Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
ФКЗ принимаются только по вопросам, предусмотренным КРФ. КРФ предусмотрена возможность принятия ФКЗ о чрезвычайном положении, о принятии в РФ и образовании в ее составе нов.суб-та, об изменении статуса суб-та РФ, о гос.флаге, гербе и гимне РФ, о референдуме, о военном положении, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о суд. системе РФ, о КС, Верховном Суде, ВАСуде РФ, о Конституционном Собрании . В наст. время приняты ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ», от 10 октября 1995г. «О референдуме РФ», от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ», от 26 февраля 1997г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», от 28 апреля 1995г. «Об арбитражных судах», «О чрезвычайном положении». ФКЗ имеют приоритет перед фед.з-ми и последние не д.им противоречить. ФКЗ имеют усложненную процедуру принятия.
К-цией указывается, что ФЗ не м.противоречить ФКЗ, из чего м.сделать вывод, что в иерархии источников права ФКЗ занимают более высокое место, следуя сразу же за К-ей. Констит.з-ны, как это вытекает из текста К-ии, д.приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим П и С гр-н, правомочия гос-ва. Такие з-ны обязательно д.приниматься по вопросам, предусмотренным К-цией; этих вопросов 15, но приняты пока не все ФКЗ. ФКЗ не м.изменять К-ю и не явл. частью К-и. Многие из важных вопросов нуждаются в принятии только обычного фед.з-на. Требует изучения вопрос, почему столь важные для гос-ва порядок выборов Пр-та РФ или порядок формирования Совета Фед-и и порядок выборов депутатов Гос.Думы устанавливаются обычным ФЗ, а порядок образования высших суд. органов — ФКЗ. Констит.практика, пока еще недостаточная после сравнительно недавнего принятия К-и, со временем выявит конкретную значимость такого подхода, пока же приходится исходить из стремления конст.законодателя по каким-то причинам сделать порядок создания суд.органов более сложным по сравнению с др.органами власти. Акты палат Фед.Собрания РФ. Гос.Дума и Совет Фед-и по вопросам, отнесенным К РФ к их ведению, вправе в соотв-ии с К РФ принимать постановления, больш-во из кот.носит правоприменительный хар-р, но некот.м.иметь и норм.хар-р. Наиболее значительными из них явл.Регламент Гос.Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Фед-и от 6 февраля 1996 г.Аналогичной силой в рамках суб-та Фед-и обладают акты законодат.(представительных) органов власти суб-тов РФ. Порядок принятия таких актов устанавливается в регион.к-циях и уставах.
Указы Пр-та РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ и не д.противоречить КРФ и ФЗ. Указы и распоряжения Пр-та относятся к числу подзак.актов, т. е. м.б. отменены ФЗ. Указы Пр-та м.б.нормативными и ненормативными. 1-ые издаются на основании констит.полномочий Пр-та или в случае пробелов в законод-ве. 2-ые — это акты применения Пр-том какого-то з-на; по вр.действия и по кругу лиц, на кот.они распростр-ся, они носят ограниченный хар-р. Пр-т издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного урегулирования, Пр-т вынужден издавать норм.указы по отдельным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, кот.сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие ФЗ. Распоряж-я Пр-та сравнительно редко носят норм.хар-р. Аналогичные пр.акты для своих терр-рий издают пр-ты и главы администраций респ-к и др. суб-тов РФ. Постановления Прав-ва РФ явл. источниками КП. Они издаются на основании и во исполнение КРФ, ФЗ, норм.указов Пр-та РФ. Это означает, что Прав-во РФ м.принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соотв-и с КРФ, ФКЗ «О Прав-ве РФ», указами Пр-та РФ. Т.к. Прав-во осуществляет исполн.власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Не все постановления Прав-ва имеют норм.значение и относятся к числу источников КП. Таковыми явл.акты, кот. содержат общеобязат.нормы, регулирующие отнош-я в сфере этой отрасли права. Все правител.акты явл.подзаконными актами, т. е. д.соотв-ть К, з-нам и указам Пр-та РФ. Постановления Прав-ва РФ явл.обязательными для органов исполн.власти суб-тов Фед-и по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению Фед-и и ее суб-тов. Акты органов МСУ. Система МСУ, согласно К РФ, не входит в систему гос.власти. Поэтому акты органов МСУ не явл.в чистом виде НПА, а явл.источниками КП в смысле внеш.формы выражения норм.
Следует различать межд.дог-ры и соглаш-я, заключаемые РФ с др.суверенными гос-вами, и внутр.дог-ры и соглашения, заключаемые м/у Фед-й и ее суб-тами или м/у суб-тами Фед-и. В практику РФ все шире входят внутр. дог-ры и соглашения. Важным источником КП остается Федерат.Дог-р от 31 марта 1992 г., кот. были разграничены предметы ведения и полномочия РФ и ее суб-тов в той мере, в какой это не противоречит К-и. Др.пример: Дог-р м/у РФ Татарстан 1994 г., кот.было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий м/у органами гос. власти Федерации и Республики Татарстан. На июль 2001г. имелось 42 таких дог-ра. В наст.время обосновывается необход-ть отказаться от практики заключения дог-ров. Ряд суб-тов Фед-и заключили м/у собой соглашения по конкретным вопросам, в кот.содержатся отдельные конст.-пр.нормы.
Юридический прецедент также относится к числу исторически устоявшихся источников права. Юридический (или судебный) прецедент – это решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел. Таким образом, можно выделить судебные и административные прецеденты.
Таким образом, юридический прецедент – своего рода " эталон ", "клише"для разрешения спора, созданный не правотворческим органом, а непосредственно судьей во время осуществления им процесса отправления правосудия. По образу и подобию данного решения должны рассматриваться впоследствии сходные юридические ситуации и другими судьями. Таково классическое понимание юридического прецедента, хотя практика применения прецедентов в различных странах неодинакова.
Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые признают его таковым. Это один из наиболее распространенных источников права в мире. Страны, опирающиеся на юридический прецедент как на основной источник права, относятся к системе общего права. Среди них Великобритания,Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Австралия. Родиной юридического прецедента по праву считается Англия.
Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило повдения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемых обществом. Однако правовым становится не любой обычай, а лишь тот, который получает официальное признание государства, то есть получает юридическую силу.
Правовой обычай – это санкционированное охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени.
Правовой обычай является исторически первым источником права. Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в раннеклассовых городах-государствах. Тогда обычное (то есть основанное на обычае) право регулировало, прежде всего, брачно-семейные, имущественные отношения, порядок землеводопользования.
Система права в РФ состоит из многих отраслей — ГП, УП, ТП, АП и т. д. Среди них КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется след.факторами: 1) обществ. Отнош-ми, кот.оно регулирует, т. е. самим предметом КП; 2) его источником явл.КРФ — основной з-н в гос-ве, нормы кот.явл.исходными для всех отраслей права; 3) оно устанавливает основополагающие принципы конституц.строя, являющиеся важнейшими нормами и для др.отраслей права; устанавоивает основополаг.принципы устройства общ-ва и гос-ва,определяя общие основы управления всеми обществ.процессами,какой бы стороны жизни общ-ва лни не касались,эта отрасть тем самым дает ориентиры пр.регулирования во всех сферах обществ.отнош-й. 4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация кот.порождает ПО в др.отраслях права; 5) оно устанавливает принципы гос.-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее суб-тами; 6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию; 7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов. Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет др.отрасли права. Оно устанавливает основополаг.принципы, кот.должны соответствовать нормы др.отраслей права. Напр.,определяя систему органов исполнит.власти,их пр.статус, компетенцию,нормы КП устанавливают основные начала для адм.права.Закрепляя разл.формы собств-ти,права собственника,принципы хозяйствования,КП служит базой для ГП и хоз.прва. Регулируя основы бюджетной системы РФ,нормы КП предопределяют основы финансового права.
Наука КП – совок-ть точек зрения, концепций, доктрин о КП как отрасли права. Наука состоит из ряда теорий (теория федерализма, парламентаризма и т.п.). Теория - система знаний, описывающая и объясняющая конст.-пр.явления. Концепция - последовательно развиваемая взаимосвязанная цепь рассуждений, подкрепляемая доктринами. Доктрина - учение, научная или философская теория. Предметом изучения конст.-пр.науки явл.ряд пр.явлений: 1) общ. отнош-я, являющиеся предметом регулир-я отрасли КП. Общ.отнош-я явл.первоначальным звеном в построении системы конст.-пр.регулир-я. Наука КП изучает общ.отнош-я с целью содействия наиболее точному определению меры и способов конст.-пр.воздействия на них; 2) нормы отрасли КП. Наука КП изучает консти.-пр.нормы, их св-ва, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конст.-пр.регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли КП, ее институтов; 3) источники отрасли КП — КРФ и иное законод-во РФ, акты органов МСУ, конст.-пр.дог-ры, нормы межд. права, реш-я КС РФ. Наука изучает осн.св-ва каждого вида источников, их соотношение др.с др., коллизии, возникающие м/у ними, расположение норм КП в различных источниках; 4) констит.-пр. отнош-я. Конст.-пр.наука изучает ПО как рез-т урегулированности общ.отнош-й, эффективность воздействия пр.норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного рез-та. В данном аспекте изучается также правоприменительная практика гос.органов. Т. об., конст.-пр.наука представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о КП и общ. отношениях, им регулируемых. Развитие науки рос.КП прошло 3 периода и находится на четвертом: 1) дореволюционный этап (до Октябрьской социалистической революции 1917 г.); 2) период парламентской республики (февр. 1917 г. — до сер. 20-х гг.); 3) коммунистический этап; 4) демократический этап - создание современного КП на основе Конституции России 1993 г. (с сер. 80-х г.г.). Методология – совок-ть методов, кот.применяются при исследовании конст.-пр.явлений. Методы: 1)исторический. Наука исследует все конст.-пр.процессы в их истор.развитии. Это необходимо для выявления преемств-ти в пр.регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общ.развития, о соотв-и его тем соц.ценностям, кот.и пол-и, и в норм.форме признаются приоритетными на данном этапе. Наука КП изучает историю развития к-ций, текущего конст.-пр.законод-ва. В наст.время истор.метод познания расширяет свои границы. Наука КП д.заново осмыслить историю развития КП дооктябрьской России; 2) сравнительно-пр. Он заключ-ся в сравнит.анализе конст.-пр.норм, регулир-х однородные сферы общ. отнош-й в разл.странах.3)системный.Наука КП рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого пр.инст-та. Большое внимание уделяется и выявлению места отрасли КП в общей системе права РФ, соотношению с др.отраслями. Это способствует правильному опред-ю предмета отрасли, отграничению конст.-пр.отнош-й от правоотношений др.видов, облегчает правоприменительную деят-ть; 4)статистический метод помогает анализировать эффектив-ть действия конст.-пр.норм, их влияние на общ.процессы. Количественный фактор — важный показатель реальн-ти демократич.инст-тов, закрепляемых пр.нормами. Поэтому наука КП анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общ.отнош-й и на основе этих данных делает выводы; 5) метод конкретно-социологических исследований используется наукой КП для изучения соц.и пол.сфер, в кот.происходит реализация конст.-пр.норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общ.сознания, на формирование общ.мнения, определяющие поведенческие установки гр-н в отнош-и содерж-я тех или иных конст.-пр. норм; 6) логический метод используется для формирования понятий, категорий); 7) кибернетический метод позволяет с помощью системы понятий, з-нов и технических средств кибернетики познать конст.-пр.явления; 8) формально-юр.метод позволяет определить юр.понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содерж-е пр.предписаний и т.п., анализ нормы с практикой ее применения; 9) констит. толкование;10) конст.-пр. моделирование;11) марксистско-ленинский подход. Формулируя теоретические выводы, наука КП опирается на широкую систему источников, под кот.подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конст.-пр.науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общ. развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации. Источниками науки КП явл.и НПА (в том числе и ранее действовавшие), содержащие конст.-пр.нормы, прежде всего К РФ. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в НПА концепции, понятия, используемые в конст.-пр.нормах, раскрывает существующие м/у ними взаимосвязи. Наука не м.бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, кот.происходят в жизни на базе действия конст.-пр.норм и институтов. Поэтому источником науки КП явл. и конкретная практическая деят-ть органов госуд. власти, всех субъектов пр.отнош-й, осуществляемая на базе норм КП. Функции науки конституционного права: А) Познавательная функция – познание предмета науки конституционного права; Б) Практическая функция – получение и углубление знаний о конституционном праве способствует усовершенствованию конституционно-правовых норм и отношений, права в целом и др. В) Прогностическая функция – выработка научных прогнозов.
Констит.-пр.отв-ть - применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний КПН, мер гос. принуждения, предусмотр-х санкцией юр.нормы и выражающихся в отрицат.для него последствиях личного, организационного или имущ. хар-ра. При изучении вопросов отв-ти затрагиваются вопросы ее оснований, суб-тов, мер и порядка привлечения к отв-ти. Конст.-пр.отв-ть имеет 2 основания: нормативное и фактическое. Нормативное -норма КП, предусматривающая отв-ть. Фактическое – это 1) правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, 2)правоприменит. акт - применение к правонарушителю мер гос. принуждения. Основанием конст.-пр.отв-ти явл.конст. правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конст.-пр.норм и влекущее спец.конст.-пр.отв-ть. За нарушение норм КП наступает не только конст.-пр., но и иная – уг.и адм.отв-ть: за нарушение конст.обяз-тей ее несут гр-не. Суб-ты конст.-пр.отв-ти: 1) гос-во в целом как суб-т, возмещающий вред, причиненный гр-нам незак-ми действиями органов гос.вл. или должностных лиц; 2) гос.органы, органы МСУ и должн. лица, в том числе выборные (Пр-т РФ, главы суб-тов Фед-и, депутаты законод.органов, Ген.прокурор и др.); 3) обществ.и религиозные объединения;4) гр-не. Меры конст.-пр. отв-ти: 1) возмещение вреда, причинен.действиями органов гос.вл.или их должн.лиц; 2) отрешение от должности Пр-та РФ, досрочное освобождение от должности Ген.прокурора РФ, др.высших должн.лиц, отзыв депутатов представительных органов суб-тов Фед-и и органов МСУ, а также глав суб-тов Фед-и и глав МСУ, принудит.досрочное расформирование избирательных комиссий;3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах гос.вл.и МСУ; 4) приостановление и принуд.ликвидация общ.объединений, ликвидация и запрет деят-ти религиозных объединений; 5) отмена реш-я о приеме в гражд-во РФ. Сособов привлечения к констит.-пр. отв-ти: 1) суд.порядок. (гос-вом возмещается вред, причин-й его органами и должн.лицами, ликвидируются общ.и религ.объединения, приостанавливается их деят-ть); 2) принятие реш-я компетентным гос.органом (принимается реш-е об отмене реш-я о принятии в рос.гражд-во, освобождаются от должности должностные лица органов гос.вл.и МСУ). 3) привлечение к отв-ти путем использования форм непосредств. демократии. Конституционно правовая ответственность в отличие от других видов ответственности чаще всего устанавливает нелегитимность того или иного процесса или явления, а не конкретизирует субъектт ответственности. Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение онституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым; прав собственности - с гражданским и т. д.