Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о происхождении государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики.

Файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

Введение. 

Вопрос о происхождении  государства занимает одно из центральных  мест в науке о политической организации  общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие  верного решения многих актуальных вопросов текущей политики. 

Никакая организация не может  конкурировать с государством в  многоплановости осуществляемой деятельности. Еще Макс Вебер писал: "Ведь государство  нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти  нет таких задач, выполнение которых  политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой  можно было бы сказать, что она  во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни - государствам или  союзам, которые исторически предшествовали современному государству"[1]. 

Известно, что марксистско-ленинская  теория считает основной причиной возникновения  государства раскол общества на противоположные  классы с непримиримыми противоречиями. "Государство, - писал В.И. Ленин, - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий"[2]. И только там, где такие противоречия существуют как устойчивое, повторяющееся явление, марксистско-ленинская теория готова признать наличие государства. По этой причине официальная советская  историография долгое время не признавала государства Месоамерики, относя их в лучшем случае к "военной демократии", хотя демократии там не было и в  помине. Не получила признания и  государственность скифов. Между  тем наличие государства у  языческих славян никак не оспаривалось.  

Второе ошибочное следствие  из данной предпосылки заключалось  в том, что все государства  древнего мира должны были быть непременно рабовладельческими. Ведь Ф. Энгельс назвал деление на господ и рабов первым крупным разделением общества на классы. Поэтому кастовая и иная стратификация необоснованно отождествлялась с рабовладением. 

Однако основоположники  марксизма допускали и иной подход к объяснению происхождения государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему "стихийно сложившиеся группы одноплеменных  общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов (например, на Востоке - орошение) и для защиты от внешних  врагов"[3]. Другими словами, признавались некоторые "внеклассовые" причины  образования государства. Именно на этих позициях стоит и современная  теория государства. 

Итак, рассмотрим прежние  и современные взгляды на происхождение  государства.

 

Глава 1.

Первобытнообщинный  строй и родоплеменная организация  общества.

Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной  ступени развития человечества. Современная  антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так  называемый мустьерский период, человек  уже способен возводить примитивные  жилища, добывать огонь, обрабатывать для своих нужд камень и кость. Первые же государственные образования  возникли около пяти тысяч лет  назад. Отсюда следует, что десятки  тысяч лет люди существовали, не зная государства.

Мустьерская дородовая группа (первобытное человеческое стадо) невелика по численности - 30-40 человек; дальнейшее расширение ее наталкивается на недостаток продовольствия. Немногие строго исполняемые правила регулируют внутреннюю жизнь первобытного стада. Не исключено, что уже в мустьере были констатированы первые кровнородственные ассоциации и установлены некоторые запреты в сфере стихийно сложившихся отношений между полами. Местом преимущественного расселения древних людей служила обширная территория, включавшая Африку, Переднюю Азию, Южную Европу. Наилучшие условия для жизни человека имелись в районе Средиземного моря. 

В следующем ориньякском  периоде человек вступает в начальную  фазу позднего палеолита (около 30 тысяч  лет назад). Она принесла с собой  копье, дротики и гарпуны, западни  для охоты на животных, хитроумные ловушки для ловли рыбы. Бродячий образ жизни уступает место полуоседлости  и оседлости. Возникают комплексы  построек, служащих для жилья, ремесленных  работ, хранения запасов. Появляется первобытная  магия (фетишизм), складываются и связанные  с ней обряды и запреты.

Зачатки членораздельной  речи, появившиеся в мустьере, получают свое дальнейшее развитие. Вместе с  тем приходит способность к абстрактному мышлению, к сознательной деятельности. Возникают и более устойчивые формы человеческого общежития - первобытные родовые общины. Изготовление и совершенствование орудий труда  требовало закрепления и передачи трудовых навыков последующим поколениям. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками  первобытного человека. 

Важное значение имел род  для развития первобытного производства, материальной культуры. Экономика первобытной  общины базировалась на примитивном  ручном труде, первоначально, в эпоху  палеолита и мезолита (среднего каменного  века), не знавшем даже помощи домашних животных. 

Хозяйство родового строя  было добывающим (присваивающим, т.е. получающим готовый продукт от дикой природы  путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Такое хозяйство обеспечивало только минимальные потребности  родовой общины, причем при максимальном напряжении объединенных усилий. Полученный всеми членами общины продукт - добыча охоты, рыбной ловли, собранные плоды - составлял общую собственность  и делился между всеми членами  рода с учетом заслуг каждого. Избыточного  продукта присваивающее хозяйство, как правило, не давало. 

Принцип объединения первобытных  людей прошел под знаком материнского рода, бывшего непосредственным результатом  экзогамии, то есть порядка, при котором  запрещалось вступать в брачные  отношения внутри собственного рода и, наоборот, существовало взаимное обязательство  брать жену в чужом роде (племени). Возникающий вместе с тем групповой  брак объединяет нескольких мужчин с  несколькими женщинами. Никто не знает своего отца, и потому счет родства ведется по материнской  линии. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным  признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала  роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а позднее и  мотыжное земледелие, которые были делом женщин, давали постоянный доход, хотя и более скромный, чем добыча мужчин-охотников, но охота далеко не всегда была удачной. Поэтому в первобытной  общине женщина часто играла ведущую  роль, и род у многих предков  современных народов строился на основе матриархата. Матриархальные порядки  прослеживаются отчетливо в древней  Персии, у ликийцев, у этрусков. В  Древнем Египте имущество мужчины  переходило, как правило, к старшей  дочери, и муж ее имел на него не столько  право собственности, сколько пользования. О существовании матриархата  свидетельствуют женщины-прародительницы, почитаемые эскимосами. В Нигерии  переход от материнского рода к отцовскому произошел уже в наше время и то под влиянием английской колониальной администрации.  

При матриархальных отношениях в руках женщины имело место  соединение наследственных прав на владение имуществом, распоряжение хозяйством, какой-то части (большей или меньшей) обязанностей по управлению вообще. 

Известны, однако, и древние  патриархальные роды (например, в Иудее, у скифов и восточных славян). 

Родовая община, возникшая  в глубокой древности, сохранилась  и на последующих ступенях развития цивилизации - в период становления  раннефеодальных государств у древних  германцев, англосаксов, славян и раннеклассовых государств Месоамерики в первом тысячелетии нашей эры. 

Итак, род (или первобытная родовая община) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода.

Общая собственность и  социальное единство внутри родовой  общины порождали соответствующие  им формы организации общественной власти и управления, в котором  участвовали все взрослые члены  рода, как мужчины, так и женщины. Вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием его членов, которое  избирало старейшину, предводителей  охоты и военных вождей. Для  решения важных дел, собирался совет  старейшин, вождей. Вождь был лишь первым среди равных, его власть покоилась на авторитете старшинства, знании обычаев и религиозных  традиций, мудрости, ловкости, храбрости. Споры между членами общины разрешались  теми, кого они касались. Принуждение  было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления, выделенного из общества. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.  

Таким образом, общественную власть при родовом строе можно  характеризовать как первобытную  общинную демократию, не знавшую еще  ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм. 

При первобытнообщинном строе, разумеется, были правила, регулирующие поведение членов коллектива. Это  обычаи. Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями  передавались из поколения в поколение. Большую роль в формировании и  поддержании обычаев играли религиозные, мистические представления первобытных  людей. Обычаи включали в себя непререкаемые  запреты (табу), ритуальные действия, а  также устоявшиеся мифы, создающие  образцы для подражания. 

Соблюдение обычаев было прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Энгельс пишет  об ирокезах, что у них "домашнее хозяйство ведется рядом семей  сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего  племени... тем не менее, нет и следа  нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве  случаев вековой обычай уже все  урегулировал"[4]. 

Непререкаемость обычая опиралась  на кровную связь и общность интересов  членов родовой общины, равенство  их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий. 

На поздних стадиях  существования родового строя все  чаще происходит отпочкование новых  родовых общин от первоначальной. Связи между ними сохранялись  в виде более крупных образований  – братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпадает  с началом разложения первобытнообщинного  строя. Тем не менее, племена и  братства еще долгое время сохраняли  черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое особое имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Организация власти в племени основывалась на началах родоплеменной демократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени. Избирался военный вождь племени. Органы племени содействовали расширению связей между родами и фратриями родов, урегулированию межродовых конфликтов и отношений с другими племенами. В ведении органов родовой общины продолжали оставаться основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения. Но по мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам.

 

Глава 2.

Разложение первобытнообщинного  строя и появление государства.

Приблизительно с VIII тысячелетия  до н.э. наступает новая эпоха  в истории древнего человека. Ее принято называть неолитической  революцией, поскольку происходит она  в период позднего неолита (т.е. нового каменного века). Этот период характеризуется  началом перехода от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание  плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. 

Наступает время шлифованных  каменных орудий. Появляются лук, каменная, деревянная или костяная мотыга, долбленая  лодка. Приручается первое домашнее животное - собака. Человек научился выплавлять и использовать сначала  мягкие цветные металлы - медь, олово, золото, серебро, а затем и железо. Человек овладевает техникой земледелия, разводит рабочий и молочный скот.  

Каким бы грубым ни казался  нам человек неолита, следует  помнить, что ему обязаны мы разумно  направленной селекцией, результатом  которой было освоение всех тех злаков, которые до сих пор кормят человечество, - пшеницы, проса, ячменя, риса, а также  сахарного тростника и др. То же самое можно сказать об одомашнивании  животных. Ни корова, ни лошадь, ни свинья не встречаются в природе в  их нынешнем виде. Они стали таковымив  результате направленного отбора. При  этом из 140 тысяч пород животных, населяющих землю, человек отобрал  именно лучшие и, отобрав, вывел в  соответствии со своими потребностями  около 40 пород. 

Быстро развиваются ремесла, призванные удовлетворить новые  и все растущие потребности в  вещах, главным образом предметах  производительной деятельности, одежды, кухонной утвари, культа. Особой заботой  пользуется изготовление оружия. 

Пример неолитической  культуры дают иберийцы (III тыс. до н.э.). От них остались сооружения и дороги, каменоломни и селения, мотыги и  лопаты. Могильники иберийцев позволяют  говорить о начальном этапе социальной дифференциации.

Развитие в IV - III тысячелетиях до н.э. земледелия, дававшего в районах  Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. На этой основе стал возможен быстрый  рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия на Американском континенте во II - I вв. до н.э. и первом тысячелетии н.э. связан рост населения Месоамерики и развитие раннеземледельческих культур племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев.  

Главным следствием неолитической  революции явился рост богатства, которое  давали земледелие и скотоводство. Приручение скота и в особенности  размножение стад создали новый, причем такой источник богатства, который, не требуя коллективных усилий, способствовал  накоплению имущества. У многих народов  земли именно скот, стада прирученных  животных сделались со временем эталоном богатства и знатности. В Древней  Греции, Древнем Риме, Киевской Руси скот дал название деньгам (талант, пекуниа, "скот"). В старой Ирландии родовая аристократия - айры - должна была терпеть конкуренцию боайров - "коровьих дворян" (богатых, но не знатных землевладельцев). Здесь  существовал обычай, согласно которому боайр, превосходящий богатством племенного вождя (если это богатство удерживалось в нескольких поколениях), занимает его место. 

Информация о работе Происхождение государства