Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:59, курсовая работа
Разграничение предметов ведения между центром и субъектами проистекает из основ федерализма и формы правления Российской Федерации.т.е. являясь федеративным демократическим государством. Россия, как федерация предполагает двойственность государственной власти и поддерживает такой конституционный принцип, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ст.5.ч.3 Конституции РФ). Речь идет прежде всего о разграничении законодательных полномочий. После распада Советского Союза, взаимоотношения между центром и регионами не были четко отрегулированы, вследствие этого власти на местах приобретают практически неограниченные полномочия, что прежде всего влияет на экономику страны (недополучение доходов в государственный бюджет).
Введение………………………………………………………………………. 3-5
Принципы разделения полномочий………………………………………......6-8
Договорная система делегирования полномочий…………………………..9-14
Полномочия органов государственной власти ……………………………15-17
Совместное ведение Федерации и субъектов ……………………………..18-19
Полномочия субъектов РФ …………………………………………………20-23
Заключение ………………………………………………………………….24-26
Список использованных источников …………………………………….......27
Курсовая работа
По дисциплине: «Теория государства и права ч.2»
На тему: «Разделение властей – принцип деятельности демократического государства»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Принципы разделения
полномочий……………………………………….....
Договорная система делегирования полномочий…………………………..9-14
Полномочия органов государственной власти ……………………………15-17
Совместное ведение Федерации и субъектов ……………………………..18-19
Полномочия субъектов РФ …………………………………………………20-23
Заключение
………………………………………………………………….24-
Список использованных источников …………………………………….......27
Приложение: Федеративный договор от 31 марта 1992 г. « О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.»
Разграничение предметов ведения между центром и субъектами проистекает из основ федерализма и формы правления Российской Федерации. т.е. являясь федеративным демократическим государством. Россия, как федерация предполагает двойственность государственной власти и поддерживает такой конституционный принцип, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ст.5.ч.3 Конституции РФ). Речь идет прежде всего о разграничении законодательных полномочий. После распада Советского Союза, взаимоотношения между центром и регионами не были четко отрегулированы, вследствие этого власти на местах приобретают практически неограниченные полномочия, что прежде всего влияет на экономику страны (недополучение доходов в государственный бюджет). И в 31 марта 1992 г. принят Федеративный договор, определяющий предметы ведения субъектов, Федерации и предметы совместного ведения. Его подписание было одним из пунктов программы Б.Н. Ельцина при избрании в мае 1990 главой российского государства, Председателем Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатовым и руководителями 86 из 88 субъектов Российской Федерации.
10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть.
В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями, в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ..
По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ” и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ" от 31 марта 1992 г.
После этого подписание договоров приобретает распространение. В 1994 году подписаны 3 договора, в 1995 - 4, в 1996 - 17, в 1997 - 12, в 1998 - 6. Подготовкой проектов договоров о разграничении полномочий занималась Комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключение составила Чеченская Республика Ичкерия. К середине 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. Первые три (с Татарстаном, Кабардино-Балкарией и Башкирией) именовались договорами о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, остальные 39 (условно под вопросом - неопубликованные ) - о разграничении предметов ведения и полномочий. Точные названия этих 39 договоров полностью (за исключенем названий регионов) совпадают с одним исключением - в название договора с Красноярским краем и его составными частями не включены названия регионов.
К предметам ведения Федерации относятся пятьдесят позиций, совместные - сорок, а остальные – к ведению субъектов. При разграничении полномочий использовался принцип делегирования, т.е. к полномочиям Федерации и совместному отнесено то , что не под силу сделать субъекту, и наоборот, полномочия, отнесенные к ведению субъекта- те что легче решить на месте и находясь ближе к проблеме и населению.
Разграничение
полномочий предполагает
ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ.
Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», вступивший в силу в 1999 году определяет характер устройства федеративного государства, устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также основные принципы, порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между федеральными и региональными органами государственной власти.
В нем устанавливаются следующие основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий:
- конституционность;
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
- равноправие субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;
- недопустимость ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации;
- согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;
- добровольность заключения договоров, соглашений;
- обеспеченность ресурсами;
- гласность заключения договоров, соглашений.
- достаточность, здесь предусматривается, что при разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органам власти, должны быть соразмерны тем задачам, которые поставлены перед этими органами.
- ограниченность ресурсов подведомственной органу власти территории, здесь предусматривается, что при распределении ресурсов необходимо, прежде всего, использовать те ресурсы, которые имеются на территории, подведомственной органу власти, за которым они закрепляются.
- инфраструктурную целостность ресурсов, здесь требуется комплексный подход к наделению органов власти ресурсами, исходя из тех предметов ведения, которые определены для данного органа власти законом. Следует максимально стремиться к завершенности технологического цикла, поскольку закрепление объектов управления за разными собственниками затрудняет их эксплуатацию и распределяет между ними и ответственность за работу системы в целом.
- наивысшую эффективность использования ресурсов, здесь требуется закрепление ресурсов за теми уровнями власти, где оптимально может быть построена система эксплуатации данных ресурсов. Совершенно очевидно, что максимальная эффективность в использовании ресурсных возможностей земли, объектов недвижимости будет достигнута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за их использованием и оперативное регулирование вопросов распоряжения землей и объектами недвижимости на местном уровне.
- реализация полномочий органов власти разных уровней невозможна без их четкого финансового обеспечения, то есть эффективной и прозрачной системы межбюджетных отношений. Несмотря на проведенные в 1990-х годах реформы, сложившаяся в России система межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.
В 2001 году Правительством РФ было одобрена Программа развития бюджетного федерализма, в которой обозначены долгосрочные – на период до 2005 года – направления реформ в данной сфере. В ней разграничение расходных полномочий предлагается в соответствии со следующими принципами:
- субсидиарность, т.е. максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг;
- территориального соответствия, т.е. максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг;
- внешних эффектов, т.е. чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться;
- эффекта территориальной дифференциации, т.е. чем выше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться;
- эффекта масштаба, т.е. концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств.
Следует стремиться к закреплению всех 3-х видов расходных полномочий (нормативно-правовое регулирование, обеспечение средствами, финансирование) по конкретной общественной услуге (функции) за одним уровнем бюджетной системы, исходя, прежде всего, из конституционного разграничения предметов ведения, что предотвратит возникновение "необеспеченных мандатов".
ДОГОВОРНАЯ СИСТЕМА ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность заключения двух видов договоров:
- между Российской Федерацией и субъектом РФ о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11);
- между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъекта РФ о передаче осуществления части полномочий (ч.2, 3 ст.78).
Практика заключения двусторонних договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами РФ отчасти может быть объяснена тем, что схема разграничения предметов ведения и полномочий, положенная в основу Федеративного договора 1992 г., а затем и Конституции РФ 1993 г., не является идеальной. Она основана на делении всех вопросов государственной жизни на три группы:
- предметы ведения Российской Федерации, полный перечень которых дан в ст.71 Конституции РФ (18 пунктов);
- предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, их полный перечень помещен в ст.72 Конституции РФ (14 пунктов);
- предметы ведения субъекта Российской Федерации, определенные по принципу "все, что остается за вычетом предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Заключение таких
договоров допускается только
в случае, если это обусловлено
экономическими, географическими и
иными особенностями субъекта
РФ, и в той мере, в которой
указанными особенностями
1. в связи со стихийными
бедствиями, с катастрофой, иной
чрезвычайной ситуацией органы
государственной власти
2. возникшая вследствие
решений, действий или бездействий
органов государственной
Информация о работе Разделение властей – принцип деятельности демократического государства