Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа
Вопрос о происхождении государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики.
1. Теория государства и права. Под ред. Г.Н. Манова, БЕК, М.,1995.
2.
Черниловский З.М. Всеобщая
3. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства, Знание, М.,1969.
4.
Кравцов Б.П. Понятие
5.
Бутенко А.П. Государство: его
вчерашние и сегодняшние
6. Гроций Гуго. О праве войны и мира, Ладомир, М., 1994.
7. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, Санкт-Петербург, 1910.
8. Гумплович Л. Общее учение о государстве, Санкт-Петербург, 1910.
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1971
10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1974
11. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969
12.
Вебер М. Избранные
13. Вольтман. Политическая антропология, 1905
14. Bornhak, Allgemeine Staatslehre, 1909
15. Joseph de Maistre, Du pape и Les soirees de St. Petersbourg, 1821
16. Fr. Stahl, Die Philosophie des Rechts, Т.II, ч.2, 1856
17. V.Cathrein, Moralphilosophie, 1904
[1]Вебер М. Избранные произведения, М., 1990, С.645.
[2]Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.33, С.7.
[3]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, С.152.
[4]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, С.170.
[5]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.98.
[6]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.161.
[7]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.169.
[8]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С-Петербург, 1910, С.251.
[9]Joseph de Maistre, Du pape и Les soirees de St. Petersbourg, 1821.
[10]Fr. Stahl, Die Philosophie des Rechts, Т.II, ч.2, 1856, С.177.
[11]V.Cathrein, Moralphilosophie, 1904, ч.2, С.452.
[12] Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969, С.72
[13]Гроций Г. О праве войны и мира, М., 1994, кн. 1, гл. IV.
[14]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1, С.111.
[15]Гроций Г. О праве войны и мира, кн. 1, гл. I.
[16]Гроций Г. О праве войны и мира, кн. 1, гл. IV.
[17]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С.256.
[18]Bornhak, Allgemeine Staatslehre, 1909, C. 18.
[19]Вольтман. Политическая антропология, 1905, С. 139.
[20]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С.257.
[21]Гумплович Л. Общее учение о государстве, 1910, С.47.
[22]Rene Worms, Philosophie des sciences sociales, Т. III, 1907, C. 224.
[23]Lester Ward, Sociologie pure, Т. I, 1906, C. 255.
[24]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С. 260.
[25]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19, С.120.
[26]Там же, Т.21, С.26.
[27]Васильев Л. Становление политической администрации, народы Азии и Африки, 1980, № 1.
Типология государств: понятие и основные подходы
Тип государства это общие черты
различных государств, система их свойств,
характеризующаяся общими признаками.
Типология государства это его классификация,
предназначенная для разделения всех
прошлых и настоящих государств на группы
дающие возможность раскрыть их социальную
сущность.
Типология проводится в основном с двух
подходов: формационного и цивилизационного.
2.1. Формационный
подход.
Главным критерием формационного подхода
выступают социально-экономические признаки
(Маркс, Энгельс).
Выделяют следующие формационные типы
государства:
- рабовладельческое государство – есть
орудие поддержания власти над рабами,
которые были собственностью свободных
граждан. Раб не имел прав, фактически
говорящее орудие труда.
- феодальное государство - диктатура класса
феодалов, земельных собственников, присваивающих
безвозмездный труд крестьян. Крестьяне
находились в полурабской зависимости
от помещиков.
- буржуазное государство – диктатура
буржуазии, сословное неравенство заменяется
социальным. Рабочий юридически свободен,
но лишен средств производства, он вынужден
продавать свою рабочую силу капиталисту.
Данное государство проходит различные
стадии развития: капиталистическое, монополистическое,
индустриальное, постиндустриальное государство.
- социалистическое государство,
по мнению представителей формационного
подхода, как государство высшего типа
есть отмирающее государство, базирующееся
на общественной собственности на средства
производства и имеющее широкую социальную
базу.
Первые три типа охватываются родовым
понятием – эксплуататорское государство,
сущность которого в подавлении и эксплуатации
одного класса над другим.
Социалистическое – это антиэксплуататорское,
исторически последний тип государства,
который по мнению Маркса, постепенно
отмирает, выполнив свою задачу построения
бесклассового коммунистического общества.
Достоинства формационной типологии:
1. продуктивная идея делить государства
на основе социально-экономических факторов,
которые существенно влияют на общество
2. показывает поэтапность, естественноисторический
характер развития государства. Смена
одного типа другим - процесс объективный,
естественноисторический, реализующийся
в результате революций, более прогрессивный,
нежели предыдущий.
Недостатки формационной типологии:
1. она во многом однолинейна, характеризуется
излишней запрограммированностью
2. недооцениваются духовные факторы (религиозные,
национальные, культурные)
2.2. Цивилизационный
подход.
В основе цивилизационного
подхода лежат как раз духовные признаки
– культурные, религиозные, национальные,
психологические. Представители Тойнби,
Шпенглер, Вебер.
Цивилизация – есть замкнутое, локальное
состояние общества, отличающееся общностью
религиозных, и других признаков.
Выделяют следующие типы цивилизационного
подхода: египетскую, китайскую, западную,
православную, арабскую, мексиканскую,
иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает
устойчивую общность всем государствам
существующим в ее рамках. Цивилизационный
подход обосновывается идеей единства,
целостности современного мира, приоритетом
идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал
теорию круговорота сменяющих друг друга
замкнутых цивилизаций. Динамические
изменения (возникновение, рост, надлом)
в соответствии с этой теорией происходят
не в рамках мирового процесса, а внутри
отдельной цивилизации, которая является
как бы ветвями дерева, сосуществующими
друг с другом. Движущей силой круговорота
является творческая элита, которая увлекает
за собой инертное большинство. Прогресс
в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационного подхода:
1. определены духовные факторы, как существенные
в тех или иных конкретно-исторических
условиях.
2. в связи с расширением диапазона духовных
критериев, получается более географически
заземленная типология государств
Недостатки цивилизационного подхода:
1. недооцениваются социально-экономические
факторы, зачастую определяющие политику
конкретной страны.
2. выделяя идеально-духовные факторы в
качестве признаков цивилизации, авторы
дают типологию не государства, а общества.
Государство это полит. часть общества,
которая имеет свои критерии, не совпадающие
с критериями общества, как более широкого
понятия.
Типология государства является способом
познания, поэтому формационный и
цивилизационный подходы