совета план работы Государственного совета и повестку дня его очередного заседания;
§ дает поручения членам Государственного совета и секретарю Государственного совета.
Обязанности секретаря Государственного совета по решению Президента Российской Федерации возлагаются на общественных началах на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Секретарь Государственного совета не входит в его состав.
Секретарь Государственного совета:
§ обеспечивает подготовку проекта плана работы Государственного совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям Государственного совета, а также проектов соответствующих решений;
§ информирует членов Государственного совета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Государственного совета, обеспечивает их необходимыми материалами;
§ подписывает протоколы заседаний Государственного совета;
§ несет ответственность за обеспечение деятельности Государственного совета;
§ исполняет иные поручения председателя Государственного совета.
Члены Государственного совета вносят в президиум Государственного совета предложения по плану работы Государственного совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов, участвуют в подготовке материалов к заседаниям Государственного совета, а также проектов его решений.
Члены Государственного совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.
Государственный совет и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета, привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Обеспечение деятельности Государственного
совета осуществляют соответствующие
подразделения Администрации Президента
Российской Федерации и Управление делами
Президента Российской Федерации.
1.3. Порядок работы
Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.
Заседание Государственного совета является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Государственного совета.
Заседания Государственного совета проводятся, как правило, в Московском Кремле.
Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения.
По решению председателя Государственного совета голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня.
Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.
Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета.
При необходимости, решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента Российской Федерации.
В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации".
2. Проблемы деятельности
Возложенные на Госсовет задачи, касающиеся практически всех основных проблем государственной политики, делают Совет важным инструментом получения информации с уровня субъектов Федерации, но (увы!) лишь от представителей исполнительной власти, поскольку его «членами… являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации», а расширение состава ограничено тем, что «по решению Президента Российской Федерации в состав Государственного Совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, два и более срока подряд». Последнее, правда, несколько спорно. Может быть, предусмотреть институт «почетного членства», которое позволяло бы участвовать в заседаниях с правом совещательного голоса.
Думается, что именно такое ограничение состава Государственного Совета дало повод судить о новом органе как «утешительном призе» для «изгнанных» из Совета Федерации губернаторов, для язвительных замечаний «о губернаторском клубе» и т.п. Как представляется, такой «ограниченный круг» чиновников «с мало ограниченной властью на местах» все же не отвечает определенным самим же Президентом задачам Государственного Совета и, возможно, следует его состав расширить за счет специалистов в области государственного управления, политики, права, экономики, профсоюзной, научной деятельности и т.п., а также деятелей культуры. Тогда уровень связи Президента с органами власти и обществом встал бы на уровень именно совета и совещательные функции российского Государственного Совета стали эффективнее.
Такие примеры есть. Так, во Французской республике существует институт внештатных Государственных советников, которые, как и штатные, вводятся в Государственный Совет Правительством из числа высококвалифицированных специалистов самых различных областей деятельности — руководителей предприятий, профсоюзных деятелей, врачей и т.п. — для расширения возможностей квалифицированного рассмотрения Советом любых проблем, но они не выполняют никаких должностных поручений и не прекращают профессиональной деятельности, которой занимались в момент своего назначения.
Правда, в определенной мере привлечение специалистов к работе Государственного Совета обеспечивается тем, что «Государственный Совет и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного Совета, привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе». Но это не члены Совета, они не могут непосредственно влиять на его решения.
Рассматривая Государственный Совет как совещательное учреждение с личным представительством его членов, Президент вполне справедливо определил, что «члены Государственного Совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам». Лишившись мест членов Федерального Собрания (правда, оставив там своих представителей, кстати не избранных на прямых выборах), они должны здесь работать непосредственно.
При этом Президент вполне разумно определил, что функции председателя Государственного Совета он принимает на себя и «определяет место и время проведения заседаний Государственного Совета и его президиума; председательствует на заседаниях Государственного Совета и его президиума; формирует на основе предложений членов президиума Государственного Совета план работы Государственного Совета и повестку дня его очередного заседания; дает поручения членам Государственного Совета и секретарю Государственного Совета». Характерно, что Президент весьма корректно взял на себя организационные функции, но сохранил и руководящую роль в реализации решений Государственного Совета, которые «при необходимости могут оформляться указами, распоряжениями или поручениями Президента…»
Думается, что разумно решен вопрос и с возложением обязанностей секретаря Государственного Совета по решению Президента «на общественных началах на одного из заместителей руководителя Администрации Президента» (ее же подразделения и Управление делами Президента обеспечивают деятельность Совета), который к тому же «не входит в его состав». Отказ от введения должности Государственного секретаря, который еще с александровских времен становился вторым человеком после главы государства и «серым кардиналом (как при Ельцине – Бурбулис) с неизбежностью повлек бы неофициальное возрождение вице–президентства. Последствия известны – и в бытность первого Президента СССР, и первого Президента РСФСР. Не всегда же «два медведя в одной берлоге» могут объединиться в «партию Единство»…
Создание же в структуре Государственного Совета президиума, хотя и задуманного как его рабочий орган, представляется продолжением политически порочной практики выделения «наиглавнейших и умнейших» среди «главных и разумных». Такое разделение членов на «президиумных» и «непрезидиумных», к сожалению, интерпретируется по старой русской традиции на приближенных и отдаленных от государя, прошу прощения: президента. Секретарь Совета и председатель (Президент разумно взял эту функцию на себя) с помощью рабочих групп и, возможно, посредством введения в качестве советников в состав учреждения специалистов вполне справятся с подготовкой вопросов для обсуждения, не давая повода политтехнологам всех мастей и средствам массовой информации судачить относительно того, назначили или не назначили «нашего губернского начальника» в госсоветовский президиум…
К тому же функции президиума Государственного Совета являются чисто организационными, да и собирается он «как правило, не реже одного раза в месяц». Не проще ли и экономичнее поручить эти функции секретарю – тем более, что не кто иной, как он «обеспечивает подготовку проекта плана работы… составляет проекты повестки дня… заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям… проектов соответствующих решений», организует информационно–документальное обеспечение заседаний и ведение делопроизводства Совета и «исполняет иные поручения председателя Государственного Совета». Вполне возможно размещение в Федеральных округах помощников секретаря Государственного Совета, которые бы занимались подготовкой рассмотрения вопросов уже на местах.
Сессионный порядок заседаний Государственного Совета, которые «проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца» или, по решению председателя Совета (Президента), вне очередности, обеспечивает его основное значение в государственном механизме страны. Значимость заседаний Государственного Совета в определенной мере обеспечивается и положением о том, что заседания Совета «проводятся, как правило, в Московском Кремле». «Это именно возможность общения губернаторов, глав законодательных собраний с Президентом для того, чтобы постоянно у Президента была информация об обстановке в субъектах Федерации», подчеркивает Г. Селезнев. Да и для Президента — это трибуна, позволяющая четко и внятно доносить до правящей элиты и, главное, общества свою позицию главы государства, представляющего и гарантирующего интересы прежде всего граждан страны.
Статус Государственного Совета в системе федеральных органов государственной власти Российской Федерации отнюдь не однозначен. Возникает ряд нерешенных вопросов о его положении в государственном механизме, которое, несомненно, должно быть определено на конституционном уровне – закреплено в Конституции Российской Федерации и федеральном конституционном законодательстве, поскольку его задачи и степень влияния выходят за пределы рядового оперативного совещания при главе государства.
Не разделяя скепсис по породу нового Государственного Совета в России, весьма активно культивируемый в печати, следует отметить его определенное положительное значение. Создание этого учреждения характеризует стремление высшей власти к сотрудничеству или хотя бы разумному взаимодействию с региональными элитами – одной из наиболее влиятельных сил общества. И желание Президента создать инструмент, встроенный в систему управления страной и страхующий его от принятия необдуманных, скоропалительных, импульсивных решений, нельзя не рассматривать как стремление к управлению страной современными методами.
Государственный Совет позволяет Президенту «присмотреться» к проблемам государства с двух сторон. Уже располагая информацией о положении дел от своих представителей в федеральных округах, он имеет возможность прямого общения с представителями региональной элиты. При этом те и другие могут обратиться к президенту со своим мнением по обсуждаемым вопросам. Этот «информационный баланс», несомненно, способствует выработке окончательного решения Президентом, как и подобает руководителю совещательного органа.
Специально не анализируя деятельность Государственного Совета, заметим, что его роль в обсуждении проблем страны становится значительной. Круг обсуждавшихся вопросов довольно широк: стратегия развития России на ближайшие десять лет, концепция федеративных отношений, земельная реформа, перспективы совершенствования местного самоуправления, реформирование различных сфер экономики, малого бизнеса, оздоровление нации и т.д.
Однако Государственный Совет Российской Федерации не застрахован от превращения в «пустое место», в очередное «учреждение говорильни», если не будет четкого и оперативного механизма реализации его решений. Пока же такого механизма не наблюдается. По данным РОМИР, который в 2001 г. проводил исследования, посвященное Государственному Совету Российской Федерации (опрошено 2 тыс. респондентов), в целом доверяют Совету только 33,0% опрошенных, отказывают в доверии в той или иной степени — 44,7%, при 22,3% затруднившихся определить отношение к нему. И хотя организаторы опроса отмечают, что «обращает на себя внимание достаточно большое количество граждан, не определивших свое отношение к новому политическому институту» и что «это позволяет рассчитывать на укрепление доверия населения к Государственному Совету при условии эффективного информационного сопровождения его деятельности», представляется, что залог доверия к деятельности Совета лежит именно в плоскости эффективной реализации его решений.
Информация о работе Проблемы деятельности Государственного Совета РФ