Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубежных стран шпоргалка.docx

— 221.49 Кб (Скачать файл)

Парламент определяет генеральную  политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет  о его исполнении, осуществляет в  определенной мере контроль за деятельностью  правительства и министров (на практике этого нет, ибо подавляющее большинство  членов Парламента принадлежит к  партии Президента).

Консультативный совет – совещательный орган Парламента (а также Президента). Этот орган состоит не менее чем из 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами (50 % из них должны быть рабочими и крестьянами), а 1/3 назначается Президентом. Срок полномочий его членов – 6 лет, но Президент может распустить этот орган досрочно (в отличие от Парламента, без проведения референдума). Совет обновляется наполовину через 3 года. Запрещается совмещать мандат депутата Парламента и члена Консультативного совета.

Исполнительная  власть. В АРЕ исполнительная власть принадлежит Президенту, который является одновременно главой государства и главой исполнительной власти, и правительству, которое характеризуется Конституцией как «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства».

Президент избирается прямыми выборами гражданами государства сроком на 6 лет. Такие выборы в Египте называются референдумом. Кандидатом может быть выдвинут египетский гражданин, рожденный египетскими родителями (т. е. не натурализованный гражданин), не моложе 40 лет. Президент определяет общую политику государства и наблюдает за ее осуществлением, созывает Народное собрание на заседания, закрывает внеочередные заседания, вправе распустить Парламент в определенных условиях, что не присуще типичной президентской республике.

При Президенте действуют  несколько национальных специализированных советов: национальной безопасности, экономики, обороны и др. (в настоящее время их 6).

Правительство –  совет министров. Руководителем правительства является Президент, в Египте есть должность премьер-министра.

Судебная власть. В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды, а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел. Существует система административных судов. Специальных мусульманских судов в Египте нет, но общие и иные суды могут в соответствии с Уголовным кодексом 1937 г. применять нормы шариата: уголовные суды могут применять наказания, предусмотренные шариатом.

 

 

86. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ЕГИПТЕ

 

В АРЕ система местных  органов, осуществляющих управление общественной жизнью, основана на сочетании государственных  органов власти на местах и органов  местного самоуправления, принципов  централизации и децентрализации.

Первый принцип находит  свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая декон-центрация).

Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов – народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень. В Египте 27 губерний (провинций), которые делятся на округа, а последние – на районы.

Система местных государственных  органов регулируется законом 1979 г. о местной власти. В каждую провинцию Президент назначает губернатора. С прекращением полномочий Президента губернатор автоматически отстраняется от должности, губернатором назначается новое лицо (или переназначается прежний губернатор).

Губернатор – представитель исполнительной власти государства в провинции. Он несет ответственность за обеспечение продовольственной безопасности провинции, эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, за состояние общественной безопасности, порядка и общественной нравственности, за охрану государственной собственности. Губернатор возглавляет провинциальный административный орган – исполнительный совет, в состав которого входят помощники губернатора, назначаемые премьер-министром по представлению губернатора, начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица.

Органами местного самоуправления являются избираемые гражданами народные советы административно-территориальных единиц (вплоть до деревни). В народный совет провинции избирается по восемь членов от каждого района, входящего в состав провинции. Из восьми названных членов семь избираются в районах по партийным спискам, на основе пропорциональной системы, а один – по индивидуальным кандидатурам на основе мажоритарной системы относительного большинства с тем же условием, что и при выборах в Парламент: необходимо получить для избрания не менее 20 % голосов от списочного состава избирателей.

Провинциальный  совет обладает значительными полномочиями: осуществляет общий контроль за деятельностью любых служб в провинции, принимает решения о создании местных предприятий и служб, утверждает местный бюджет самоуправления; он вправе устанавливать местные налоги и сборы и т. д.

Полномочия нижестоящих  народных советов, их отношения с  назначенными начальниками районов  и городов (мэрами) аналогичны тем, которые  присущи полномочиям провинциального  совета и его отношениям с губернатором, только они рангом или рангами  ниже.

 

 

87. КОНСТИТУЦИЯ БРАЗИЛИИ

 

Конституция Бразилии принята  в 1988 г. после длительного правления военных и последовавшего затем переходного периода. Ее приняло двухпалатное Учредительное (Конституционное) собрание, которым провозгласил себя Национальный конгресс (Парламент), избранный в 1986 г.

Бразильская Конституция  содержит 42 тыс. слов. Она содержит 245 пространных статей основного текста и 70 статей переходных положений. В качестве основ правления она называет парламентаризм и президенциализм. Конституция Бразилии имеет ярко выраженный социальный характер. Специальные главы и части посвящены экономическому порядку, социальному порядку, городской политике, аграрной политике, здравоохранению, спорту, науке и технике и т. д. Социальные положения занимают большее по объему место, чем традиционные нормы конституционного права (организация государственной власти и права человека). В Конституции в качестве основной цели названо создание демократического государства, обеспечивающего личные и социальные права в плюралистическом обществе, высшими ценностями которого являются равенство и справедливость, основанные на социальной гармонии.

Она устанавливает, что экономический  порядок в стране основан на труде  и свободной инициативе, его цель – обеспечить всем достойное существование  в соответствии с «социальной  справедливостью». Экономический строй  Бразилии опирается на суверенитет  государства, частную собственность  и ее социальную функцию и др. В Конституции говорится о  перспективном (многолетнем) планировании, но вмешательство государства в  экономическую сферу должно быть минимальным и только для целей  национальной безопасности или в  публичных интересах.

Конституция регулирует отношения  с аборигенами страны – индейскими племенами. Она признает за ними право на социальную организацию, обычаи, верования, а также право на землю, занимаемую ими традиционно.

Бразильская Конституция  – демократическая Конституция. Она предусматривает многопартийность, политический плюрализм, разделение властей  и др.

Во многих своих частях Конституция Бразилии декларативна. В ней содержится множество принципов, идеологических положений, лозунгов, что лишает некоторые статьи юридической определенности, затрудняет ее прямое действие, применение.

Бразильская Конституция  «жесткая». Поправки к Конституции  могут быть предложены 1/3 частью каждой из двух палат Парламента, Президентом, более чем половиной законодательных  собраний штатов. Они должны быть приняты  дважды обеими палатами Парламента, каждый раз большинством в 3/5 их состава. После  этого поправка промульгируется  президиумами палат Парламента (Палаты депутатов и Сената), а не Президентом. Не могут быть предметом пересмотра: федеративная форма устройства государства, демократические принципы избирательного права, положения о разделении властей, нормы о личных правах и гарантиях  человека и гражданина.

К Конституции принято  более 20 поправок (первая в 1992 г. по вопросу о вознаграждении членам Парламента), которые имеют разные названия: поправки и ревизии.

 

 

88. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В БРАЗИЛИИ

 

Конституция закрепляет принцип равноправия индивидов. В ней говорится о традиционных аспектах равноправия – перед законом независимо от пола, расы и национальности, а также независимо от профессии, образования и других характеристик личности. Принцип равноправия в сфере некоторых личных прав (в отличие, например, от политических прав) Конституция распространяет на иностранцев. Говорится, что все, бразильцы и иностранцы, равны перед законом, если это касается права на жизнь, безопасность и собственность.

Особенно широко представлены в Конституции нормы о социально-экономических  правах, которые также распространяются не только на граждан: право на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, социальную защиту. Особая группа социальных прав – права  трудящихся: право на забастовки, право  на создание профсоюзов, на участие  в управлении предприятиями и  в прибылях предприятий, право на социальное обеспечение и др. Отдельно говорится о правах пенсионеров: пенсия не должна быть ниже прожиточного минимума, она увеличивается с  учетом инфляции. При реформах (ревизии) Конституции в 1994–1999 гг. многие из таких положений, равно как и некоторые положения экономического характера, были из нее исключены ввиду невозможности их выполнения.

Политические  права, закрепленные в бразильской Конституции, имеют в основном традиционный характер: избирательные права, свобода слова, собраний, объединения и другие, – но некоторые из них толкуются гораздо шире, чем в прежних бразильских конституциях, удалены отдельные оговорки, препятствовавшие осуществлению этих прав.

В сферу личных прав и свобод Конституция включает как традиционные права: неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, так и нетрадиционные: право на информацию и распространение информации и др. Но последнее относится только к тем личным правам, которые проистекают из суверенитета государства и гражданства лица.

Коллективные  права также сформулированы в Конституции достаточно широко: право на «народное действие»: коллективное требование отмены актов государственных органов, посягающих на национальное здравоохранение, на мораль и окружающую среду. В ней говорится о правах политической оппозиции (в частности, она должна иметь доступ ко всем официальным документам правительства и др.), вводится понятие коллективной безопасности (право законно функционирующей не менее 1 года политической партии, профсоюзной организации, иной ассоциации требовать у суда защиты своих членов или лиц, примыкающих к данной организации), говорится о праве на самоопределение.

Нормы о правах личности содержатся также в конституциях штатов, но в них говорится главным  образом о традиционных правах в  социальной сфере (на образование, доступ к культуре, спорту и др.).

В Конституции предусматриваются  коллективные и индивидуальные обязанности  граждан (соблюдать Конституцию  и законы, платить налоги, обязанность  профсоюзов участвовать в коллективных соглашениях и др.).

 

 

89. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В БРАЗИЛИИ

 

Законодательная власть. Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов (513 человек) и Сената (81 сенатор).

Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе.

Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, сенаторов и их заместителей (по три сенатора и по два заместителя каждого сенатора). Территории в сенате не должны быть представлены.

Каждая палата создает  свои руководящие и внутренние органы, принимает свой регламент; существует также специальный регламент  совместного заседания обеих  палат.

Палаты избирают председателей и их заместителей (из другой фракции), секретарей, отраслевые постоянные комиссии, создают в случае необходимости временные комиссии, образуют раздельные и совместные расследовательские комиссии. Комиссии создаются пропорционально численности партий и блоков. Они вправе вызывать министров для дачи информации, им представляются годовые отчеты соответствующих министров, они принимают петиции и заявления граждан об упущениях властей, обсуждают законопроекты и государственные программы, но никаких указаний министрам они давать не вправе.

Полномочия Парламента разделены на 2 группы: вопросы, которые он решает с санкции Президента (налогообложение, вопросы вооруженных сил и др.), и вопросы, которые он решает самостоятельно (вопросы войны и мира и др.).

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран