Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций

Описание работы

Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.

Файлы: 1 файл

Опорный конспект лекций по дисциплине общая теория права.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Исторически признано, что в демократическом  обществе соотношение права и  политики должно быть таким: с одной  стороны право должно стать средством  осуществления государственной  политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Гражданин как  объект политических отношений обладает свободой слова, правом на объединения, на участие  в собраниях, шествиях и демонстрациях, правом на участие  в управлении государством, правом, на равный доступ к государственной службе и другими.

Экономические и правовые нормы. Требования экономических законов (Закон денежного обращения, производства и сбыта, спроса и предложения и другие) находят свое выражение в государственно-правовых актах. Так, конституции различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. Законы, как правило, определяют формы собственности, гарантируют ее защиту, устанавливают систему налогов, бюджет, кредитную систему, финансовую и денежную политику. Гражданский кодекс каждого государства – это своеобразная экономическая конституция.

В результате различного соотношения права и экономики  возможны три различных способа  управления экономикой. Первый – командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются. Второй – стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается. Наконец, третий – смешанный, сочетающий рыночные законы с разумным юридическим регулированием экономики, налогов, рынка сбыта, рабочей силы и т.д. Этот способ государственно-правового управления экономикой способствует ее поступательному развитию, поскольку государство защищает свободное предпринимательство от кризисов, предпринимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни используя при этом юридические формы таких экономических рычагов как налоги, кредит, инвестиции и другие. Политика приватизации собственности, либерализации экономики, бюджетная политика, плата за производственные фонды и природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы – реальные правовые средства в оптимальной хозяйственной жизни.

Говоря о соотношении экономических  и правовых норм важно определить пределы государственно-правового  вмешательства в экономику. Юридические  нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным  путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, лжепредпринимательство, лжебанкротство, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.

Корпоративные и правовые нормы. Посколькукорпоративные нормы создаются в процессе организации и деятельности общественных организаций (профсоюзы, политические партии, предпринимательские союзы, клубы по интересам и т.д.) и соответственно распространяются на членов этих организаций, то следует признать, что в отличие от правовых норм корпоративные нормы не обладают общеобязательностью и не обеспечены государственным принуждением. Это институт гражданского общества, а не государства. Корпоративные нормы соблюдаются членам организации добровольно, а в случае их нарушения возможны общественные меры воздействия на нарушителя. По своему характеру корпоративные нормы могут противоречить нормам морали и нравственности, правовым нормам. Источниками корпоративных норм являются уставы, кодексы общественных организаций. Формальная определенность корпоративных и правовых норм – признак который их объединяет.

Среди правовых норм есть локальные  правовые нормы, которые схожи с  корпоративными тем, что также действуют в пределах определенной организации и распространяются только на членов этой организации (трудовые коллективы). Однако локальные правовые нормы являются юридическими, поскольку права и обязанности, которые они порождают обеспечиваются государственным механизмом.

Право связано с корпоративными нормами тем, что определяет порядок  организации и деятельности общественных объединений, характер и пределы  регулирования ими общественных отношений.

 

Лекция 7. Источники (формы) права.

 

Прежде остановимся на соотношении понятий “источник права” и “форма права”. Советская теория права в результате длительной дискуссии о правильности употребления  этих терминов закрепила в понятийном аппарате возможность их употребления как синонимов, т.е. и “источник” права и “форма” права в современном правоведении употребляются как внешняя форма права, как то в каком реальном, практически воспринимаемом обличии мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. Это формальная определенность права, его объективизация, место, где содержатся нормы права. И все же в мировой юриспруденции еще со времен римского права традиционным, наиболее удобным в употреблении является термин “источник” права, под которым  чаще всего понимается официальная форма закрепления норм права. Содержание права может быть объективизировано в нормативных актах государственных органов, в решениях судов, в обычаях, поддерживаемых и одобряемых государством и иных формах.

 Рассмотрим  подробно несколько основных  источников права.

Правовой  обычай – это самая древняя форма права, исторически сложившееся правило поведения, которое государство признало и санкционировало. Правовой обычай реализуется при разрешении конкретного дела законодатель отсылает правоприменителя именно к обычаю, а не другому источнику права. В тексте закона текстуального воспроизведения обычая не приводится, в противном случае правовой обычай растворяется в содержании нормативного правового акта или судебного прецедента. Правовой обычай это неписаный источник права, он содержится в сознании людей и в результате многократного применения вошел в их привычку. Соблюдение правового обычая обеспечивается государственным принуждением. Достоинства этого источника права проявляются прежде всего в том, что он единственный возникает не сверху от государства, а снизу, т.е. полнее нежели другие источники права отражает потребности людей, а также в том, что он появляется естественно и является наиболее объективным, наконец, в том, что в основном исполняется добровольно, поскольку основан на привычках людей. Недостатком правового обычая является то, что он относительно неподвижен, а значит и неспособен оперативно отразить быстро изменяющиеся общественные отношения, сфера его распространения локально, ограничена, а поскольку текстуально он нигде не фиксируется, то носит неопределенный характер. И в тоже время следует отметить, что в административной практике, в гражданском праве, в международных отношениях происходит ренессанс правового обычая, который наряду  с юридическими нормами все более активно реагирует рыночные отношения в постсоветских государствах, например, обычаи делового оборота, торговые обычаи, честное купеческое слово и другие, опирающиеся на правовые традиции этих стран.

Нормативный правовой акт – основной источник права романо-германской правовой системе. Это юридический акт, принятый субъектами правотворчества, направленный на урегулирование общественных отношений и содержащий нормы права. Достоинства этого источника права состоят в том, что он, более других приспособлен  оперативному обновлению действующего права, позволяет осуществлять единую правовую политику в рамках всего государства, сам внутренне организован и легко приводится в систему, доступен для правоприменителя и гражданина непосредственно его реализующего, наконец, именно нормативный правовой акт в максимальной степени выражает формальную определенность права. Система нормативных правовых актов включает в себя такие нормативные акты как конституцию, законы, кодексы, нормативные акты президента, правительства, министерств и ведомств, местных органов управления и другие. Нормативный акт принимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяется на определенный круг лиц, может быть довольно быстро изменен.

Юридический (правовой, судебный, административный) прецедент – основной источник права англосаксонской правовой системы. Он представляет собой решение юрисдикционных и административных органов по конкретному юридическому делу, которое затем становится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих в будущем, т.е. индивидуальное решение становится нормой права со всеми вытекающими признаками. К  основному достоинству судебного прецедента относится то, что он гибок и динамичен, поскольку правоприменитель способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни и отразить их в решении конкретного дела. Следует отметить, что в работе международных судов в Страсбурге и Гааге именно судебный прецедент – основной источник права. Недостатками его являются определенный субъективизм при возникновении, невозможность привести в систему, сложность в поиске при применении. Советская доктрина не воспринимала судебный прецедент как источник права, однако, сегодня концентрированное  выражение судебной практики высшими судами постсоветских стран фактически стало прецедентным правом, полноправным в системе других, традиционных источников.

Договор нормативного содержания предполагает двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества в результате которого возникает новая норма права. В сфере трудового права – это коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюзов, представляющем коллектив работников предприятия, генеральное, тарифное и другое соглашения. В гражданском праве к договору нормативного содержания относятся публичные договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, услуг связи, энергоснабжения и других сферах. Особенно широко договор нормативного содержания применяется в международном праве в виде международно-правовых договоров, пактов, соглашений конвенций, деклараций.

Юридическая доктрина зафиксированная в научных трактатах, монография и статьях, на основании которой также принимаются правоприменительные акты; К источникам права относят также религиозные источники, в частности священные писания, книги, трактаты, характерные для мусульманского права; общие принципы права, исходные начала права, такие, в частности как равенство, справедливость, неотчуждаемость естественных прав человека, гуманизм, верховенство правового закона и другие, именно на эти источники права ссылаются при отсутствии других источника права, используя аналогию права, особенно популярна была в Римской империи, где выдающимся римским юристам предоставлялось право давать толкования, разъяснения законов, которые были обязательными для судей. Сегодня доктрина продолжает оставаться источником мусульманского права, а вообще ее значение как формального источника права падает.

 

Лекция 8. Нормативный правовой акт.

       

Понятие, структура нормативного правового акта.

Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах мира в виду его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также в виду того, что он обеспечен государственным характером. В романо-германской правовой системе это основной источник права. Его определяют как акт, который оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным государственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Структура нормативного правового акта представлена его внешней и внутренней структурой. Внешняя структура определяется реквизитами самого акта:

-- указание  на форму акта (закон, указ, постановление,  приказ и т.д.);

-- указание на орган его издавший (парламент, министр, местный орган  управления и т.д.);

-- заголовок,  означающий предмет регулирования (“О молодежной политике”, “О налогах и сборах” и т.д.);

-- дата, место  приятия акта, его регистрационный  номер (например, Закон Республики  Беларусь “О нормативных правовых  актах Республики Беларусь” от 10 января 2000 года № 361-3);

-- подписи  лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты.

Внутренняя структура нормативного акта складывается из следующих элементов: статьи, которые подразделяются на такие составные как параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы и другие; статьи объединяются в главы, а главы в разделы нормативного правового акта. Некоторые акты имеют преамбулу, в которую не включаются нормативные предписания, но разъясняются цели и мотивы издания акта.

Тексты нормативных правовых актов  излагаются на государственном языке. В случае необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юридической силы, со ссылкой на такие акты.

Такое строение нормативного правового  акта появилось в результате длительного  нормотворческого развития и служит как последовательному и четкому изложению правового материала в акте, так и удобству пользования им. Представленная выше структура акта реализует важнейший признак права – его формальную определенность.

 

Виды нормативных правовых актов.

Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы найти критерии классификации огромного множества  нормативных правовых актов. Одним  из таких критериев является разграничение  нормативных правовых актов   по отраслевой принадлежности: гражданские, уголовные, административные, конституционные и другие нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты разделяются по юридической силе. При одном подходе они подразделяются на законы и подзаконные акта, при другом – на конституцию и подконституционные акты. Так, в Беларуси официально придерживаются второго подхода и к подконституционным актам относят  законы,  декреты и указы Президента, постановления правительства,  акты министерств и ведомств, нормативные акты местных органов государственной власти.

Еще один критерий деления нормативных актов – сфера их действия, так могут быть акты внешнего действия (международные договоры) и внутреннего действия (законодательство страны).

Нормативные правовые акты подразделяются в зависимости от субъектов их принявших, т.е. субъектов правотворчества: нормативные акты волеизъявления народа (принятие в порядке референдума), нормативные акты государственных органов (законодательных, исполнительных и судебных), совместные акты государственных и негосударственных организаций, локальные нормативные акты.

Нормативные акты могут быть классифицированы в  зависимости от объема и характера действия на акты общего действия, распространяющиеся на общественные отношения на всей территории государства, ограниченного действия, распространяются на часть территории или определенный круг лиц, и чрезвычайного действия, которые  могут реализовываться только при исключительных обстоятельствах.

Информация о работе Происхождение права