Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций

Описание работы

Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.

Файлы: 1 файл

Опорный конспект лекций по дисциплине общая теория права.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Правовое  государство находится не внутри, а во вне гражданской сферы.

Известно, что  любое государство, в том числе  и правовое, обладает рядом существенных признаков, несовместимых с гражданской сферой. Речь идет о таких свойствах государства, как принуждение, его исключительное право на использование насилия, издание общеобязательных законов, взимание налогов и т.п. Если государственные структуры основаны на зависимости "приказ —исполнение", то гражданское общество "сцепляют" добровольные кооперативные связи, субъекты которых юридически независимы друг от друга и взаимодействуют как свободные и равные партнеры. Характерной чертой гражданского общества является преобладание горизонтальных невластных отношений, тогда как устойчивую структуру государства, в том числе и правового составляют вертикальные, иерархические отношения.

Иной вопрос, что местные представительные органы государственной власти могут одновременно входить и в структуру гражданского общества, но лишь в той мере, в  какой они функционируют на принципах общественного самоуправления. Или, например, профсоюзы и многие другие общественные организации, в посттоталитарных обществах, отмирая как государственные структуры, трансформируются в институты гражданского общества. Напротив, политические партии по мере перерастания из партии идей в партии интересов, проведения регулярных демократических выборов, складывания сильных партийных фракций в представительных органах власти постепенно превращаются в ключевые элементы государственной системы принятия решений и управления.

Духовные  основы зрелого гражданского общества предполагают высокий уровень гражданского сознания и культуры, развитые этические нормы, регулирующие общественные и межличностные отношения. Только такое общество способно поддерживать цивилизованный рыночный порядок, верховенство естественного права, соблюдение демократических процедур, быть реальным гарантом стабильности правового демократического государства. 

Для массового  гражданского сознания характерны индивидуальная свобода и автономия — высшая ценность и благо, совпадающие с самим существом жизни. Граждане в свободном обществе стремятся к экономической самостоятельности, независимости от государственного "социального попечительства", берут на себя ответственность за свою жизнь. Они понимают, что политика тотального государственного вспомоществования ("благожелательная деспотия") воспитывает иждивенческие настроения, подавляет деловую активность, приводит к бюрократизации общества и рано или поздно — к утрате индивидуальных свобод. Поэтому основу общегражданской ментальности составляет вера индивида в свои силы и возможности, чувство собственного достоинства, склонность к состязательности, конкуренции.

В качестве базовых  ценностей гражданской культуры можно назвать приверженность идеалам свободы, демократии и справедливости, терпимость к существующим между людьми различиям, открытость, способность к восприятию чужого социального опыта, принятие неизбежности конфликтов и готовность идти на компромиссы, чтобы достигнуть согласия, стремление к легитимным формам политического поведения, критичное и взыскательное отношение к правящим структурам, устойчивый иммунитет к разного рода утопическим идеологиям, проповедующим тотальную рационализацию общества, убежденность в превосходстве эволюционно-реформистского пути развития.

В демократическом  гражданском обществе заметно снижается  необходимость в дисциплине физического  принуждения, наказания, страха — основных силовых регуляторах поведения индивидов в этатизированных обществах. Когда люди наделены собственностью, когда права и свободы каждого защищены против власти большинства, то уже не страх, а личные (групповые) интересы и убеждения становятся основополагающими мотивами поведения граждан. На место принудительного подчинения внешним целям приходит внутренняя, саморегуляция гражданского общества.

Логика развития рыночных отношений постепенно сформировала такие всеобщие нравственные правила, как, например, опора человека на самого себя, уважение к собственности, индивидуальная ответственность, выполнение обещаний, бережливость, без соблюдения которых сегодня невозможны долговременный личный успех и процветание. Необходимость следовать этим правилам заставляет человека служить удовлетворению потребностей людей, с которыми он не только незнаком, но и не подозревает об их существовании. И наоборот, не известные ему люди помогают удовлетворению его собственных потребностей. Иными словами, люди приносят друг другу  взаимную пользу, выходящую за пределы их непосредственного восприятия и конкретного знания. Этот эффект   достигается не вследствие их личных благих намерений, а спонтанным образом.

Коллективные и индивидуальные начала в моральной практике гражданского общества пребывают в противоречивом взаимодействии. Конфликт между двумя  системами правил нередко является основным источником жизненных коллизий и кризисов. Способность жить одновременно в двух системах ценностей, уметь их разграничивать и в то же время объединять, руководствуясь в выборе нравственных приоритетов общечеловеческими представлениям о добре и зле, допустимом и запретном —один из решающих факторов гражданской культуры. Поэтому “простые” свойства — порядочность, честность, человечность — универсальная и фундаментальная основа гражданского общества и правового государства.

Итак, духовные основы гражданского общества представляют собой сложную, многоуровневую систему воззрений, норм, традиций, ядро которых составляет принцип опоры человека на самого себя, ценности свободы и автономии  личности. Вместе с тем высшим выражением гражданского самосознания является демократическая культура гражданственности. Обладание индивидуальной свободой, собственностью делает людей ответственными за сохранение и умножение не только их личного, но и общественного достояния — культуры, науки, образования, достигнутого в обществе качества жизни, гарантий прав и свобод человека. Если государство защищает права своих граждан, то и граждане в ответ проявляют заботу о государстве, принимают на себя обязательства и выполют обязанности. Демократия только тогда процветает, когда о ней заботятся граждане, готовые разделить с государством бремя ответственности за её сохранение и укрепление.

 

Соотношение гражданского общества и государства.

Общество  в отличие от государства существовало всегда. Гражданское общество как  общество равноправных граждан, проявляющих  свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное  от лишних запретов и дотошной административной регламентации появилось и сформировалось примерно с конца XVII по конец XIX века.  Это случилось в наиболее развитых странах в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и свободе, на свободном предпринимательстве и частной инициативе. Законодательно признание правового равенства людей и правящих и управляемых на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком и основой гражданского общества. Верховенство права над государством обеспечивается разделением властей и особым высоким положением законодательной власти, занимающейся поиском и фиксацией права, ее прямой зависимостью через выборы от народа, а также полноправной ролью суда, доступного и справедливого для всех.

Гражданское общество изменило значимость конституции  страны. Да, этот основной закон, который  определяет устройство государства, но это и основной закон, где зафиксированы  право и свободы гражданина. В  результате конституция становится соглашением гражданского общества и государства о разграничении сфер их деятельности: для государства – публичная власть сфера общих интересов, для общества – сфера индивидуальных свобод, частных интересов.

Диалектика  развития конституции состоит в  том, что в ней все более четко закрепляется идея ограничения обществом власти государства. Она становится основным законом, своеобразным договором между обществом и государством о распределении между ними власти.

Гражданское общество стимулирует государство  расширяет контроль представительных и судебных органов за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных.

Развитое  гражданское общество постепенно снижает  функцию государства как “ночного сторожа”. В его деятельности все  большее место занимают такие общественные функции как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением. Повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности, развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений. Расширяется сфера  действия публичного права, активно развивается социальное законодательство.

Нормальное  цивилизационное государство современности - правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправлений, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Гражданское общество становится более сильным, чем государство и стремится  его подчинить, максимально развить в нем функцию управления делами всего общества. Это делается через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы влияния и свободную прессу.

Право этого  периода все более становится возведенной в закон волей  не только буржуазии, но воли и интересов  всех классов и социальных групп, всего общества. Оно устанавливает  не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.

Власть  отделяется от собственности, управление общественными делами переходит в руки ученых-специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются на основе всемирного рынка, возрастает реальная роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет ООН и других международных организаций; повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением.

Однако, перспективы  развития гражданского общества могут  быть различными. Несомненно, часть  из них оптимистична. Однако, история  цивилизации знает и откаты назад.

Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.

 

Правовое государство.

Поскольку сегодня  правоведение оперирует различными подходами к пониманию и права  и государства, соответственно, существуют различные подходы и к пониманию правового государства.

Так, с позиции социологического понятия государства и позитивистского понятия права, правовое государство невозможно, поскольку право это – закон, вне закона и без закона оно не существует, следовательно, если государство связано законом, то это государство законности. Такое государство само создает эти законы для всех граждан и государственных служащих, определяя их возможности и обязанности, оно в любой момент имеет право изменять содержание законов или отменить их вообще. Данный подход определяет государство как наиболее сильную организацию власти, которая не может быть связана дозаконотворческими естественными правами человека, поскольку право, исходя из этой теории по природе своей не может стоять над государством. Цель такого государства законности – соблюдение законов.

С позиции  легистского понимания государства и позитивистского понимания права, наоборот, всякое государство правовое, поскольку сущность государства определена в содержании законов о нем. Несомненно то, что всякое государство имеет законы, где определены компетенция его государственных органов, правовой статус гражданина и т.д., а коль это так, то значит оно и есть правовое государство, а термин “правовое государство” -- речевое излишество как, например, масленое масло.

В период ревизии  основополагающих понятий и категорий  права, когда стали различать  право и закон, по-новому взглянули  на соотношение права и государства, должно получить новое звучание и  понятие “правовое государство.

Информация о работе Происхождение права