1.Внешнеполитические предпосылки
К внешним предпосылкам следует отнести
то давление, которое оказывали на славянский
мир его соседи хазары и норманны.
1стремление взять под контроль
торговые пути, связывающие Запад
с Востоком иЮгом, ускоряло
складывание княжеско-дружинных
группировок, втягивающихся во
внешнюю торговлю.
2 взаимодействие с более развитыми
цивилизациями приводило к заимствованию
некоторых общественно-политических
форм их жизни. Не случайно
долгое время великие князья
на Руси назывались по примеру
Хазарского каганата хаканами (каганами).
Вопрос 5
Киевская
Русь: основные этапы ее развития, дифференциация
населения и особенности правового
статуса отдельных социальных групп,
изменения в государственном
устройстве.
Государственный строй характеризует
государство в определенный период
и использует такое понятие, как
форма государства. Форма государства
состоит из трех
элементов: формы правления,
формы государственного устройства
и политического режима. По форме
правления Киевская Русь была
раннефеодальной монархией. Во
главе государства стоял великий
князь, которому принадлежала
верховная законодательная власть.
При великом князе постепенно
сформировался совет старейшин,
куда входили родственники князя,
представители дружины и племенной
знати. Некоторые исследователи
приписывают этому органу совещательную
функцию, другие считают, что
мнение совета старейшин имело
определяющее значение при принятии
решений. Иногда созывались феодальные
съезды, на которых решались вопросы
разграничения власти между князьями,
разделения земель. Вече - народное
собрание — созывалось для
решения наиболее глобальных
вопросов общегосударственного
значения, например, войны и мира.
По мере укрепления княжеской
власти вече постепенно утрачивало
свое значение. Вооруженные силы
государства были представлены
дружиной и народным ополчением.
Ополчение основывалось на десятичной
системе управления, его возглавлял
тысяцкий. Управление на местах
осуществляли наместники князя
(в городах) и волостели (в
сельской местности).По форме государственного
устройства Киевская Русь
представляла собой относительно
единое унитарное государство,
затем отношения между княжествами
и князьями оформились в систему, названную
дворцо-
во-вотчинной.
По типу государства большинство
ученых относит Киевскую Русь к феодальному
типу, с присущими ей особенностями
(многоукладность экономики, нестабильный
классовый состав общества).
Политический режим имел
признаки демократии (народное собрание),
с одной стороны, и авторитаризма
(власть великого князя с элементами
принуждения).
Характеристика общественного
строя обусловлена формированием
правящего класса, чтопривело к
появлению феодальной зависимости,
— система ≪сюзеренитета-вассалитета≫.
Бояре из дружинников князя
превращаются в его вассалов,
наделяются вотчиной и занимаются земледелием,
усиливая эксплуатацию крестьян-общинников,
которые становятся от них зависимыми
и являются главной рабочей силой. В результате
военных походов захваченные пленные
превращаются в рабов
(холопов), которые выполняют вспомогательные
хозяйственные функции.
Раннефеодальная монархия
как форма правления Древнерусского
государства. Центральные и местные
органы власти и управления
в Древнерусском государстве.
Особенности организации русского
войска.По форме правления Киевская Русь
была раннефеодальной монархией. Во главе
государства стоял великий князь. Его
функции на раннем этапе существования
Древнерусского государства заключались
в организации вооруженных сил, командовании
ими, в сборе дани и налаживании внешней
торговли. В дальнейшем большее значение
приобретала деятельность князя в области
управления: назначение местной администрации,
княжеских агентов, законодательная и
судебная деятельность, руководство внешними
сношениями и т. д. Доходы князя складывались
из феодальных повинностей, дани (подати),
судебных пошлин, уголовных штрафов (вир
и продаж) и других поборов.Взаимоотношения
с другими князьями строились на основе
крестных грамот, в которых определялись
права и обязанности великого князя и
князей-вассалов (защита последних, оказание
им помощи, их помощь великому князю и
т. п.).Великокняжеский престол передавался
по наследству: сначала по принципу старшинства
— старшему в роду, а затем «отчины» —
сыну.Великий князь в своей деятельности
опирался на совет крупных феодалов —
бояр и духовенство. Хотя совет и не имел
четко определенной компетенции, бояре
вместе с князем решали важнейшие вопросы
управления, внешней политики, суда, законодательной
деятельности и др.При князе состоял совет
из бояр и «княжих мужей». Руководство
отраслями княжеского дворцового хозяйства
возлагалось на тиунов и старост. Со временем
они превращаются в управляющих отраслями
княжеского хозяйства. На смену десятичной
системе управления приходит дворцово-вотчинная,
при которой политическая власть принадлежит
собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются
два центра власти — княжеский дворец
и боярская вотчина.В раннефеодальной
монархии важную государственную и политическую
роль играет народное собранию — вече.
В вече участвовали все свободные жители
города (посада) и примыкающих поселений
(слобод). К компетенции вече относились
вопросы налогообложения, обороны города,
организации военных походов и избрания
князей. Исполнительным органом веча был
совет,состоявший из городского патрициата,
старейшин и др.Местное управление осуществлялось
посадниками (наместниками) в городах
и волостелями в сельской местности, и
опиралось на военные гарнизоны, руководимые
тысяцкими, сотниками и десятскими.Представители
князя обладали следующими полномочиями:
осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли
правосудие, устанавливали и взимали штрафы
и др. Вместо жалованья за службу они имели
право оставить часть собранного с населения
себе. Такая система управления получила
название системы кормлений.Органом местного
крестьянского самоуправления являлась
территориальная община — вервь. Вервь
XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской
и семейной общин и представляла собой
конгломерат мелких поселений. К компетенции
верви относились вопросы перераспределения
земельных наделов, налогово-финансовые
вопросы, полицейский надзор, решение
судебных споров, расследование преступлений
и исполнение наказаний. Государство,
используя вервь в фискальных, полицейских
и административных целях, было заинтересовано
в дальнейшем сохранении общинной структуры.Судебных
органов как особых учреждений еще не
существовало. Судебные функции выполняли
органы власти и управления в центре и
на местах — князья, посадники, волостели
и другие представители княжеской власти.Оформлялась
церковная юрисдикция. Церковь судила:
зависимое население своих земель, духовенство
по всем категориям дел, население государства
по некоторым категориям дел (преступления
против религии, нравственности и т. п.).Вооруженные
силы включали: дружину великого князя,
дружины местных князей, феодальное ополчение
и народное ополчение.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
На первом этапе образования
древнерусского государства (VIII середина
IX вв.) происходит вызревание предпосылок,
складывание межплеменных союзов и
их центров, которые упоминаются
у восточных авторов. К IX в. восходит
появление системы полюдья, т.е. сбора
с общинников в пользу князя дани,
которая в ту эпоху носила еще
добровольный характер и воспринималась
как возмещение за военные и управленческие
услуги.
На втором этапе (2-ая половина IX середина
X в.) процесс складывания государства
ускоряется во многом благодаря активному
вмешательству внешних сил хазар и норманнов
(варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных
обитателей Северной Европы, вынудивших
ильменских словен, кривичей и финно-угорские
племена чуди и веси платить дань. На Юге
же хазары собирали дань с полян, северян,
радимичей и вятичей.
Возникновение ядра восточнославянского
государства
Вопрос 6
Политич и
юр последствия принятия христианства
Древнерусским гос-вом в 988г
При князеВладимире Святославиче около
988-989 гг. в качестве новой государственной
религии на Руси было принято христианство.
Оно становилось единой общегосударственной
идеологией для всех областей Руси,
где до того существовали местные
языческие культы, и тем самым
способствовало укреплению единства образовавшегося
Древнерусского государства, нуждавшегося
в освящении собственности и
власти. В нем, прежде всего, увидели
проповедь повиновения властям,
непротивления, и это отвечало потребности
господствующего класса. На протяжении
веков, прошедших с тех пор, отнюдь
не простых в истории нашей
страны, многие авторитетные исследователи,
к сожалению, очень по-разному
оценивали это историческое явление.
Нередко противореча друг другу.
Принятие христианства имело большое
международное значение. Став христианским,
Древнерусское государство получило,
по тогдашним понятиям, равное достоинство
с другими христианскими державами
Европы и в особенности с Византией.
Принятие христианства способствовало
также развитию культуры в средневековых
ее формах, содействовало распространению
письменности, развитию зодчества и
живописи. С принятием христианства
на Русь стали проникать византийская
литература и искусство.
Учреждение церковной организации
в Киеве
Духовенство делилось на
черное(монашеское) и белое(приходское).
Организационными центрами стали епархии,приходы
и монастыри. Церковь получила право на
приобретение земель, населенных деревень,
осущ-е суда по делам в отношен церковных
людей, против нравственности, брачно-семейные)
Церковь осущ законодательную деятельность,акты
носили характер канонических постановлений
Крещение других русских
земель
Известно, что первыми епископскими
кафедрами, кроме Киева, была
Новгородская, а также, возможно,
Черниговская и Владимир-Волынская
и Белгородская (ныне селение
Белогородка под Киевом). На части
территорий христианство насаждалось
силой; при этом уничтожались
культовые сооружения язычников,
сопротивлявшиеся подвергались
репрессиям. Согласно некоторым
летописным свидетельствам[25], Новгород
оказал активное сопротивление
насаждению христианства: он был
крещён в 990 году епископом
Иоакимом при военной помощи
киевского воеводы Добрыни (брат
матери князя Владимира — Малуши)
и тысяцкогоПутяты
В Ростове и Муроме сопротивление
насаждению христианства, согласно традиционной
церковной истории, продолжалась до
XII века: два первых епископа, посланные
в Ростов, были изгнаны, а третий
— св. Леонтий — погиб от рук
язычников в 1073 (согласно прологу, в
993)[27]. Ростовчане были крещены только
лишь епископом Исаией († 15 мая 1090)[28],
восшедшим на кафедру в 1078 году. К
1070-м, видимо, относятся и события,
описанные в «Житии»[29][30]Авраамия
Ростовского, в частности сокрушение
им идола Велеса, на месте которого
был воздвигнут Богоявленский монастырь.
Культурные последствия
Принятие христианства содействовало
развитию зодчества и живописи в
средневековых её формах, проникновению
византийской культуры как наследницы
античной традиции.
Принятие христианства как государственной
религии влекло с неизбежностью
ликвидацию языческих культов, пользовавшихся
до того великокняжеским патронатом.
Духовенство осуждало языческие
обряды и празднества (некоторые
из них сохранялись долгое
время вследствие того, что некоторыми
исследователями квалифицируется
как религиозный синкретизм или
двоеверие[35]).
Разрушались культовые сооружения
— идолы, капища[36]. Уничтожались
представители реакционной русской
духовной элиты: волхвы и ведуны.
По мнению некоторых исследователей,
опирающихся на «Повесть временных
лет», «восстание волхвов» во
Владимиро-Суздальской Руси в
1024 (а также в 1071 году) сопровождалось
действиями и убийствами, имевшими
ритуальный характер[37]. Ярослав
Мудрый «жестоко расправился
с волхвами, наведя порядок в
даннических областях»[37]; в 1070-х
годах в Новгороде волхв был
убит дружиной князя Глеба
(«это был религиозный и бытовой
конфликт, переплетавшийся с борьбой
против власти Киева»)[38].
Предполагают, что начало года
по принятии христианства в
Киеве начали считать от 1 марта,
а не с новолуния после дня
весеннего равноденствия, как
раньше
Вопрос 7
Источники
древнерусского права. Договоры Руси с
Византией, «Русская Правда»: общая характеристика,
основное содержание
До IXв. не представляется возможным судить
о конкретных структурированных нормах
права.
Источники древнерусского права:
1. Правовой обычай — обычное
право, складывающееся веками
и очень медленно подвергающееся
трансформации. Обычное право
в договорах Руси с Византией
называется Законом Русским.
2. Договоры: договоры Руси с
Византией (Xв), другие международные
договоры, договоры между княжествами,
сохранилось даже несколько частных договоров
времен Киевской Руси.
3. Судебные прецеденты — решения
княжеского суда, растолковывающие
или уточняющие обычные правовые
нормы. Некоторые судебные прецеденты
вошли впоследствии в текст
Русской правды.
4. Законодательство — писаные
законы стали издаваться на
Руси с Xв. Тогда был издан Устав кн.
Владимира, устанавливавший церковную
десятину и определявший юрисдикцию церковных
властей (в частности, семейные правоотношения).
Более подробный устав на эту же тему издал
чуть позже кн. Ярослав Мудрый. Помимо
светского, в кон. Xв. появилось церковное
законодательство, не зависящее от воли
киевского князя, ведь церковное законодательство
былозаимствовано из Византии (греческий
номоканон — постановления церковных
соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.),
т.е. светские уголовные и гражданские
законы). Все законы, заимствованные Русью
из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую
книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция
рецепции римского права Киевскую Русь
не затронула, для Руси Римом стала Византия.
С XIв. основным законодательным источником
древнерусского права становится Русская
правда (подробнее см. вопросы №№5-7).
Основным источником древнерусского
права были обычаи, которые существовали
как в устной, так и в письменной
форме и стали затем обычным
правом. Обычное право в договорах
Руси с Византией называется
Законом
Русским, который содержит нормы
русского и византийского права.
Источником права являются и договоры:
межгосударственные, между князьями,
договоры частных лиц. Еще одним
источником права в этот период является
судебный прецедент. Самостоятельным
источником права являлось церковное
законодательство, заимствованное из
Византии. Княжеское законодательство
известно с X в. Особое значение имеют
церковные уставы князей