Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью настоящей работы являются осуществление комплексного конституционно-правового и сравнительно-правового анализа особенностей реализации принципов разделения властей по конституции США 1787 года.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
исследование концепции разделения властей в истории политико-правовой мысли;
анализ особенностей представлений о разделении властей в отдельные временные периоды;
рассмотрение содержания принципов разделения властей по конституции США;
выявление особенностей разделения властей в США.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теория разделения властей.
Понятие власти и принципа разделения властей.......................................6
Теория разделения властей в политико-правовых учениях......................9
Глава 2. Закрепление принципа разделения властей в Конституции США.
История принятия и общее содержание конституции 1787года............23
Реализация принципа разделения властей в США..................................29
Законодательная, исполнительная, судебная власть....................30
Система сдержек и противовесов (checks and balances)................37
Заключение.............................................................................................................41
Библиографический список..................................................................................44
Содержание.
Введение......................
Глава 1. Теория разделения властей.
Глава 2. Закрепление принципа разделения властей в Конституции США.
Заключение....................
Библиографический
список........................
Введение.
Более трех тысяч лет человечество бьется над проблемой решения извечной общечеловеческой проблемы - как обезопасить человека от произвола самолюбивых государственных чиновников.
Вопрос о власти - центральный в научных исследованиях о сущности и роли государства и права начиная с древнейших времен. Но и в наши дни он не потерял своей значимости. Представления о предназначении и роли государства в обществе содержались сначала в религиозных и философских сочинениях, в памятниках художественного творчества. Лишь постепенно и сравнительно поздно политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, сохранив до сих пор связь с первоначальными истоками. Всей историей своего существования человечество доказало, что самые жизнеспособные теории появились на заре его развития, претерпевая только определённые модернизации обусловленные уровнем развития цивилизации. Особое значение имеют теории направленные на рассмотрение и установление средств и способов рационализации процесса управления государством. Тем самым определяется и место концепции разделения властей как важной составной части всего обществоведения.
Рассматривая теорию разделения государственной власти, в динамике её развития, стоит обратить внимание на то, что изменения, трансформация и модернизация данной теории обусловлена не только социальными и политическими, но и социально-психологическими факторами. А именно, изменялось отношение к данной теории: рассматриваемая изначально, как средство рационализации процесса управления государством, фактически элементарное разделение государственно- управленческого труда, в последствии она приобретала характер, то политического лозунга борьбы различных политических и социальных групп, то характерной особенностью передовых государств демократического типа.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления принципов разделения властей; их правовое содержание и место в системе конституционных принципов организации и деятельности государственной власти в США.
Предмет исследования составляют: основные представления о становлении и развитии разделения властей и единства государственной власти в контексте эволюционного развития зарубежной конституционно-правовой доктрины и практики, положенные в основу понимания содержания принципов разделения властей; понятия рассматриваемых принципов; элементы конституционно-правового механизма реализации принципов разделения властей и единства государственной власти.
Целью настоящей работы являются осуществление комплексного конституционно-правового и сравнительно-правового анализа особенностей реализации принципов разделения властей по конституции США 1787 года.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
Для решения поставленных задач изучались нормативные акты, монографии, научно–учебные пособия, энциклопедические издания, материалы периодических изданий. В совокупности данные источники отражают различные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей.
Теоретической основой работы стали труды виднейших мыслителей и правоведов, областью научных поисков которых стало разделение властей; народовластие; идеи народного суверенитета; основы демократического правового государства: Платон, Аристотель, , Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Д. Мэдисон и др. В основу исследования положены также работы современных отечественных юристов: В. Баглая, К.И. Батыра, Н. Ю. Плавинской, О.И. Чистякова и др.
В качестве эмпирической базы была использована Конституция США 1787 года.
Глава 1. Теория разделения властей.
1.1.Понятие власти и принципа разделения властей.
Общее понятие власти, как известно, категория многоаспектная и многоликая. Власть родительская и отцовская, власть чувств, власть толпы или улицы, местная власть, власть тьмы и т. д. — столь широк диапазон употребления слова «власть» Поэтому общее определение власти тоже является весьма широким.
В понятие власти нередко включают прежде всего способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, Таким его видят не только философы и обществоведы, но и знатоки русского языка. Например, В. Даль писал, что власть — это «право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление...»1. Несколько иначе, но, по сути так же, определял власть и С. Ожегов. По его мнению, таковой следует считать «право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле»2. Другими словами, властью нельзя считать какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они — действующие лица, но не власть. Понятие государственной власти является более узким. В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект — народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым народ делегирует свою власть (см. ст. 3 Конституции РФ). Соответственно, такого рода властью принято считать «возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения либо принуждения»3.
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти должны разделяться и вверяться «в разные руки». Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу.
Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три основных направлений (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основывать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Как отмечает Ершов В.В. «с целью противостояния авторитаризму, деспотизму и произволу основных властвующих органов и должностных лиц, гарантирования свободы и подлинной демократии вся власть в правовом государстве не может принадлежать одному государственному органу. Реальная государственная власть как юридически гарантированная возможность распоряжаться и подчинять своей воле с объективной необходимостью должна быть разделена как по «горизонтали», так и по «вертикали». Если первое предполагает, прежде всего, разделение и взаимный контроль законодательной, исполнительной и судебной властей, то второе – «внутреннюю» организационную, юридическую и экономическую самостоятельность органов государственной власти»4.
Разделение властей -это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.
Во всех странах при нормальной ситуации существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями. Причем, чем выше степень демократизма, тем больше можно наблюдать специфичного и особенного. Деспотии все одинаковы, как бы ни тщились тираны подчеркнуть свою самобытность. Демократии всегда разнообразны и многообразны, будучи едины по своим основополагающим принципам и духу.
Конкретное претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия многочисленных факторов. Среди них можно отметить такие, как исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естесвенно-георафические условия существования, этнонациональный состав населения, расстановка политических сил в стране и многие другие.
1.2. Теория разделения властей в политико-правовых учениях.
В поисках идеальной
модели государственного устройства человечество
на протяжении многих веков стремится
создать максимально эффективну
Дискуссионным в современной науке конституционного права является вопрос об авторе теории разделения властей:
Безусловно, поиск наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления пронизывают всю историю политической мысли. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.), Эпикура (ок. 341 — ок. 270 гг. до н.э.), Полибия (ок. 201 — ок. 120 гг. до н.э.).
Свои идеи о государстве и политике один из крупнейших мыслителей античной эпохи, ученик Сократа - Платон изложил в труде «Законы», написанном в виде беседы между Спартанцем, Критянином, Афинянином. Идеальное государство у него было рабовладельческое и четко организованное.
«Государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому», - говорит он, - «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения». 6
Платон, который вопросам только что возникшим в древней Греции государству и праву посвятил много работ, указывает на необходимость разделения труда в работе государственного механизма с целью успешного осуществления государственной власти в обществе. По его мнению, работа государственного механизма должна основываться на принципе разделения труда: «каждый может заниматься хорошо лишь одним делом, а не многими, если он попытается взяться за многое ему ничего не удается и ни в чем он не отличится»7. Платон совершенно отчетливо отделяет друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти. Платон стремится так же определить круг вопросов, которые входят в компетенцию каждой из вышеуказанных властей. Так, он определяет задачи и цели законодательства, формы его осуществления, влияние законодательства на общественное и государственное устройство, особенности его взаимоотношений с другими властями и т.д.
По мнению Платона, в процессе осуществления единой государственной власти в общественной жизни «законодательство и правосудие направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга»8. Для сохранения единства государства, по мнению Платона, решающее значение имеет правосудие. Исследуя вопросы, связанные с осуществлением правосудия в общественной жизни, Платон указывает: «Если нарушено правосудие, связывающее воедино все органы государственного управления,
тогда все правительственные должности распадаются, не согласуются одна с другой и уже не преследуют общей цели, а это ведет к, уничтожению единства государства, порождает в нем множественность, наполняет его междоусобиями и ведет к скорой гибели»9. Платон в своих трудах вместе с