Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа
Вопрос о происхождении государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики.
По современным представлениям
земледелие и скотоводство возникают
приблизительно на одном и том
же историческом этапе. В зависимости
от почвы и климата в одних
регионах мира могло преобладать
земледелие, в других - наоборот, скотоводство.
Древнейшие нильские поселения (Египет),
равно как и те, которые открыты
в Месопотамии, Иране, Средней Азии,
некоторых областях Европы, указывают
на преимущественно
Можно полагать, что в
ранней истории великих цивилизаций
Древнего Востока земледелие должно
было играть преобладающую роль. Вместе
с тем не вызывает сомнений, что
только с появлением упряжки, бывшей
результатом древней
Как люди научились выплавлять металл, мы не знаем, но несомненно, что уже в III тысячелетии до н.э. был изобретен воздуходувный мех, а вслед за тем выделились в особо почитаемое "сословие" кузнецы. Можно предположить, что выплавка металла произошла сначала в гончарной мастерской: кусок малахита (минерала, содержащего медь), используемый для глазирования, попал в гончарную печь, и таким образом явился на свет многоцветный кусок медной руды. Вслед за тем был изобретен плуг, а вместе с ним упряжь для волов.
В то время как обрабатываемая земля оставалась еще собственностью племени и передавалась в пользование сначала роду, позднее - домашним общинам и, наконец, отдельным лицам (но так, что эти последние могли иметь известное право владения, но не собственности), стада уже перешли в обособленную собственность домашних общин или отдельных семей. При условии, что земля все еще равномерно разделена между семьями, главное богатство заключается не в ней, а в скоте. И первые рабы, с которыми мы встречаемся в истории, пастухи и скотоводы, наподобие описанного Гомером Эвмея.
"Увеличение производства
во всех отраслях, - резюмирует
Энгельс, - скотоводстве, земледелии, домашнем
ремесле - сделало рабочую силу
человека способной
Однако необходимо заметить, что далеко не везде рабовладение становилось основой хозяйства. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах преобладал труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с обособлением функций управления сельскохозяйственными работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов.
Создается специальный аппарат писцов, хранителей урожая и т.п. Дифференциации подвергаются и воинские функции, закрепляется деление на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Естественно, укрепляется сословие жрецов. Наконец, торговля привела к формированию сословия (страты) купцов, а развитие ремесел - к выделению ремесленников, градостроителей. Возникают города-государства, и основное земледельческое население попадает в зависимость от городских центров, где сосредоточиваются не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная, духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества было не деление на рабовладельцев и рабов, а освещаемая религией социально-функциональная стратификация (замкнутые касты - варны, сословия и т.п.). Такая стратификация существовала в раннеземледельческих обществах Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евразийских племен. Рабство в этих обществах первоначально носило дворцовый или семейный характер и лишь позднее стало использоваться в производстве (например, при строительстве городов и храмов). Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты. Они платили подати, выполняли (помимо обработки своих наделов земли) общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.
Таким образом, производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты. У некоторых народов (древние Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии н.э. разложение родового строя вело к феодальным отношениям. Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к соседской (крестьянской).
Ведение скотоводства и земледелия
стало возможным уже не всем родом,
а отдельными семьями. Семья (у большинства
народов - это "большая семья",
состоящая из двух-трех поколений) вполне
могла сама себя прокормить. Общественная
собственность материнского рода постепенно
переходит в частную
Естественная эволюция, превратившая
мужчину-охотника в пастуха, а затем
благодаря появлению упряжки, в
первое лицо пашенного земледелия,
приводит, в конце концов, к ликвидации
матриархальных отношений как господствующих.
На смену им приходит патриархат, при
котором мужчина становится главой
семьи и собственником основных
средств и продуктов
В странах Древнего Востока
(Китай, Индия, Вавилон) сельская община,
выполняя, в частности важную роль
в организации орошения земли, оказалась
особенно жизнеспособной. Осуществляя
коллективное владение землей, она
стала мощной преградой развития
частной собственности на землю.
Уравнительное землепользование в
сельской общине серьезно тормозило
расслоение общины на бедных и богатых.
В результате рабов было мало, рабство
носило неразвитый, домашний или, иначе
патриархальный характер: рядом с
рабом трудился и сам хозяин, положение
раба приближалось к положению членов
семьи домовладыки. Основную роль в
производстве играл не труд рабов, а
труд свободных общинников. Здесь
сложился так называемый азиатский
способ производства, характерной чертой
которого являлось то, что труд рабов
не стал основой общественного
Поскольку родовая община была основана на личностной кровнородственной связи, проживать на территории рода могли только его члены. "Чужаки" пользовались лишь "обычаем гостеприимства" или принимались в родовое, кровное братство. С общественным разделением труда, с распространением ремесел и обмена родовые поселки теряют свое старое единство, они становятся местом поселения пришлого населения - иноплеменников, в том числе иностранцев, рабов, разного рода посторонних старому роду людей вообще. Аттический закон VI столетия до н.э. уже не только позволяет, но обязывает фратрию принимать в качестве полноправных членов не только кровных, но и всех тех посторонних людей, которые поселились на ее территории. Вселение постороннего человека узаконяет (на известных условиях) Саллическая правда. Англо-саксонским правдам принадлежность человека к роду вообще безразлична, лишь бы он осел и "нашел себе господина".
Уходят и не возвращаются коренные жители родовых поселков. Одни - из-за отчуждения принадлежавшей им земельной собственности, другие - потому что занятие ремеслом или торговлей потребовало перемены местожительства (переселения в город), третьих выгнали какие-нибудь другие причины, в том числе война, кровная месть, притеснения.
Интересы ремесленников не совпадают с интересами купцов, и обе эти новые общественные группы во многом враждебны деревне. Ни о каких родовых связях не может быть и речи: и купцы и ремесленники принадлежат к разным родам, фратриям, племенам, а их интересы, их цели, как и их единство, обусловлены уже не столько происхождением от общего предка, сколько профессией.
Ко всему этому сами
родичи оказались разделенными на бедных
и богатых. Функционирование родовых
органов должно было поневоле прекратиться.
Отношения между
Важным фактором, ускорившим
переход от родового строя к государству,
было возросшее значение войн и военной
организации племен. Как отмечал
Ф. Энгельс, "войны между племенами
стали вестись с целью грабежа
и сделались средством
Большую роль в процессе государствообразования необходимо отвести религии. Она оказала существенное влияние на объединение отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем. В период объединения племен династия новых властителей стремилась утвердить и общие религиозные каноны. Такое значение имели Артхашастра в древней Индии, культ солнца и бога Озириса в Древнем Египте и т.п. Постепенно к новым условиям приспосабливаются религиозные верования племен майя, инков, скифов. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывая передачу ее по наследству.
Таким образом, для разложения
первобытнообщинного строя и
преобразования родоплеменной власти
в государство имели
Глава 3.
Основные признаки государства.
По сравнению с организацией
первобытнообщинного строя
Появление частной собственности
и развитие торговли сперва ослабило,
а затем разорвало
Главным становится территориальный
принцип взаимоотношений
Итак, государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.
Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства). Однако они имеют особое правовое положение.