Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о происхождении государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики.

Файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

Важным признаком государственной  организации общества, отличающим ее от родоплеменной, является публичная власть.  

При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами рода в соответствии с их качествами, заслугами. Их функции  не составляли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета. Органы родового строя не располагали специальными средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе и наказания, исполнялись самими членами рода.

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны[7]. Иначе говоря, государство  обязательно обладает аппаратом  управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших  специфически государственными функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее "материальные придатки" - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства.

Поскольку органы и учреждения публичной власти сформированы из людей, которые призваны только управлять и принуждать и  которые не занимаются ни материальным, ни духовным производством, то для содержания представителей публичной власти и  ее многочисленных служащих необходимы определенные средства. Отсюда система налогов, займов, различных платежей, взимаемых с граждан. Родовой строй, не знавший особого аппарата управления, не нуждался в подобных финансовых институтах.  

Признаком государства служит наличие у  него суверенитета. Суверенитет государства означает его полновластие, независимость от какой - либо другой власти, самостоятельность в решении своих внутренних и внешних дел. Только государство издает предписания, обязательные для всего населения страны, только оно является официальным, юридически признанным представителем всего общества. Если государство суверенно, то уже никакие другие организации не осуществляют власть от имени всего населения страны как внутри, так и за ее пределами.  

В отличие от государственных органов  общественные, негосударственные организации - церковь, различного рода партии и  союзы - не обладают правом выступать  от имени всего общества. Соответственно и решения общественных организаций  не имеют общеобязательного характера, т.е. они обязательны лишь для  членов данной организации, опираются  на ее авторитет и не обеспечиваются возможностью государственного принуждения.

 

Глава 4.

Теории происхождения государства.

1. Теологическая теория.

Одним из самых старых объяснений происхождения  государства является теологическая, или религиозная теория. Провозгласив государство творением божьим, она  отстаивает "божественное" происхождение  государства. Сторонники этой теории - богословы католицизма Августин "Блаженный" и Фома Аквинский  делали из этого догматического положения  тот вывод, что если государство  создано богом, то оно неприкосновенно  для человека, на него нельзя посягать, его нельзя изменить.

Известный русский юрист Г.Ф. Шершеневич, рассматривая религиозную теорию происхождения  государства, замечает: "Можно утверждать, что государство, как форма общения, предписана человеку Богом, или же, что данное государство возникло непосредственно волею Бога. В  сущности, такое непосредственное участие  Бога в установлении государства  мы встречаем только у евреев. Если государство вообще, или данное государство  в частности есть творение Высшего  Существа, то отсюда практический вывод - неприкосновенность государства для  человека и недопустимость его критики"[8].  

Если  исходить из положения, что государство  имеет божественное происхождение, так как все в мире, по мнению теологов, происходит по воле Бога, то из этого следует, что языческое  государство имеет такое же происхождение, как и христианское. Далее следует, что и революционные силы, посягающие на неприкосновенность государства, проявляются  и действуют также по воле Бога. Естественно, что в этой форме  теория божественного происхождения  государства применялась редко. 

Чаще  религиозную теорию использовали для  обоснования божественного происхождения  власти монарха, который является наместником  бога на земле, ему все обязаны  повиноваться. В таком виде эта  теория имела наибольшее применение на Древнем Востоке. 

Сторонниками  идеи божественного происхождения  государства были в XIX веке во Франции  граф Жозеф де Местр: "Всякая государственная  власть происходит от Бога, и все  государи осуществляют свою власть, как  исполнители божественной воли"[9] и немец Фр. Шталь: "Божественное установление означает не только то, что  государство есть вообще предписанная Богом форма общения, но так же, что данное устройство и данные носители власти имеют божественную поддержку"[10].  

В начале XX века представитель теократизма  Катрейн, на вопрос, как возникает  государственная власть и откуда берет она свое основание, отвечает, что источником государственной  власти является воля Бога. Но Катрейн  различает власть и носителей  власти и утверждает божественное основание  только самой власти[11].

2. Теория договорного  происхождения государства.

Ранние  буржуазные просветители XVII - XVIII вв. (Гоббс, Жан-Жак Руссо, Гуго Гроций и др.) утверждали, что государство возникло в результате договора или соглашения людей между собой. До образования государства, которое существовало не извечно, люди жили в первобытном, так называемом естественном состоянии, которое представлялось по-разному. По мнению английского философа XVII столетия Гоббса, оно являло собой царство личной свободы и дикой анархии, ведущей к войне против всех. Чтобы сдержать природную враждебность друг к другу, люди путем заключения договора создали государство.  

Жан-Жак  Руссо заявлял, что до возникновения  государства был золотой век, царство всеобщего мира, благоденствия, свободы и равенства. Но с появлением частной собственности возникло неравенство, начались войны, вражда, и, чтобы люди не уничтожали друг друга, понадобилось государство, которое  призвано было охранять свободу и  естественные права человека, соблюдать  принципы равенства всех перед законом.

Очевидно, что возникновение частной собственности, социального неравенства, классов  и эксплуатации было естественноисторическим  процессом, развивающимся спонтанно, стихийно, беспланово, независимо от сознания людей. Об этом процессе у людей не было никакого представления, никто  не ставил цели "утвердить частную  собственность" или "создать классы". Потому-то представляется довольно наивным  понимание Ж.-Ж. Руссо процесса возникновения  частной собственности: "первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел  достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем  гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или, засыпав ров, крикнул бы себе подобным: "остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли - для всех, а сама она - ничья"[12].

Наивным в этом рассуждении является не уверенность  Руссо в том, что частная собственность - главный источник преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов, а  его убеждение в придуманности  частной собственности, в том, что  ее возникновение - следствие доверчивости "людей достаточно простодушных", результат сознательного соглашения, с чем, разумеется, нельзя согласиться.

Гуго  Гроций происхождение государств объясняет  общительной природой человека. При  этом он дает понять, что в основе стремления людей к общению лежит, в частности, чувство самосохранения. Люди, как у него указывается, первоначально  объединились в государство, убедившись на опыте в невозможности для  отдельных рассеянных семейств противостоять  насилию. Гроций подчеркивает, что это  люди сделали "не по божественному  повелению", а "добровольно"[13]. Его заслуга состоит в том, что он вместе с некоторыми другими  мыслителями порывает с традиционным феодальным представлением о государстве  как о божественном установлении. К. Маркс пишет: "...Макиавелли, Кампанелла, а впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Гроций, вплоть до Руссо, Фихте, Гегеля, стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"[14]

В согласии со своей теорией происхождения  государства Гроций определяет его  следующим образом: "государство - есть совершенный союз свободных  людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"[15]. 

Так как государство призвано обеспечить общественное спокойствие, оно, по словам Гроция, имеет некое верховное  право распоряжаться людьми и  их достоянием. Соответствующее право  простирается столь далеко, сколь  это необходимо "для осуществления  государственных целей"[16].

Договорная  теория являлась политическим орудием. В средние века ею пользовались сторонники папской власти, чтобы опровергнуть божественное происхождение светской власти. С XVII века договорная теория выдвигается  против абсолютизма, оторвавшего власть от общественного влияния. Если государство  основано волею граждан, то на этой воле держится государственное устройство и управление. Граждане в праве  направлять государство в сторону  своих интересов.

3. Патримониальная теория.

Патримониальная теория происхождения государства  возникла в конце XVIII - начале XIX века. Ее представителями являлись швейцарец  К.Л. фон Галлер и француз Жозеф  де Местр. патримониальная теория объясняет  происхождение государства из поземельной  собственности. Государственная власть не идет от народа, как это полагала, например, договорная теория. Она вытекает из собственного права властвующего или властвующих. Это не что иное, как медленно, в течение продолжительных  и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.  

Патримониальная теория была призвана обосновать полуфеодальные монархии, сохранить феодальные порядки  и доказать, что феодал был собственником  не только земли, но и властелином  всех подданных.

Эта точка зрения основывалась на тех  отношениях, которые складывались в  средневековье и долгое время  сохранялись в Германии, Франции, Англии и России. Государственная  территория выходит из государевой  земли. Государственное хозяйство, финансы постепенно преобразуются  из частного хозяйства государя. Налоговое  обложение рассматривалось не как  государственная обязанность, а  как выражение личной подчиненности  подданных своему государю. Органы подчиненного управления вышли из частных  слуг и т. п.

По  мнению Г.Ф. Шершеневича, "патримониальная  теория стремилась вывести государственную  власть из права собственности, чтобы  обосновать "собственное право" государя. Но где нет государства, не может быть и права поземельной  собственности, потому что некому было установить и охранять права. Патримониальная  теория поневоле должна была искать опоры  в естественном праве, против которого она выступала. В действительности было не право собственности, а было насильственное обладание, приобретенное  и охраненное собственной силой. Поэтому патримониальная теория, с точки зрения исторической действительности, передвигается в теорию завоевательного  происхождения государства"[17].

4. Теория семейного происхождения.

 

 Теория семейного  происхождения государства ищет корни государства в семье  и стремится определить момент перехода от семейного строя к государственному. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья путем естественного размножения переходит в род, как союз лиц, объединенных происхождением от общего родоначальника и подчинением его власти. В свою очередь род, вследствие экономических условий, расколовшийся на несколько самостоятельных родов, принимает форму племени, как союза лиц, объединенных преданием об общем происхождении. Племя переходит в народность, как союз лиц, объединенных общностью исторического прошлого. В этом ряду общественных союзов момент перехода к государственному состоянию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы.

Сторонниками  этой теории в начале XX века были Борнгак  и Вольтман. "С самого начала, - пишет Борнгак, - государство основывается на семье. Как последняя в ряде поколений вырастает постепенно до рода, так многие роды того же племени  образуют в своем соединении исторически  первичное государственное бытие, родовое государство. Итак, последнее  вырастает естественно из семьи, является произведением духа, действующего некоторым образом бессознательно"[18]. Его поддерживает Вольтман: "Начатки  государственной жизни развиваются  в среде, представляющей соединение многих семей одинакового происхождения". "Когда многие орды одного и того же происхождения соединяются, путем  естественного роста, в один большой  союз, то возникает племя". "Посредством  слияния племен образовалась нация". "С возрастанием племени в нацию  возникает и государство"[19]. 

Ф. Шершеневич пишет: "Конечно, мы имеем  дело с гипотезой, впрочем, весьма правдоподобной. Верно то, что связь между государством и семьей долго не утрачивается по переходе в государственное состояние, потому выбранный вождем глава того или другого рода продолжает в  новом положении роль, усвоенную  им в тесной семейной среде, правит по-семейному, относится к чужим, как к своим детям. Отзвук, далекий, этого времени сохранился доныне в выражениях "царь-батюшка", "царица-матушка"[20].

5. Патриархальная теория.

 

 Патриархальная  теория происхождения государства  защищала и обосновывала неограниченность королевской власти. Сторонники этой теории (древнегреческий философ  Аристотель, английский сторонник феодального  деспотизма в XVII веке Р. Фильмер) считали, что поскольку государство возникло из разросшейся семьи, то власть монарха  произошла из власти отца над членами  его семьи. Поэтому подданные  должны безропотно подчиняться монарху, как своему отцу. Опровергая свободу  граждан в выборе органов власти, Р. Фильмер, защитник Стюартов, старался вывести королевскую власть, на основании  Библии, из власти Адама. Власть, полученная Адамом от Бога, перешла к его  старшему сыну, и затем переходила из поколения в поколение, от патриарха  к патриарху. Короли, потомки патриархов, обладают властью, по праву первородства от Адама. Эта теория производила  впечатление, особенно на умы англичан, воспитанных в XVII столетии на Библии.

Информация о работе Происхождение государства