Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа
Вопрос о происхождении государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики.
Сторонники психологической теории Л.И. Петражицкий, Л. Кнап в начале XX века происхождение государства объясняли особыми психологическими переживаниями людей, в результате которых появляется "сознание необходимости послушания" и повиновения государственной власти и ее предписаниям.
Особенно широкое распространение эта теория имела в Германии, где реакционеры, и, прежде всего гитлеровцы, считали, что немцы призваны повелевать, господствовать над миром, а другие народы рождены для подчинения и повиновения своим господам.
Представители органической теории происхождения государства швейцарский юрист Блюнчли, английский социолог Г. Спенсер и другие во второй половине XIX века пытались обосновать перенесение естественных законов природы на явления общественной жизни, и в первую очередь на государство. По их мнению, в обществе господствуют те же законы, что и в органической природе; то и другое развивается, совершенствуется, изменяется, имеет сходные органы и выполняет одинаковые функции: у государства главный орган - правительство, у человека - голова и т.д. Государство состоит из отдельных людей, подобно тому, как организм состоит из отдельных клеток. Государству они приписывают особую волю, сознание и разум. Отождествляя государство с живыми организмами, представители органической теории представляют его как "организм особого рода", олицетворяющий все общество, - и богатых, и бедных.
Сторонники теории насилия, или теории завоевательного происхождения государства (социологи XIX века Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский и др.) утверждают, что государство всегда основывается на факте завоевания. Завоевание одной общественной группы другою, поставив лицом к лицу победителей и побежденных, и есть именно то, что вызывает потребность в государстве. Совместное существование на одной территории двух враждебных групп требует установления некоторого порядка, поддерживаемого силою победителей. Для победителей государственный и правовой порядок полезен, потому что он позволяет им пользоваться выгодами своего положения. Для побежденных он имеет ту ценность, что определяет с некоторой точностью размер предъявленных к ним требований и дает им возможность устроиться в пределах сохраненных за ними прав.
Австрийский ученый Л. Гумплович, подробно рассматривая вопрос о происхождении государства, резко заявляет: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения"[21].
"Факт,
не подлежащий сомнению, - утверждает
французский социолог Вормс, - государство
рождено победой, завоеванием
одного племени другим, соседним.
Вот почему оно начинается
с закрепления успеха; его первые
нормы - это требования, наложенные
победителями на побежденных.
Рожденное в насилии,
Американский социолог Лестер Уорд так формулирует рождение государства из завоевания: "Следующие фазы идут в их естественном порядке: 1) покорение одной расы другою; 2) происхождение каст; 3) постепенное смягчение этого положения, устанавливающее значительное неравенство личное, общественное и политическое; 4) подстановка на место чисто военного господства законного порядка и рождение идеи права; 5) происхождение государства, в котором всем присваиваются права и обязанности; 6) соединение разнородных элементов в народ, более или менее однородный; 7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации"[23].
Таким
образом, по теории насилия государство
является "общенародной" организацией,
насилие и угнетение, в которой
якобы имеют место только до тех
пор, пока не стерлись юридические различия
между побежденными и победителями.
Теория завоевательного происхождения
государства оправдывает
Г.Ф.
Шершеневич, не отрицая возможности
происхождения государства
Зачастую,
рассуждая о происхождении
Итак,
во-первых, на протяжении 20-50-х годов
взгляды марксизма на происхождение
и сущность государства были грубо
фальсифицированы усилиями И. Сталина
и всего пропагандистского
Если
говорить о сути сталинского упрощения
и фальсификации
Прежде
всего, было проигнорировано учение
К. Маркса об азиатском способе
Мало
того, была подвергнута ревизии сама
историческая концепция К. Маркса, согласно
которой переход от первичной (доклассовой)
формации к вторичной (классовой) формации
имеет свои варианты: от первобытнообщинного
строя возможно развитие и к рабству,
и к феодализму, и к азиатскому
способу производства. Эта концепция
К. Маркса, предполагавшая варианты развития
и от вторичной (классовой) формации
к неклассовому обществу, была вообще
отброшена. Вместо нее И. Сталин ввел
"пятичленку", в соответствии с
которой пять формаций - первобытнообщинный
строй, рабство, феодализм, капитализм
и коммунизм - представляют собой
те общественно-экономические
И.
Сталиным была подвержена критике и
очень важная мысль Ф. Энгельса о
неодинаковой роли на разных этапах истории
биологических и социальных связей.
"Чем меньше развит труд, - писал
Энгельс, - чем более ограничено количество
его продуктов, а следовательно,
и богатство общества, тем сильнее
проявляется зависимость
Речь
идет о том, что согласно представлениям,
базирующимся на знаниях, полученных уже
в XX веке, на дифференциацию общества и
становление социально-
Во-первых,
запрет инцеста был сознательным
выходом из длительного исторического
развития, показавшего, что кровосмешение
ведет к вырождению рода, ставит
на грань гибели, что отказ от
брачных отношений внутри своей
группы может устранить эту гибельную
опасность. Во-вторых, чтобы осознание
вреда кровосмешения
Конкретное изучение архаических обществ должно показать, где и почему государственная структура предшествовала возникновению частной собственности и классовой структуры, а где развитие имело противоположную последовательность или сочетало и то, и другое. Во всяком случае, исследования таких известных этнографов и социологов, как Марсель Мосс (1872 - 1950 гг.), Клод Леви-Стросс (род. 1908 г.) и другие, занимавшиеся изучением древнего общества, говорят о возможности разных вариантах исторического развития. Так Клодом Леви-Строссом было обосновано, как под воздействием запрещения кровосмешения, то есть из-за потребностей развития того вида материального производства, который был связан с воспроизводством самого человека, происходила структурализация общества, менялись отношения в нем, развивалась культура.
Исследования
этнографов также показывают, что
в процессе развития человеческих общностей
возникало и усиливалось
Ведь
уже на этапе существования
Таким
образом, теперь же известна не только
прежняя схема возникновения
государства, выводящая его из частной
собственности, эксплуатации и классовых
антагонизмов, но также и другая,
опирающаяся на необходимость исполнения
разнообразных общественно
Таким
образом, исторически государство
зарождается и формируется
На
разных исторических этапах в качестве
условий, ради соблюдения которых и
существует государство, выступают
разные обстоятельства. Одним из первых
таких условий были принудительное
запрещение инцеста (кровосмешения) и
межплеменный обмен женщинами во
имя воспроизводства рода, доклассовыми
были и обстоятельства, связанные
с созданием и поддержанием ирригационных
сооружений для блага земледелия
и сохранения среды обитания. Позже
на первый план выступает защита частной
собственности и недопущение
того, чтобы возникшие классы уничтожили
друг друга, а затем уже смысл
существования государства