Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о происхождении государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики.

Файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

 

Список литературы.

1. Теория государства и права.  Под ред. Г.Н. Манова, БЕК, М.,1995.

2. Черниловский З.М. Всеобщая история  государства и права, Юрист,  М.,1995.

3. Косарев А.И. Происхождение и  сущность государства, Знание, М.,1969.

4. Кравцов Б.П. Понятие государства  и права, Мысль, М., 1967.

5. Бутенко А.П. Государство: его  вчерашние и сегодняшние трактовки,  Государство и право, 1993, №7.

6. Гроций Гуго. О праве войны  и мира, Ладомир, М., 1994.

7. Шершеневич Г.Ф. Общая теория  права, Санкт-Петербург, 1910.

8. Гумплович Л. Общее учение о  государстве, Санкт-Петербург, 1910.

9. Ленин В.И. Полное собрание  сочинений. М., 1971

10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.  М., 1974

11. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969

12. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

13. Вольтман. Политическая антропология, 1905

14. Bornhak, Allgemeine Staatslehre, 1909

15. Joseph de Maistre, Du pape и Les soirees de St. Petersbourg, 1821

16. Fr. Stahl, Die Philosophie des Rechts, Т.II, ч.2, 1856

17. V.Cathrein, Moralphilosophie, 1904

 

 

[1]Вебер  М. Избранные произведения, М., 1990, С.645.

 

[2]Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.33, С.7.

 

[3]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, С.152.

 

[4]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, С.170.

 

[5]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.98.

 

[6]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.161.

 

[7]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.169.

 

[8]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С-Петербург, 1910, С.251.

 

[9]Joseph de Maistre, Du pape и Les soirees de St. Petersbourg, 1821.

 

[10]Fr. Stahl, Die Philosophie des Rechts, Т.II, ч.2, 1856, С.177.

 

[11]V.Cathrein, Moralphilosophie, 1904, ч.2, С.452.

 

[12] Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969, С.72

 

[13]Гроций Г. О праве войны и мира, М., 1994, кн. 1, гл. IV.

 

[14]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1, С.111.

 

[15]Гроций Г. О праве войны и мира, кн. 1, гл. I.

 

[16]Гроций Г. О праве войны и мира, кн. 1, гл. IV.

 

[17]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С.256.

 

[18]Bornhak, Allgemeine Staatslehre, 1909, C. 18.

 

[19]Вольтман. Политическая антропология, 1905, С. 139.

 

[20]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С.257.

 

[21]Гумплович Л. Общее учение о государстве, 1910, С.47.

 

[22]Rene Worms, Philosophie des sciences sociales, Т. III, 1907, C. 224.

 

[23]Lester Ward, Sociologie pure, Т. I, 1906, C. 255.

 

[24]Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, С. 260.

 

[25]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19, С.120.

 

[26]Там же, Т.21, С.26.

 

[27]Васильев Л. Становление политической администрации, народы Азии и Африки, 1980, № 1.

Типология государств: понятие и основные подходы

Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.  
Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.  
Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

2.1. Формационный  подход. 
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).  
Выделяют следующие формационные типы государства:  
- рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда.  
- феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.  
- буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

- социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.  
Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим. 
Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.  
Достоинства формационной типологии:  
1. продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество  
2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный, нежели предыдущий.  
Недостатки формационной типологии:  
1. она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью  
2. недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

2.2. Цивилизационный  подход. 
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.  
Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.  
Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.  
Достоинства цивилизационного подхода:  
1. определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.  
2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств  
Недостатки цивилизационного подхода:  
1. недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.  
2. выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

 

 
Типология государства является способом познания, поэтому формационный и  цивилизационный подходы дополняют  и углубляют друг друга, выступают  более надежными приемами понимания  различных типов государства  с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться  и отдельно и в комплексе друг с другом.


Информация о работе Происхождение государства