Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью настоящей работы являются осуществление комплексного конституционно-правового и сравнительно-правового анализа особенностей реализации принципов разделения властей по конституции США 1787 года.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
исследование концепции разделения властей в истории политико-правовой мысли;
анализ особенностей представлений о разделении властей в отдельные временные периоды;
рассмотрение содержания принципов разделения властей по конституции США;
выявление особенностей разделения властей в США.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теория разделения властей.
Понятие власти и принципа разделения властей.......................................6
Теория разделения властей в политико-правовых учениях......................9
Глава 2. Закрепление принципа разделения властей в Конституции США.
История принятия и общее содержание конституции 1787года............23
Реализация принципа разделения властей в США..................................29
Законодательная, исполнительная, судебная власть....................30
Система сдержек и противовесов (checks and balances)................37
Заключение.............................................................................................................41
Библиографический список..................................................................................44
Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц»20, тогда как обе другие регулируют общие дела государства. В силу этого свобода и безопасность граждан зависят прежде всего от четкого функционирования судебной власти. Монтескье предлагает передать судебную власть лицам, из народа, которые созывались бы по мере необходимости для осуществления судебных полномочий. Последние не должны быть связаны с профессией, богатством, знатностью. Задача судей в том, чтобы решения и приговоры «всегда были лишь точным применением закона»21. Именно учитывая специфику данного рода деятельности, Монтескье утверждает, что «судебная власть в известном смысле не является властью»22. Поэтому в конституционном проекте она не сдерживается никакой другой властью. В отличие от нее законодательная и исполнительная власти, также имея правовой характер, все же могут злоупотреблять властью, допускать произвол, что приводит к ликвидации свободы и безопасности граждан. Чтобы избежать подобных нежелательных последствий, они должны быть не только разделены, но и наделены правом приостанавливать и отменять решения друг друга.
Схема Монтескье исключала наличие органа, который бы давал общее направление и координировал все «власти». В своем труде Монтескье провозглашает разделение властей не просто как распределение функций между государственными органами, а именно как разделение властвования между различными социально-политическими силами, боровшимися в условиях предреволюционной Франции за господство.
Схема Монтескье, исключавшая создание такого органа, который занимал бы доминирующее положение среди «трех властей», отражала прежде всего организационно-правовой подход к разделению властей.
Нужно также, считал Монтескье, чтобы власти могли «сдерживать друг
друга» и предлагает ввести систему сдержек и противовесов. Так, например, он предлагает дать королю право налагать вето на законы, принятые парламентом, и даже распускать его. В свою очередь, монарх должен править, подчиняясь законам, и чем ближе форма правления подходит к республике, тем строже должна соблюдаться буква закона, тем строже должны быть судьи. Монтескье подчеркивает важность независимости властей и органов, их осуществляющих, по отношению к условиям их формирования, сроков деятельности, а также их взаимной несменяемости.
Таким образом, он утверждал рациональность взаимного уравновешивания и даже противопоставления властей. Тем не менее, Монтескье понимал, что скомбинированные им таким образом власти могут оказаться в состоянии бездействия и неподвижности в результате отсутствия действенного механизма для решения возможных конфликтов и исключения такого важного элемента как сотрудничество между властями в решении государственных дел, но надеялся устранить это затруднение тем соображением, что, «так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут действовать согласованно».
Вместе с тем разделение
властей в рассматриваемой
Указание на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей: «Когда одному и тому же лицу или одному и тому же составу должностных лиц предоставлены вместе законодательная и исполнительная власти, тогда нет свободы, потому что можно опасаться, что монарх или сенат будут создавать тиранические законы, чтобы тиранически исполнять их»24.
Если, однако, соединение двух первых властей — это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям: «Нет также свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья обладал бы достаточной силой, чтобы сделаться угнетателем»25.
Наконец если соединить все три власти - неизбежно установление самого жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы: «Все было бы потеряно, если бы один и тот же человек, или корпорация высокопоставленных лиц, или сословие дворян, или, наконец, весь народ осуществляли все три вида власти: власть создавать законы, власть приводить их в исполнение и власть судить преступления и тяжбы частных лиц»26.
Ж.-Ж. Руссо с позиции «неотчуждаемого, единого и неделимого народного суверенитета» критиковал идею Ш.,Монтескье о разделении
властей и одним из первых выдвинул предложение о разделении государственных функций, а не власти27.
Хотя доктрина разделения властей сформировалась в конкретно- исторических условиях буржуазных революций и в отдельных государствах Европы, ее основные положения с определенными коррективами оказали влияние на политическую теорию и конституционную практику многих стран мира, которые признали разделение властей на фоне тезиса суверенитета народа и вытекающего отсюда принципа верховенства законов.
Существенное влияние данная теория оказала на становление и развитие Конституции США 1787 г. Идеи Монтескье были созвучны интересам американского народа, который вел борьбу против тирании Англии, за свободу и безопасность страны. Кроме того, сама американская революция была результатом компромисса между рабовладельцами Юга и промышленниками Севера. Д. Мэдисон — один из «отцов» Конституции 1787 г., использовал теорию разделения властей Монтескье как основу при ее подготовке. Он писал: «Сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной в одних и тех же руках: или одного, или немногих, или у всех по любому основанию, действительно приводит к появлению тирании». Единственным средством против тирании, считал он, может быть только разделение властей. «Чтобы правильно понять идеи по этому важному вопросу, — заявляет Д. Мэдисон, — необходимо правильно исследовать идеи, в которых сохранение свободы рассматривается в связи с тем, что три самых .главных рода власти должны быть разделены и отделены друг от друга. Оракулом, к которому всегда обращаются и цитируют в этой связи, является знаменитый Монтескье». В умеренной интерпретации Д. Мэдисона теория разделения властей Монтескье вошла составной частью в американскую Конституцию 1787 г.
При создании американского конституционного механизма первоначально за основу был взят вариант разделения властей, сформулированный Дж. Локком. Спустя непродолжительное время все полномочия управления - законодательные, исполнительные и судебные оказались у законодательного корпуса. В связи с отторжением локковской модели разделения властей авторами американской конституции была принята усовершенствованная схема Монтескье. При этом основополагающим принципом стало не только «горизонтальное», но и «вертикальное» разделение власти, поскольку ни один из государственных органов власти не может быть выразителем общей воли народа.
Глава 2. Закрепление принципа разделения властей в Конституции США.
2.1.История принятия и общее содержание конституции 1787года.
Конституция США - самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время, и самая «старая» из вырабатывавшихся на национальном уровне. Основной закон США был создан в «новой» стране, на территории бывших английский колоний и не встречал сопротивления традиционных структур, существовавших на этих территориях.
США первоначально были страной иммигрантов, и этот фактор оказывал влияние на их экономическую и политическую жизнь до начала ХХв..
Конституции 1787 г. предшествовало принятие Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Последняя была провозглашена во время борьбы с Великобританией представителями тринадцати колоний - Виргинии, Массачусетса, Северной Каролины, Южной Каролины, Мэриленда, Род-Айленда, Коннектикута, Нью-Джерси, Нью-Гемпшира, Нью-Йорка, Делавэра, Пенсильвании и Джорджии, заявивших: «Мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс, призывая верховного Судию мира в свидетели правоты наших намерений, объявляем от имени и по уполномочию народа, что эти соединенные колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты». Каждый из штатов стал независимым государством. В 1783 г. война была завершена заключением Версальского договора, признавшего независимость колоний.
Ещё в 1777 году, в разгар войны, Второй континентальный конгресс принял Статьи Конфедерации, документ конституционного характера, который определял Соединённые штаты как конфедерацию и закреплял полномочия центральных органов. В 1781 году Статьи были ратифицированы последним, тринадцатым, штатом и официально вступили в силу. Многие отмечали слабость этого союза: во-первых, Статьи Конфедерации предоставляли центральным органам минимальные полномочия, а во-вторых, при голосовании в Конгрессе Конфедерации (высший орган власти) по любому вопросу требовалось единогласное согласие всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу. Джордж Вашингтон образно назвал Статьи Конфедерации «верёвкой из песка» (ropes of sand). Поэтому быстро начали появляться предложения о внесении в Статьи различных изменений.
В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Вирджиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами. Конференция оказалась недостаточно представительной (делегаты из ещё нескольких штатов не успели добраться в Аннаполис вовремя, часть штатов проигнорировали конференцию), поэтому делегаты обратились к Конгрессу Конфедерации с просьбой созвать в мае следующего (1787) года в Филадельфии конференцию, в которой участвовали бы представители всех штатов и которая имела бы достаточно полномочий для пересмотра Статей Конфедерации.
21 февраля 1787 года Конгресс Конфедерации принял резолюцию о созыве Конвента «с единственной и выраженной целью пересмотра Статей Конфедерации» (for the sole and express purpose of revising the Articles of Confederation). Двенадцать штатов (за исключением Род-Айленда) утвердили в общей сложности 70 делегатов, которые должны были участвовать в Конвенте. Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации и вопрос о выработке нового документа не ставился, постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции, которая бы утвердила территориальное устройство федерации и систему органов власти, принципиально отличающиеся от существовавших на тот момент. Обсуждение проекта было закрытым, однако Джеймс Мэдисон, один из основных авторов Конституции, на протяжении всего Конвента вёл записки, благодаря которым стали известны многие подробности заседаний и точки зрения участников дискуссий.
Основной спор на Филадельфийском Конвенте развернулся между сторонниками двух конституционных моделей, которые получили названия «План Вирджиния» и «План Нью-Джерси» (по названиям штатов, которые представляли делегаты — авторы моделей). В «Плане Вирджиния» (его авторство принадлежало в основном Мэдисону) основной упор делался на создание системы федеральных органов, которые обладали бы значительными полномочиями. В частности, федеральное правительство предлагалось наделить правом вето на законы, принимаемые легислатурами (законодательными органами) штатов, в случае необходимости применять военную силу против отдельных штатов. Согласно «Плану Вирджиния», на федеральном уровне должны были быть созданы двухпалатный законодательный орган (причём верхняя палата легислатуры должна была избираться членами нижней палаты), правительство, избираемое законодательным органом на семь лет, и судебная система, основанная на принципе несменяемости судей. «План» был официально представлен губернатором Вирджинии Эдмундом Рэндолфом 29 мая 1787 года.
«План Нью-Джерси», предложенный Уильямом Патерсоном, отражал интересы мелких штатов. Патерсон предлагал внести некоторые изменения в Статьи Конфедерации, в том числе закрепить верховенство федерального законодательства, не изменяя сути документа. Права штатов предлагалось обеспечить, закрепив равное представительство от каждого штата в законодательном органе. Таким образом, отдельные штаты сохраняли бы большую самостоятельность. Дебаты по «Плану Нью-Джерси» длились с 13 по 16 июня 1787 года и закончились его отклонением. Свой «План» выдвинул Александр Гамильтон, делегат от Нью-Йорка, сторонник британской модели парламентаризма и монархической формы правления. «План Гамильтона» имел много общего с существовавшей на тот момент в Великобритании формой правления, хотя Гамильтон формально не выдвигал предложения об учреждении монархии. Большинство делегатов были настроены на кардинальный разрыв с колониальным наследием, поэтому предложение Гамильтона не нашло поддержки.
Хотя «План Вирджиния» уже был взят за основу будущей Конституции, долгое время не было разрешено принципиальное противоречие о порядке формирования законодательного органа (Конгресса). В итоге они решили, что палата представителей избиралась по территориальному принципу, а в Сенате штаты были представлены на равной основе. На Конституционном Конгрессе остро стоял и вопрос о рабстве. В результате было принято решение сохранить рабовладение на ближайшие двадцать лет, чтобы этот вопрос решали будущие поколения.
17 сентября проект
Конституции был готов, и
Проект Конституции
был направлен Конгрессу
В результате Конгресс одобрил проект и передал его штатам для ратификации.
Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым штатом стал Нью-Гемпшир (21 июня 1788 г.). При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента; Гамильтон лично сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. Аналогичная рекомендация была принята в Массачусетсе и некоторых других штатах. 13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие. 4 марта 1789 года (ещё до того, как Конституцию ратифицировали Северная Каролина и Род-Айленд) начали работу новые федеральные органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией.
Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах 1789 г.).
Сама по себе преамбула не является источником прямого действия, а только разъясняет основное назначение конституции.